ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ
ДИМИТРИЯ,
МИТРОПОЛИТА
РОСТОВСКОГО
(память 28 октября/10
ноября)
В том же году, как скончался дивный
подвижник юга прп. Иов Почаевский, в южном местечке Макарове у благочестивого
сотника Саввы Григорьевича Тупталы в декабре 1651 г. родился сын Даниил, который
в свое время, еще в земной жизни, явился великим светильником не для одного юга,
но и для всей России. Чудное Промышление Божие о Церкви
Русской! Отец был постоянно отвлекаем от дома военными занятиями, и
отрок воспитывался преимущественно под влиянием добродетельной матери,
возрастая в страхе Божием и благочестии. Начальное образование Даниил получил
дома. Родители обучили его читать, и когда исполнилось Даниилу 11 лет от роду,
отправили его в Киевское Братское при Богоявленском монастыре училище, или
Киево-Могилянскую коллегию (ныне Киевская академия). Вступив в училище, Даниил,
благодаря отличным способностям и пламенному усердию в занятиях, скоро стал
преуспевать в науках и превзошел всех сверстников. Он успешно изучил греческий и
латинский языки и ряд классических наук. В классах риторики он обратил на себя
особенное внимание искусством стихотворства и витийства. Даниил в совершенстве
изучил те приемы и обороты речи, которые невольно поражали потом слушателей его
поучений, и приобрел ту энергию и необходимую силу убеждения, которые проявились
впоследствии в борьбе с раскольниками. Но, успевая в науке, Даниил в то же время
отличался и замечательным благонравием и рано обнаружил склонность к жизни
созерцательной и подвижнической. Он не принимал никакого участия в детских
играх и избегал всяких утех и увеселений. Свободное от школьных занятий время он
проводил в чтении Священного Писаная, творений и житий святых мужей и в
молитве. С особенным рвением посещал он храм Божий, где благоговейно возносил
свои усердные молитвы к Господу. Когда училище во время войны было
расстроено и два года (1666—1667) совсем не преподавали в нем учения, Даниил не
мог окончить курса и должен был прекратить свои научные занятия, пробыв в школе
всего три года. С отроческих лет питая склонность к жизни
иноческой, Даниил вскоре по выходе из училища оставил мир сей со всеми его
благами. Испросив благословения своих родителей, он на восемнадцатом
году своей жизни поселился в Кирилловском монастыре, где отец его был
ктитором. Савва Григорьевич отличался живой любовью к благочестию. Посвящая
милого сына на служение Господу, он построил в обители трапезный храм в честь
вмч. Димитрия — Ангелу сына-инока. Три дочери его, сестры Даниила Саввича, были
одна за другою игумениями Иорданской женской обители, и самая эта обитель
устроена заботливостью боголюбивого Саввы Григорьевича. Мать (+ 1693) и отец (+
1703) похоронены в храме Кирилловского монастыря. Игумен монастыря Мелетий Дзик давно
уже знал Даниила, так как раньше был ректором Киевского училища. 9 июля
1668 года он совершил пострижение Даниила в иночество и нарек его Димитрием.
Новопостриженный инок всецело поручил себя воле в Промыслу Божию. Строго и
неуклонно стал он соблюдать все монастырские правила и ревностно в смирении и
послушании проходил иноческие подвиги. Всеми силами старался подражать в
добродетелях преподобным Антонию и Феодосию и прочим Печерским
подвижникам. Не прошло и года после пострижения
Димитрия, как, по просьбе настоятеля, он был посвящен в сан иеродиакона.
Это посвящение совершено было в день Благовещения Пресвятой Богородицы в
1669 году в Каневе митрополитом Иосифом Тукальским. Келейная молитва,
строгий пост, неуклонное посещение храма Божия, чтение книг были его занятиями,
которыми очищалась и просвещалась душа его. Игумен обители о. Мелетий
(Дзик), бывший ректор его по коллегии, любил его, как сына, и в
обители докончил научное образование его. В 1675 г. Лазарь Баранович, архиепископ
Черниговский и блюститель митрополии, по ходатайству доброго игумена посвятил
Димитрия в иеромонаха и, узнав дарования его, оставил при кафедре своей в
должности проповедника. «И был, — замечает св. Димитрий, — при его
преосвященстве проповедником довольное время». Проповедь его была весьма
плодотворна для его поучения, потому что слова его были от души, от искреннего
сердца, горящего любовью к Богу и ближним. И тем сильнее поучения его
действовали на слушателей, что его святая жизнь была подтверждением тому, чему
он учил других... Понуждаемый благочестивым усердием, он
отправился в Новодворский монастырь для поклонения чудотворной иконе Богоматери
и был в Виленском монастыре Св. Духа. Белорусский епископ Феодосий приглашал его
в Слуцк; здесь в Братском Преображенском монастыре, пользуясь любовью ктитора
Иоанна Скочкевича, более года проповедовал он слово Божие. Из Слуцка отлучался
он не один раз для поклонения разным святыням Православия. Почтив надгробным
словом Скочкевича, св. Димитрий в 1679 возвратился на Украину, где гетман
«принял его весьма милостиво и благодетельно», как говорит он сам. В Купицком
Николаевском монастыре проводил он время в молитве, а в праздничные дни
проповедовал в Батурине, по желанию благочестивого Самойловича. В следующем
году приглашали его на игуменство в Кирилловский монастырь; он же отказался,
конечно потому, что сам опасался обители, где могли беспокоить его родные,
да и полюбивший его гетман не хотел с ним расставаться. В 1681 г.
предложили ему игуменство Максаковской обители, и он с письмом гетмана явился к
архиепископу Лазарю Барановичу. «Не читая письма, сказываю: да благословит вас
Господь Бог не только игуменством, но по имени Димитрия желаю вам митры;
Димитрий да получит митру», — так говорил умный архипастырь при встрече с
Димитрием, радуясь за паству свою, которая будет иметь такого редкого игумена.
Он благословил его своим посохом. Вступив в управление обителью, святой Димитрий
нисколько не изменил прежней своей строго-иноческой жизни. Подвизаясь
по-прежнему в бдениях, молитве и добрых делах, он всем подавал пример
христианского смирения. Всегда помня слова Господа: Иже аще хощет в вас
вящший быти, да будет вам слуга (Мф. 20, 26), он так жил сам, так жить учил
и других, служа для всех образцом веры и благочестия. Несомненно, что такие
игумены — слава и украшение для управляемых ими обителей. Вот почему святой
Димитрий ни в одной обители долго не оставался, и был, как увидим,
перемещаем из одного монастыря в другой. Не долго максаковские иноки назидались
словом и святою жизнью Димитрия. 1 марта 1682 года он был назначен в
Николаевский Батуринский монастырь. Но от этого монастыря сам он вскоре
отказался. Он жаждал тихого и безмолвного жития, чтобы беспрепятственно
предаться богомыслию, молитве и другим богоугодным занятиям. Посему на
другой же год своего игуменства в Батурине, в день своего Ангела, 26 октября 1683 года, он сложил с себя
управление обителью, оставшись в ней простым иноком. Вскоре, однако,
Промыслом Божиим святой Димитрий призван был к великому делу составления
Миней-Четьих, которыми он принес величайшую пользу всему народу
русскому. В 1684 году архимандритом Киево-Печерской
лавры был назначен Варлаам Ясинский (впоследствии Киевский митрополит), который,
зная духовную настроенность своего бывшего ученика, его
образованность, склонность к научному труду, а также большие литературные
дарования, поручил иеромонаху Димитрию составление Четьих-Миней (Житий святых)
на весь год. Составление Четьих-Миней требовало от
иеромонаха Димитрия величайшего напряжения сил. Этим многолетним трудом (20
лет), над которым потерял и здоровье, свт. Димитрий принес величайшую услугу
всей Российской Церкви. Предки наши искони любили чтение житий святых Божиих; их подвиги и
страдания ради имени Христова, явления силы Божией, действовавшей в
преподобных и мучениках, всегда служили средством к возбуждению,
одушевлению и утверждению чад Божиих в подвигах благочестия; поэтому
распространение сведений о жизни святых Божиих всегда считалось одной из первых
потребностей в Православной Церкви, для чего издавна переводили отдельные
жизнеописания святых с греческого
языка и вновь составлялись жития святых Русской Церкви. На севере
России (в Новгороде) архиепископ Макарий (впоследствии Московский
митрополит; + 1563 г.) собирал «все книги чтимая, которыя в русской земле
обретаются» и составил «Великия Четьи Минеи», но на юге России, со времен
Батыева разорения, не было сборников житий святых, в чем для благочестивых
малороссов чувствовалась настоятельная потребность (а также и в видах ограждения
православных от польских легенд и католических сказаний о святых, не всегда
согласных с духом Православия). Еще Киевский митрополит Петр Могила (+
1647 г.) имел намерение издать жития святых на славяно-русском языке и выписал с
Афона жития святых, составленные Симеоном Метафрастом, но ранняя смерть
воспрепятствовала ему совершить это благое дело. Ректор Киевской академии
архимандрит Иннокентий Гизель приступил уже к этому труду и в дополнение
Метафрастовым житиям святых испросил у Московского патриарха Иоакима Великие
Четьи-Минеи митрополита Макария; но и ему, по причине военных смут, не суждено
было совершить начатое. Киевский митрополит Варлаам, сознавая важность
составления житий святых и не решаясь взять этот труд на себя, поручил оный св.
Димитрию.
Устрашенный тяжестью возлагаемого на него
труда, смиренный подвижник старался отклонить его от себя. Но, страшась
греха непослушания и хорошо сознавая сам нужды Церкви, он предпочел покориться
настоятельным требованиям Варлаама. Возлагая надежду на помощь Божию и на
молитвы Пречистой Богоматери и всех святых, Димитрий в июне 1684 года
приступил к новому своему подвигу и с великим тщанием начал проходить
возложенное на него послушание. Он обратился к широкому кругу
источников, занимался исследованием и анализом их, закладывая тем самым
фундамент отечественной научной агиографии. Душа его, наполненная образами
святых, жизнеописанием коих он занимался, сподоблялась духовных видений во сне,
которые укрепляли его на пути к высшему совершенству духовному и ободряли
его в великих трудах. В своем «Диаре» он записал два особенно замечательных
сновидения (10 августа 1685 г. о видении им св. вмц. Варвары, в ноябре 1685 г.
мч. Ореста — 13 декабря, — пополнявшего сведения о своих страданиях за имя
Христово). Считая издание житий святых
первостепенной задачей, иеромонах Димитрий одновременно строго исполнял другие
церковные послушания, являясь поочередно настоятелем нескольких
монастырей. Прошло с лишком два года, как св. Димитрий сложил с себя игуменство
и в уединенной келлии совершал свой великий труд. Случилось быть ему с
архимандритом Ваарлаамом в Батурине. С радостью встретили его гетман и новый
митрополит Гедеон и стали убеждать снова принять на себя управление Николаевской
обителью. Долго Димитрий отказывался от сего, но, наконец, должен был уступить
усердным просьбам и 9 февраля 1686 г. переселился в
Батурин. Но, оставив Киевскую лавру, святой
Димитрий не оставил своего дела. С
тем же усердием, как и в лавре, он продолжал составлять Жития святых, и здесь
окончил первую четверть Миней-Четьих, заключающую в себе три месяца — сентябрь,
октябрь и ноябрь. Труд свой святой Димитрий представил
архимандриту Варлааму. Прочитав и рассмотрев рукопись вместе с соборными
старцами и другими благоразумными мужами, Варлаам решил приступить к
печатанию Житий святых. Святой Димитрий прибыл из Батурина в
лавру, и под его личным наблюдением в 1689 г. была напечатана первая
книга Миней-Четьих. Между тем из Москвы поднялись тревоги на
Малороссийскую Церковь по поводу спора о святой Евхаристии. Эти тревоги не
прошли без неприятностей для занятий св. Димитрия житиями святых. Патриарх
Иоаким, не доверяя Православию малоросских ученых, как состоявших под влиянием
Запада, вытребовал в Москву Четьи-Минеи Макария и в грамоте выражал сильное
неудовольствие за печатание первой части Миней без его рассмотрения, указав
притом на несколько ошибок в печатном ее издании. В половине 1689 г. св.
Димитрий был сам в Москве с новым гетманом. Они были представлены царю
Иоанну Алексеевичу и царевне Софии. В тот же день святой Димитрий представился
патриарху Иоакиму. Спустя месяц после своего приезда святой Димитрий вместе с
гетманом были в Троице-Сергиевой лавре. Здесь тогда жил царь Петр
Алексеевич, скрывавшийся от покушений царицы Софии. Он милостиво принял
Димитрия. В лавре же Димитрий имел случай видеть патриарха. «Мы посещали его
часто, — говорит сам святой, — он благословил мне, грешному, продолжать
писания Житий святых и дал на благословение мне образ Пресвятой
Богородицы в окладе». По возвращении из Москвы св. Димитрий
усердно продолжал заниматься благочестивым трудом своим, и замеченные в первой
части недосмотры заставили его только удвоить осторожность. Чтобы иметь
более свободы для труда своего, он начал жить в ските близ церкви св. Николая
Крупицкого. Новый Московский патриарх Адриан прислал от 3 октября 1690 г.
похвальную грамоту Димитрию. «Сам Бог, — писал патриарх, — воздаст ти, брате,
всяцем благословением благостынным, написуя тя в книге живота вечнаго,
за твои богоугодные труды в писании, исправлении же и типом издании книги
душеполезныя Жития святых на три месяцы первые. Той же и впредь да благословит,
укрепят и поспешит потруждатися тебе даже на всецелый год и прочия таковыя
же Жития святых книги исправити совершенно и типом
изобразити». В ответ на это послание св. Димитрий с
чувством смирения излил благодарность доброму пастырю Церкви за его внимание к труду для святых и
просил прислать взятые у него Минеи Макария. Получив Минеи на весь год, св.
Димитрий заключился в новой келлии скита и отказался от управления монастырем
Батуринским. Живя в уединенной своей келлии, он составил вторую книгу,
заключающую в себе три месяца — декабрь, январь и февраль, и 9 мая 1693 г. сам
привез ее в Киево-Печерскую типографию. Но как ни стремился трудолюбивый инок к
тихой и уединенной жизни, люди, ценившие его высокие душевные качества, не
давали ему покоя. Так, пока святой Димитрий наблюдал за печатанием своего труда,
новый архиепископ Черниговский, святой Феодосий Углицкий, убедил его
принять на себя управление Петропавловской обителью, в 27 верстах от
города Глухова. Во время пребывания его в сем монастыре, в январе1695 года,
окончено было печатание второй четверти Четьих-Миней. И за эту книгу патриарх
Адриан удостоил Димитрия таких же похвал, как и за первую, прислав ему другую
одобрительную грамоту. Это побудило Димитрия усердно продолжать свой труд, и он
начал готовить третью книгу, заключающую в себе месяцы март, апрель
и май. В начале 1697 года святой Димитрий был
назначен настоятелем Киевского Кириллова монастыря, а через пять месяцев после
сего, 20 июня, его посвятили в архимандрита Черниговского Елецкого Успенского
монастыря. Так исполнилось, наконец, благожелание Лазаря Барановича:
Димитрий получил митру. Но, возведенный в сан архимандрита, святой Димитрий,
памятуя слова Писания: Емуже дано будет много, много и взыщется от него
(Лк. 12, 48), предался своим трудам и подвигам еще с большим рвением и усердием.
Не оставляя занятий Житиями святых, он не забывал и монастырского благоустроения
и всюду помогал советом и рассуждением, словом и
делом.
Прошло еще два года, и святой Димитрий
был переведен в Спасский Новгород-Северский монастырь. Это был последний
монастырь, коим он управлял. Здесь он окончил третью четверть Миней-Четьих,
которая и была напечатана в январе 1700 года. После сего архимандрит лавры
Иоасаф Кроюковский с братией, в знак особенного уважения к составителю
Житий святых, прислал ему в дар икону Пресвятой Богородицы, пожалованную царем
Алексеем Михайловичем Киевскому митрополиту Петру Могиле во время венчания
своего на царство. В 1700 году указом Петра I архимандрит
Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в успенском соборе Кремля хиротонисан
на Сибирскую кафедру в г. Тобольск. Высокой честью украсили смиренного Димитрия,
но она была ему не по сердцу. Сибирь — страна суровая и холодная; а здоровье
святого Димитрия было слабое, расстроенное непрестанными занятиями. Сибирь
— страна далекая, а у святого Димитрия было близкое сердцу занятие,
которое начал он в Киеве и мог продолжать только там, или близ тех мест, где
сосредотачивалось тогда просвещение, а не в глухой и далекой Сибири. Все
это так беспокоило его, что он слег в постель. Сам государь посетил больного и,
узнав причину его болезни, успокоил его и дозволил остаться на время в
Москве, в ожидании ближайшей епархии. Вакансия на такую епархию вскоре
открылась: скончался Ростовский митрополит Иоасаф, и святой Димитрий 4
января 1702 года был назначен его
преемником.
В Ростов святой Димитрий прибыл 1 марта,
во вторую неделю Великого поста. Вступив в город, он прежде всего посетил
Спасо-Яковлевскую обитель. Войдя в собор Зачатия Божией Матери, где почивают
мощи святителя Иакова Ростовского, новый архипастырь совершил обычное моление и
в то же самое время, узнав по особенному откровению свыше, что в Ростове
суждено ему окончить свою многотрудную и многоплодную жизнь, назначил для
себя могилу в правом углу собора и сказал окружающим: «Се покой мой: здесь
вселюся во век века». Совершив после сего в Успенском
кафедральном соборе Божественную литургию, святитель произнес новой своей пастве
красноречивое и трогательное слово, где изложил взаимные обязанности пастыря и
паствы. «Да не смущается, — говорил святитель, — сердце ваше о моем к вам
пришествии: дверьми бо внидох, а не прелазяй инуде; не исках, но поискан есмь, и
не ведах вас, ниже вы мене ведаете, судьбы же Господни бездна многа; тыя мя
послаша к вам, аз же приидох, не да послужите ми, но да послужу вам, по словеси
Господню: хотяй быти в вас первый, да будет всем
слуга». Вступив в управление Ростовской
митрополией, свт. Димитрий нашел в ней великие нестроения. С ревностью Илии он
предался неусыпным заботам о благоустроении церковном и спасении душ
человеческих. Как истинный пастырь, следуя словам Евангелия: Тако да
просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят
Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16), святитель сам во всем являлся
образцом благочестия. Семилетнее пребывание свт. Димитрия на
митрополии ознаменовалось непрерывными заботами его о благе вверенной ему паствы
и трудами, которых польза простиралась на всю Русскую Церковь. Святитель нашел
свое духовенство (в сравнении с малороссийским) в жалком положении: не было
училищ для подготовления кандидатов священства, к принятию священнического сана
являлись малоподготовленными — между духовенством замечено было много
нравственных недостатков и беспорядков в исполнении священнических обязанностей.
Св. Димитрий немедленно составил и разослал два окружных послания к
епархиальному духовенству. В первом обличал невежество и нерадение их
относительно тайны исповеди. Во втором подверг рассмотрению небрежность и грубые
мнения о таинстве Евхаристии. Чтобы подготовить сколько-нибудь достойных
служителей алтаря Божия, завел при архиерейском доме училища из трех классов;
часто посещал сам классы, следил за успехами учеников, предлагал вопросы и
возбуждал любовь к святым истинам; иногда сам исправлял должность учителя, в
другое время способным объяснял Священное Писание. Святитель Божий служил
образцом ревности к высокому долгу пастыря. Во все воскресные и праздничные дни
совершал он служение и редко без проповедания слова
Божия. Как, однако, ни был обременен святитель
многочисленными заботами и делами, он и в новом своем служении не оставлял
своего труда над Житиями святых. Прошло почти три года, как прибыл св.
Димитрий в Ростов, и в летопись Ростовских архиереев,
находящуюся при соборе Ростовском, внесена была следующая запись об окончании
этого великого труда святителем Димитрием: «В лето от воплощения Бога Слова
1705, месяца февруария, в девятый день, на память святаго мученика Никифора,
сказуемаго победоносца, в отдание праздника Сретения Господня, изрекшу святому
Симеону Богоприимцу свое моление: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко”, в день
страданий Господних пятничный, в оньже на кресте рече Христос:
“Совершишася”, пред субботою поминовения усопших и пред неделею Страшнаго
суда, помощию Божиею и Пречистыя Богоматере, и всех святых молитвами, месяц август
написася. Аминь». В сентябре того же года эта последняя
книга, заключающая в себе месяцы июнь, июль и август, была отпечатана в
Киево-Печерской лавре. Так закончено было великое дело составления Миней-Четьих,
потребовавшее от святителя более чем двадцатилетних напряженных
трудов. Но святому Димитрию предлежал в
Ростовской пастве другой важный подвиг. Там было в то время множество
раскольников, главные учители которых, укрываясь в Брынских
лесах, через потаенных своих проповедников всюду рассевали свое зловредное
учение. Попечительный архипастырь написал для своей паствы рассуждение «Об
образе Божии», которое впоследствии много раз было издаваемо для всей России. Он
рассылал и другие наставления по
своей пастве, как-то: вопросы и ответы о вере, где говорил и о
перстосложении для креста, «Зерцало
православного исповедания», наставления для
Евхаристии. В конце 1705 г. и в начале 1706 г. свт.
Димитрий проживал в Москве, куда его, вероятно, вызывали для занятий церковными
делами; в Москве он, как знаменитый проповедник, произносил церковные поучения.
Для священников своей епархии святитель составил катехизические наставления
«Вопросы и ответы о вере». В начале 1707 г. свт. Димитрий так был болен, что
решился написать завещание. Но, оправившись от болезни, он, неустанно подвизаясь
на пользу Церкви и государства, занялся составлением книги «Летопись», сказующую
деяния от начала миробытия до Рождества Христова. Книгу сию святитель хотел
составить как для собственного келейного чтения, так и по другим особенным
обстоятельствам. Он хорошо знал, что не только в Малой, но и в Великой России редко у кого есть
славянская Библия. Ее могли приобрести только люди богатые, бедняки
же были совершенно лишены той духовной пользы, какую доставляет чтение сей
богодухновенной книги. Многие лица даже в среде духовенства не
знали порядка библейского повествования. Посему святитель и желал
составить краткую библейскую историю, чтобы каждый мог приобрести ее
за недорогую цену и познакомиться с содержанием Библии. Немедленно приступил святой Димитрий к делу и начал выбирать
сведения из Священного Писания и различных
хронографов. Он пересылал по частям труд свой на
рассмотрение к блюстителю патриаршей кафедры митрополиту Стефану. Тому было
много скорбей по управлению, скорбей таких, которые по временам заставляли
думать о покое. Ростовский святитель и в судьбе людей прошлых времен и в собственной видел, как
неизбежны скорби на земле, и утешал первосвятителя и самого себя мыслями
христианскими, самым верным врачеванием против земных скорбей. Он писал блж.
Стефану: «Сколько могу, молю Господа, Крепкого, Сильного, да укрепит Он
архиерейство ваше в ношении тяжкого креста. Не ослабевай, святитель Божий,
под тяжестями. Ветвь под тяжестью приносит плоды. Не думай, что труды твои
напрасны. “Приидите ко Мне, — говорит Господь, — вси труждающиися и
обремененнии”. Велика награда перенесшим труды и зной дня. Не в суете те,
которыми умно управляется корабль Христовой Церкви среди бурь. Ваше
преосвященство считаете блаженным уединение. И я ублажаю его. Но худо ли
рассуждение и св. Макария Египетского о пустынниках и о трудящихся для
пользы других? Он пишет: “Одни (пустынники) с помощью благодати заботятся только
о себе; другие (учители) стараются принесть пользу душам ближних. Последние
много выше первых”. Подвизайся же, Христов подвижник, о укрепляющем Иисусе.
Бремя возложено на ваше святительство не случайно, а по смотрению Божию. Готов
для вас и венец праведной награды. Благо носить иго Христово; да будет же
легким бремя его». Как ни сильно желал святитель окончить
«Летопись», однако не мог исполнить своего намерения. В этом большим
препятствием было для него совершенно расстроенное его здоровье.
Он успел описать события только за 4600 лет. А между тем вслед за этим трудом
святитель думал приступить с Божией помощью к составлению краткого
толкования на Псалтирь. Святитель Димитрий был знаменитым
проповедником своего времени и часто обращался к своей пастве с красноречивым
словом назидания. Никакие труды и обязанности никогда не отвлекали его от
проповедания слова Божия. Проповедуемые им истины христианства, изливаясь
прямо из души проповедника, являлись всегда живыми и действенными и
увлекали слушателей простотою беседы отца с детьми, учителя с
учениками. Если бы возможно было отыскать и собрать воедино все поучения
сего российского Златоуста, их должно бы оказаться великое множество. Но, к
сожалению, весьма многие поучения святого Димитрия
утрачены. Мудро управлял своею паствою святитель
Димитрий и никогда не прибегал к суровым мерам. Отличаясь кротостью, он ко всем
— и знатным, и простым — относился с одинаковой любовью и без всякого
лицеприятия. Все верные сыны Церкви любили его и почитали как отца. Сам
государь и вся царская семья глубоко уважали Ростовского митрополита за его
истинно добродетельную жизнь. Несмотря на множество дел по управлению
епархией, святой Димитрий ежедневно приходил в церковь для молитвы; во
все воскресные и праздничные дни совершал литургию и произносил проповедь.
Посещая семинарию, он увещевал учеников постоянно призывать на помощь
Наставника мудрости и Подателя разумения, Всемогущего Господа. Слуг своих и всех
живших с ним святитель поучал осенять себя крестным знамением и тихо
прочитывать молитву «Богородице Дево, радуйся», всякий раз, когда
бьют часы. Обращался он со своими слугами очень человечно. Когда кто-нибудь
из них бывал именинник, того он благословлял образом или жаловал
деньгами. Учил их усердно поститься, избегать обьядения и пьянства. Сам
святой Димитрий подавал пример к тому в своей собственной жизни. Принимая пищу только
для того, чтобы поддерживать свои телесные силы, святитель на первой
неделе Великого поста вкушал только один раз, один только раз вкушал он и на
Страстной неделе, в Великий Четверток. Памятуя непрестанно слова Спасителя:
Всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 14), святой
Димитрий во всю свою жизнь отличался великим смирением. И достигнув высшего сана
святительского, святый Димитрий сохранил то же смирение: к высшим был
почтителен, к равным благосклонен, к подчиненным милостив, к несчастным
сострадателен. За три дня до преставления святого
Димитрия болезнь, давно уже таившаяся в его груди, обнаружилась с
особенною силою в кашле. Несмотря на сие, святитель старался казаться бодрым. В
день своего тезоименитства, 26 октября, он сам соверши литургию в соборе, но
поучения своего говорить уже не мог, и одного из своих певчих заставил
прочитать его по тетрадке. На другой день святой Димитрий приказал позвать к
себе певчих для пения им самим сочиненных духовных песней. По окончании
пения, отпустив певчих, святитель удержал одного из них, Савву Яковлева,
любимого им, усердного переписчика его сочинений. Святитель Димитрий начал
рассказывать ему о своей жизни, как он проводил ее в юности и в
совершеннолетнем возрасте, как молился Богу и Пречистой Его Матери и
всем угодникам, и сказал: «И вы, дети, молитесь так же». Потом благословил
певчего и, провожая его из келлии, поклонился ему едва не до земли и благодарил
его за усердие в переписке. Видя, что архипастырь так смиренно и
необычно провожает его и так ему низко кланяется, певчий содрогнулся и с
благоговением сказал: «Мне ли, владыко святый, последнейшему рабу твоему, ты так
кланяешься?» На сие святитель с той же кротостью отвечал: «Благодарю тебя,
чадо!» Певчий горько заплакал и удалился. После
сего святой Димитрий приказал служителям разойтись по своим местам, а сам
заключился в особенную комнату, как бы желая отдохнуть и наедине предался
усердной молитве к Богу. Утром служители вошли в сию комнату и нашли святителя
скончавшимся на коленах, в положении молящегося. Так молитва, услаждавшая жизнь
святителя, сопровождала его и к смерти.
Честное тело почившего святителя было
облечено в архиерейские одежды, им самим приготовленные, и в тот же день
перенесено в домовую церковь. Во гробе под главу и под все тело были постланы,
по завещанию святого Димитрия, его черновые бумаги. Немедленно весть о
преставлении святителя разнеслась по всему Ростову. Ко гробу его
стеклось множество народа, искренно плакавшего о неоценимой потере
своего возлюбленного пастыря и учителя. 30 октября тело святителя перенесено было
в собор с подобающею честью. Вскоре прибыл для погребения святителя митрополит
Стефан. Войдя прямо с обор, он поклонился телу почившего друга и много плакал
над ним. После сего он приказал казначею Филарету приготовить все нужное к
погребению в Яковлевском монастыре, как и избрал себе сам
святитель. Несмотря на желание святителя, выраженное
в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения
местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского
совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником свт.
Димитрия, свт. Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего
почившего друга, настоял на погребении тела святителя в указанном месте.
Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не
было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом
митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро
заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело
святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим,
привело к скорому обретению мощей.
Через 42 года, в 1752 г., производился
ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола
было обнаружено нетленное тело свт. Димитрия. Место погребения оказалось сырым,
дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а
также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После
обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено
Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит
Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей
свт. Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29
апреля 1757 г. о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита
Ростовского, и установлении празднования 28 октября (день преставления) и
21 сентября (день обретения мощей). Святитель Димитрий — святой учитель
Церкви всех времен. Можно ли насладиться учением его? Из догматических
сочинений свт. Димитрия самый важный труд его — «Розыск о Брынской вере»,
написанный с явным и глубоким разумением
христианства. После «Розыска» достойны внимания
«Зерцало православного исповедания» и «Ответы о вере»; то и другое — род
краткого катехизиса, примененного к нуждам времени. Четьи-Минеи свт. Димитрия — образцовое
сочинение по искусству изложения, по критической осторожности в выборе
известий и по духу благочестия. «Да не будет ми лгати на святаго», — сказал
сочинитель и выполнил свое слово, предложив чтение самое
назидательное. Всех проповедей святителя издано до 94 и
еще две речи; искренность убеждения и глубокое благочестие составляли лучшую
собственность их. Живостью речи и выражением сильными проповедник
поддерживает внимание слушателей к нему и не дозволяет скучать даже сухостью
созерцательных истин. В аскетических творениях выдающегося иерарха, а также
его проповедях видится благодатный и мужественный подвижник-покровитель
богословской науки. В его трудах многие поколения русских богословов черпают
духовные силы к творчеству и молитве. |