ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦ ВЕЛИКОЙ
КНЯГИНИ
ЕЛИСАВЕТЫ И ИНОКИНИ
ВАРВАРЫ
(память 5/18 июля)
Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября
1864 года в
протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и
принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла
замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора
Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга,
великая княгиня всем сердцем искала ответа на вопрос: какая же религия истинна?
Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891
года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в
Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был
назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты,
дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий. И везде
она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году
русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским
воинам. Трудилась она до полного изнеможения. 5 февраля 1905 года произошло страшное
событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы
революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к
месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу
превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, она
начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого еще несколько
минут назад живого мужа. В час тяжелого испытания Елисавета
Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она
причастилась Святых Таин в храме Чудова монастыря, где стоял гроб
супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в
тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в
своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю
прошение о помиловании убийцы. Елисавета Феодоровна решила посвятить
свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда,
милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с
четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа
Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма —
Марфо-Мариинский и Покровский, больница, впоследствии считавшаяся
лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно,
детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин,
больных туберкулезом. 10 февраля 1909 года обитель начала свою
деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон
по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание
крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь,
проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной
литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил
на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел
в сан настоятельницы обители. Великая
княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир.., но вместе со
всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и
страдающих». В Марфо-Мариинской обители великая
княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на
деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу
употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила
все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели
тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной
гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое
выздоровление? Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к
христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители
протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской
пустыни и других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание
старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей
душе. С начала первой мировой войны великая
княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные
поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт
походные церкви. Отречение императора Николая II от
престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была
потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую
пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской
семье. В ее письмах того времени есть следующие
слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в
настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы
любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров?
Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть.
Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному
Царствию и сказать с покорностью: “Да будет воля
Твоя”». Великую княгиню Елисавету Феодоровну
арестовали на третий день Святой Пасхи
1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил в
обители. С ней разрешили
поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город
Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его
секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь
Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны
отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара
добилась, чтобы ее оставили при великой княгине. 5/18 июля 1918 года узников ночью повезли
в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и
совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами
винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню
Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что
делают!» Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали
не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно
израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала
перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно
оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская
песнь, — это пели мученики. Несколько
месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников
были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы
были сложены для крестного знамения. При отступлении
Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их
мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской
горы. Преподобномученица инокиня Варвара была
крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве.
Будучи келейницей и сестрой, самой близкой
к великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не
гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все
любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и
другая сестра Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ
на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей
матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули
ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35-ти
лет. Память преподобномучениц великой княгини
Елисаветы и инокини Варвары совершается 5/18 июля и в день Собора новомучеников
и исповедников Российских. |