Святой благоверный Давид
III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089—1125; по другим источникам,
1084—1125; в современных изданиях Давид IV Строитель) — выдающийся
государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Был воспитан своим
духовником — преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и
ученым-энциклопедистом (+ 1127; память 6/19 февраля). Наименование
«Возобновитель» дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по
восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви. Грузия,
безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром
Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство.
Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и
единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид
отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью
охранял и утверждал их. По инициативе святого Давида Возобновителя в
1103 году был созван церковный Собор в Руиси, постановления которого
содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного
благочестия. Человек
высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он основал
Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Возобновителя в
Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые
и расширялись старые города. Много забот уделял благоверный царь
благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае,
Антиохии и на святой горе Афон. Когда святой Давид решил воздвигнуть
храм во имя великомученика Георгия, к помощи которого он постоянно
прибегал в своих освободительных битвах, то святой Георгий явился ему в
видении и указал место постройки храма. Понимая миротворчество
как осуществление заповеди Господней, царь Давид примирил кипчакского хана
Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяльском
ущелье. В 1123 году, незадолго
до кончины, благоверный царь освободил Армению от турецкого засилья. Он повелел
вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. По преданию, когда
царь подошел в одном из храмов ко гробу своей бабки, супруги армянского царя
Гагика I, и сказал: «Радуйся, царица! Бог избавил храм твой от агарян», —
внезапно послышался глас: «Богу благодарение». Забота царя Давида о
воссоединении с Армянской Церковью выразилась в созыве церковного Собора в
городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к
принятию Православия (однако в целом Собор не привел к желаемым результатам).
Патриотические подвиги святого Давида не мешали ему совершать подвиг духовный. С
юных лет святой имел основу премудрости — страх Божий, побуждавший его к добрым
делам и намерениям. Любимым занятием святого Давида было чтение Священного
Писания. О его высокой духовности свидетельствует составленный им «Покаянный
канон», состоящий из девяти скорбных и умилительных
песней. Почувствовав приближение
смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором,
передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: «Ныне Промыслом
Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он.
Все совершил я силою Честного Животворящего Древа и ему вручаю это
осчастливившее меня Знамение». Причастившись Святых Таин, «со славословием на
устах он предал свою душу Господу на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125
года». Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое
время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены
под престол соборного храма. В конце XIII века святой царь Давид III
Возобновитель был прославлен, тогда же ему была составлена служба. Память его
совершается 26 января/8 февраля. |