О жизни святых подвижников сохранилось не
много сведений. Преподобный Евфимий был уроженцем Вологды. Монашеский постриг он
принял недалеко от родного города, в Спасском Каменском монастыре на Кубенском
озере. Эта древняя обитель была, начиная с XII века, духовным очагом
Православия на Севере и в течение
нескольких веков подготовила многочисленных миссионеров — подвижников и
будущих основателей монастырей. Инок Евфимий провел в различных
монастырских послушаниях длительное время. Стремясь к отшельнической жизни,
он оставил обитель и перешел на восточный берег Кубенского озера, в пустыньку
близ устья реки Кушты. Своими руками он построил маленькую келлию и жил в
полном уединении, окруженный непроходимыми болотами и густым лесом. Здесь
подвижника навестил его собрат по монастырю преподобный инок Александр
Куштский, также оставивший обитель для уединенных подвигов на реке Сянжеме.
Совершенная безлюдность местности пришлась по сердцу Александру, и он предложил
Евфимию обменяться келлиями. И хотя преподобному Евфимию не хотелось
покидать обжитое место, он воспринял эту просьбу как указание Божие и
согласился, оставив свой крест в благословение иноку Александру,
впоследствии прославившемуся духовными подвигами (+1439; память 9/22 июня).
Поселившись на реке Сянжеме (в 120 верстах от Вологды) в келлии
преподобного Александра, инок Евфимий продолжал свои подвижнические труды
непрестанной молитвы и поста. Вскоре его уединение было нарушено. Жители
окрестных селений, нуждавшиеся в отеческих советах, устремились к отшельнику.
Преподобный Евфимий, полагаясь на Промысл Божий и не смущаясь нарушением своего
безмолвия, всех принимал, никому не отказывая в духовной беседе. Однажды к нему
пришел инок Харитон, будущий продолжатель дела преподобного Евфимия. Юноша,
искавший наставника в духовном делании, пришелся по душе преподобному,
который предложил ему остаться на Сянжеме для совместного несения подвижнических
трудов. Вскоре они решили воздвигнуть храм и при нем основать обитель. Чтобы
получить благословение на это устроение, инок Евфимий отправился
в Ростов, где, вероятно, и был рукоположен во пресвитера и
одновременно назначен игуменом новой обители. Построенный вскоре храм был
освящен в честь Вознесения Господня. Став игуменом, преподобный
Евфимий выполнял самые тяжелые труды по монастырю, служа примером для братии.
Вместе со своим верным учеником преподобным Харитоном, старавшимся во всем
подражать своему духовному отцу, он работал в огороде, рубил дрова, копал
землю, носил воду, с радостью выполняя все то, чего не хотели делать
другие. Выполняя монастырские послушания, он не переставал хвалить Господа,
распевая псалмы пророка Давида. Даже пищей преподобный Евфимий питался
такой, которая казалась братии негодной. Величайшим терпением и смирением
преподобный стяжал дар молитвы. Во храме преподобный Евфимий стоял со
страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы
умиления. Точная дата кончины преподобного Евфимия
неизвестна; вероятно, она последовала в начале второй половины XV века, но
не позднее 1465 года. Предчувствуя завершение земной жизни,
преподобный Евфимий передал управление монастырем преподобному
Харитону, который был достойным преемником своего учителя и друга. Более 40 лет
игуменствовал преподобный Харитон в Вознесенском монастыре на
Сянжеме. Преставился он глубоким старцем 11 апреля
1509 года. В 1764 году Вознесенский монастырь был упразднен, а соборный
храм преобразован в приходской. В нем и погребены под спудом мощи святых. Слово
о явлении мощей принадлежит епископу Вологодскому Иосафу. В
«Иконописном подлиннике» дано описании ликов святых: «Преподобные отцы наши
Евфимий и Харитон игумены, иже на Сяйжене (Сянжеме) Вологодские чудотворцы.
Евфимий подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы
преподобнические, схима на плечах. Харитон подобием надсед изчерна, брада шире и
доле Сергиевы, ризы преподобнические и схима на
плечах». |