Святой благоверный князь Довмонт
(Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы.
Сначала он ревностно исповедал язычество, но в 1265 году, спасаясь от
междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими
семьями пришел во Псков. Здесь не было тогда недостатка в способных учителях
веры для пришельцев Литвы, и псковские священники и князья встретили его
радушно. По выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия». Душа
Довмонта потрясена была превратностями жизни и, прозрев, стала видеть значение
прежней языческой жизни; и стремился он теперь насладиться светом Истины после
горькой и многолетней тьмы. Довмонт со всей своей свитой принял святое крещение
с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Великая была радость
всему Пскову о просвещении духовном столь именитого князя. Уже через год, в 1266 году, за доблесть
и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. И Довмонт
своими доблестями отблагодарил новое отечество и своею ревностью по святой вере
напомнил Пскову лучших его князей. В течение 33 лет он управлял городом и был
единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в
мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за
правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников,
благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и
монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через
брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя
Александра Невского (память 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября)
он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой
Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга
благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в
том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу
Русского государства от неприятельских
нападений. В 1268 году князь Довмонт был одним из
героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над
датскими и немецкими войсками. Перед битвой святой Довмонт, осмотрев силы
неприятеля, собрал войско, пришел в Троицкий собор, положил меч свой перед
алтарем, пал на лицо и молился со слезами: «Господи Боже, призри на кротких
и смиренных рабов Твоих и смири высокие мысли гордых». Игумен Исидор препоясал
князя мечом и благословил на битву за святую
веру. Святой Довмонт сделал псковскую крепость
неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная
стена, возведенная святым князем рядом с Кремлем в конце XIII века, была
названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется
Довмонтовым городом. У святого защитника «дома Святой Троицы» был еще один
благочестивый обычай: в благодарность Господу, именем Которого он одерживал
победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил
храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победы. Ставили там
храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего
Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого
Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574
году). Свою последнюю победу доблестный
князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой
дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на
посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и
сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя
Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного
Василия, игумена Мирожского (память 4/17 марта). Святой князь Довмонт, не
дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с
дружиной и изгнал святотатца за пределы Русской
земли. Через несколько месяцев после тяжелой
недолгой болезни святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был
погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда
жалость велика в Пскове мужам и женам и малым детям по добром господине
благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился
о них в мирные дни и особенно когда городу угрожала опасность, как вел их в бой
со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот
брат; постоим за Святую Троицу!» Вскоре после кончины князя началось почитание
его как святого заступника перед Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от
врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480
году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному
горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три
раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и
немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому
князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком
соборе висел его боевой меч, который хранился в Псковском
историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике. Этот меч, долго
служивший защитой Пскову, являлся предметом особого уважения и вручался
псковским князьям в храме Святой Троицы при возведении на
престол. Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей
и его супруга, в схиме преподобная Марфа († 1300; память 8/21 ноября)
удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе
Божией Матери (празднование 24 сентября/7 октября): «Благоизволися Пречистому
образу чудотворной иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в
бранех твердаго заступника князя Довмонта со благочестивою супружницею» (седален
службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери
старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой
благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших
Небесную Заступницу Пскова. Мощи святого благоверного князя
Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной
Троицы. Святые князья псковские Всеволод и
Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Как
посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту и наших
восточных рубежей. В 1640 году великое народное движение на
Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к
устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем.
Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной
Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9/22 мая) и героической
«албазинской обороной» (1685—1686). Летом 1679 года, в Петров пост, отряд
казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину
реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные
селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья
и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на
белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой
Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками, пребывшими из
Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение
китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского
оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях
будем в помощь русским людям. А града китайцы не
возьмут». Несколько раз в 1684—1686 гг. китайские
полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской
иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта вражеский натиск
бессильно разбился о дальневосточную православную
твердыню. «Повесть о чудесах святых благоверных
великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске
23 октября 1689 года. Велика слава святых. Приходят новые поколения, меняется
лицо земли, но неизменно на священный дозор у границ Отечества встают российские
воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт. |