ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИОНИСИЯ,
АРХИЕПИСКОПА
СУЗДАЛЬСКОГО
(память 15/28
октября)
Дионисий, в мире Давид, родился на юге России, в Киевских пределах, в
начале XIV столетия. Кто были его родители и где они жили — неизвестно.
Обучившись грамоте, он с ранних лет посвятил себя подвигам иноческой жизни в
Киево-Печерской лавре. Из любви к уединению он с благословения настоятеля
обители удалялся с некоторыми из братии на север России, взявши с собой на
память о Киево-Печерской лавре копию с чудотворной
Киево-Печерской иконы
Божией Матери. На берегу Волги, ниже верст на пять от Нижнего
Новгорода, на месте, напоминавшем Киево-Печерскую лавру, Дионисий выкопал себе
пещеру и поселился в ней. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом,
когда собрались к нему искатели безмолвия (около 1335 года) основал
монастырь с храмом в честь Вознесения Господня. Обширным знанием правил веры и
строгой подвижнической жизнью Дионисий приобрел себе всеобщее уважение.
Современники видели в нем мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое
Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем. Под
опытным его руководством воспитались в иноческой жизни великие подвижники:
прп. Евфимий Суздальский (1/14 апреля) и прп. Макарий Желтоводский, Унженский
(25 июля/7 августа) и учительные старцы, каков был Павел Высокий (1/14 января).
В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние
грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и
основания новых обителей. С глубоким уважением к св. Дионисию
относились нижегородские князья Константин Васильевич, много
заботившийся о построении церквей, сыновья его Борис, Димитрий и Андрей
Константиновичи и дорожили мудрыми его советами и наставлениями, почему,
приезжая к своему отцу, они посещали Печерский монастырь и делали значительные
пожертвования в пользу обители. Супруга Андрея Константиновича Анастасия
Ивановна, по совету св. Дионисия, основала в Нижнем Новгороде женский монастырь
в честь Зачатия Пресвятой Девы в 1355 г.,
а по смерти своего мужа она под именем Вассы (см. 16/29 апреля)
была пострижена в иночество св. Дионисием в 1371 году. По примеру ее
приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и
девицы». Находясь в близких отношениях к великим
князьям, Дионисий лично был известен и всероссийским митрополитам. Его знал
митрополит Феогност (см. 14/27 марта); свт. Алексий, Московский митрополит,
нередко, во время своих странствований в Орду, посещал Нижний Новгород и, бывая
в Печерском монастыре, высоко оценил благочестивую жизнь преподобного
Дионисия, которого сначала посвятил в игумена, затем в архимандрита, а в
1374 году вызвал его в Москву для посвящения в сан епископа Суздальского и
Нижегородского. По кончине святого Алексия преподобный Сергий, узнавший
Дионисия еще в Печерском монастыре в 1365 году, предлагал великому князю
Димитрию избрать Дионисия в митрополиты. Но великий князь Димитрий настоятельно
хотел видеть митрополитом любимца своего Михаила (Митяя) и созвал епископов
для его посвящения в Москве; только один из них, блаженный Дионисий, смело
говорил князю: «Кто это учит тебя, государь, переменять закон по своему
усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас!» Он убеждал
князя, что по зависимости Русской Церкви от Цареградской поставление
первосвятителя без воли вселенского патриарха будет незаконно. Великий
князь должен был согласиться с мнением Дионисия, и Митяй отправился в
Константинополь, угрожая, что по возвращении лишит Дионисия сана и своими
руками спорет скрижали с его мантии. Через несколько времени Дионисий отправился
в Константинополь, но не по собственному произволу и не для того, чтобы
испросить себе тем сан митрополита, а по вызову его вселенским патриархом
Филофеем по церковным делам (по делу о
стригольниках). В Царьграде Дионисий пробыл более года.
Он употребил это время для пользы не только своей паствы, но и всей Русской
Церкви. Для паствы своей послал он из Константинополя два точные списка с иконы
Божией Матери Одигитрии, потом приобрел часть Животворящего Древа и мощи
некоторых святых. Важнее же всего было то, что он объяснил патриарху опасность,
в какой находится Русская Церковь от ереси стригольников, усилившейся во Пскове
и Новгороде. Патриарх, лично узнав высокие достоинства Дионисия, почтил его
саном архиепископа, дел ему фелонь с крестами и стихарь с источниками.
Если бы Дионисий желал высшей чести, при расположении к нему патриарха, он
после несчастной смерти Митяя мог бы испросить себе сан митрополита. Но он
не исках земной чести, а славы Божией желал. «Мы нашли его, — писал патриарх в
грамоте, достойным всякой похвалы: видели пощение и слезы его, молитву и
милостыню, все, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на
пятом Соборе, духовно беседовал с епископами о Священном Писании, причем показал
ревность к вере и глубокое разумение священных правил. Потому и удостоен он
почетного сана с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после
Новгородской; даны ему стихарь с источниками и фелонь с четырьмя крестами и ликами
евангелистов». В патриаршей грамоте по поводу возведения
Дионисия в архиепископа свидетельствуется, что он (Дионисий) не
самовольно отправился в Царьград, как бы смущаемым честолюбивыми замыслами
испросить себе митрополичий сан, а предпринял дальнее и трудное путешествие
потому, что «прежде бывший патриарх видети восхоте его... и приити повеле
ему». В той же грамоте между прочим сказано: «Должни суть вси благороднии
велиции князи Русстии чтити его, яко святителя Божия, и души их пользовати
могуща, из глубины греховныя извлещи, от всемирския злобы и сует, и
прелести и смущения истерзати и изводите своим разумом, и духовным наставлением,
и состроением, и знатием, и деянием, и поучением и
утешением». Снабженный патриаршими грамотами, блаженный
Дионисий в конце 1381 г. возвратился в Россию. Он был в Новгороде и
Пскове и успел сильно потрясти там тлетворную ересь стригольников. В это же
время он установил общежитие в Псковском Снетогорском монастыре. К празднику
Богоявления (1383 г.) прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем. В любимой
Печерской обители своей оплакал он кончину великого старца Павла, подвижника
учительного. В 1383 году великий князь Димитрий
Иоаннович Донской, недовольный митрополитами Пименом и Киприаном, поставленными
помимо его ведома, увидал теперь достоинства блаженного Дионисия и вызвал
его в Москву. С грамотами и в сопровождении своего
духовника, св. Феодора, Ростовского архиепископа, князь отправил св. Дионисия в
Константинополь для поставления в сан митрополита. На пути из
Константинополя Дионисий посетил Киев, но киевский князь Владимир Ольгердовнч,
постоянный недруг великого князя Димитрия Иоанновича Донского, велел задержать и
посадить под стражу святителя за то, что великий князь (Донской) изгнал из
Москвы митрополита Киприана, долгое время проживавшего в Киеве. По отношению к
Святой Церкви это означало, что произвол человеческий вводит с собой в св.
Церковь только страдания и неустройства. По отношению к блаженному Дионисию это
значило, что Господь еще раз, и уже в последний, подвергает его очистительным
скорбям. Господь кого любит, — учит Св. Писание, — того наказывает:
биет всякаго сына, о котором благоволит (Ев. 12, 6). «Благо мне, что я
страдаю, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118, 71), — исповедует
священный певец. Блаженный Дионисий в пещерной келлии проводил время в молитве и
сокрушении сердечном, «тако бысть в заточении и до
смерти». Св. Дионисий скончался 15 октября 1385
года и погребен в Аитониевой пещере Киевской лавры. Впоследствии
частые неприятельские нашествия на Киев с 1638 по 1686 года истребили мощи свт.
Дионисия с мощами других угодников Божиих. По древним памятникам, Дионисий
называется чудотворцем. В Синодике Нижегородско-Печерского
монастыря сказано: «Преосвященный митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ
Суздальский, а прежде того был начальник Печерского монастыря, преставися 6893
(1385) года октября в 15-й день, а память его в 26-й день июня». В Нижегородском
Печерском монастыре, в теплом Успенском соборе, на левой стороне в 1887 году
устроен придел в честь свт. Дионисия. На храмовой иконе представлен вид
древнего Ннжегородско-Печерского монастыря, который был разрушен обвалом горы в
1597 году. Святому Дионисию есть служба в рукописи. В общей службе
Киево-Печерским преподобным молятся и святителю
Дионисию. |