Аудио версия


Елеазар Анзерский, преподобный


В этот же день празднуется память святых:


Преподобный Елеазар происходил от благоче­стивых родителей купеческого рода, по прозва­нию Севрюковых, из города Козельска. С ран­них лет он был воспитан в страхе Божием и отдан обучению грамоте. Послушный родите­лям, святой отрок прилежно изучал Божест­венное Писание, которое было главным пред­метом в школе старого времени, успевал в нем день от дня и часто по­сещал храм Божий для своих чистых детских молитв. Уже в это время возго­релось в нем желание найти путь спасе­ния. С годами оно все более крепло, пока не обра­тилось в твердую решимость оставить мир с его соблазнами
и непостоянством. Узнав о Соловецкой обители, что она служит лучшим местом для иноческих подвигов, святой Елеа­зар, достигший уже совершеннолетия, отпра­вился туда, благополучно достиг Соловков и был беспрепятственно принят в обитель игуме­ном преподобным Иринархом.

С этого времени начинаются иноческие труды и подвиги преподобного. Непрестанная молит­ва, пост и другие требования монастырских правил испол­нялись им строго и неуклонно. Кроме того, преподобный Елеазар нес и различ­ные монастырские послушания; между прочим, будучи обучен резному искусству, он ревностно трудился по устройству и украшению иконостаса в соборной церкви Преображения Господня, созданной игуменом святым Филиппом, ко­торый был после того митрополитом Московским. Подвижник прожил в обите­ли несколько лет, проходя разные послушания и совершенствуясь в иноческой жизни. После того он был пострижен в монашество и еще усерднее стал служить Богу, посвятив Ему все свои силы. Своей подвижнической жизнью и строгим вниманием к самому себе преподобный Елеазар скоро приобрел уважение всей братии и любовь игумена Иринарха. Но не того желала смиренная душа его. Она стремилась к новым подвигам уединения и безмолвия. И вот, избегая по­чи­тания и славы, подвижник тайно уходит из монастыря и удаляется на Ан­­зер­ский остров.

Здесь вдали от людей, в безмолвии отшельника стал подвизаться преподоб­ный. Сначала он избрал себе место на горе, называемой Голгофа, близ озера Круглого, где поставил крест, а спустя немного времени и келлию. Гора Голго­фа крутая и высокая. В ясный день с нее виден весь остров, покрытый лесом, необъ­ятное море, острова. Для пропитания же своего на пустынном острове преподобный имел деревянные чашки и с надписанной на них просьбой уделить что-нибудь от пищи живущему тут страннику ставил их у морской пристани. Временные гости пустынного острова моряки-рыболовы, находя их, оставляли в них отшельнику хлеб и другие припасы. И по молитвам преподобного они сторицею были награждаемы от морского улова за свое доброе дело.

Постриженный в 1616 году соловецким иеромонахом Фирсом в схиму, препо­доб­ный Елеазар спустя четыре года перешел на другое место, поближе к мо­рю и Соловецкому острову, к ветхой церкви святителя Николая, поставленной для вре­менных тружеников на солеварнях. Здесь он построил новую часовню и малую келейку для себя и продолжал благоугодную свою жизнь.

Однако скоро жилище преподобного Елеазара было открыто посещаю­щи­ми Анзерский остров; слава о его подвигах дошла до Соловецкого монастыря и про­нес­лась по всем окрестным странам. Многие, как иноки, так и миряне, сте­кались к нему: одни, чтобы получить от него наставление, другие — желая поселиться близ него для безмолвия и воздержания. Жаль было преподобному расстаться со своим тихим уединением, но всех приходящих он принимал
с кротостью и любовью и не возбра­нял им селиться около себя. Так мало-помалу собирались к нему ревнители отшель­нической жизни. Их было 12 чело­век. Среди учеников преподобного Елеазара известны: Никодим, бывший строи­тель Анзерского скита по кончине преподобно­го, Никифор и Никон. Никон, по мирскому имени Никита, пришел к препо­добному Елеазару около 1635 года, принял от него пострижение и подвизался на Анзерском острове три года. От­шельники питались царским жалованием, а также милостыней рыболовов, приезжавших на Анзерский остров.

Преподобный установил для сподвижников древний чин скитского жития по при­меру святых отцов. Келлии безмолвных пустынников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером и накануне праздников собирались они для общей молитвы, в которой проводили всю ночь и следующий день. Совершив праздничное или воскресное пение, расходились по келлиям для бо­го­мыслия. Молитва, песно­пение, пост и ручной труд по силам составляли их обычное занятие; о душевных помыслах и искушениях, нападающих на них, они открывали преподобному стар­цу как опытному своему наставнику и поль­зовались от него духовными советами. Сам преподобный Елеазар во всех ука­занных подвигах был примером для своих учеников. Обладая от природы креп­ким здоровьем, он ради смирения налагал на свое тело железные вериги и предавался усиленных трудам, как духовным, так и телесным: то колено­преклоненно и днем, и ночью подолгу молился, то рубил дрова и носил их
на спине своей, то, наконец, переписывал духовные книги. Таким способом преподобный, как сказано во вкладной книге скита, собрал «от Божест­венных Писаний различные повести и три книги Цветника написал своей рукой уставом», а также ясно истолковал в своем писании чин монашеского келейного правила от своего иноческого опыта. Все эти книги он потом вкладом положил в церковное книгохранилище. Не ограничиваясь только собствен­норучным списы­ванием и составлением книг, он много покупал их на деньги или приобретал через пожертвования и таким образом положил основание Анзерской библиотеке. Отсю­да видно, что преподобный Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем книжности.

Таковы были труды и подвиги преподобного Елеазара, принятые им
на себя добро­вольно. А сколько кроме того пришлось перенести во дни своей пустынной жизни трудностей и испытаний всякого рода, особенно искушений от злого духа — ненавистника всякого добра! Но преподобный мужественно
и безропотно переносил лишения и смело отражал искушения бесовские.

Случалось иногда, во время воздержания нападало на подвижника непреодо­лимое желание ко вкушению рыбы. Что же делал преподобный? Приготовив рыбы и поставив ее перед собою, он за одно только соблазнительное желание начинал с укором обличать себя в невоздержании и не прикасался к приго­тов­ленной им пищи до тех пор, пока она не портилась и дурным запахом
не наполняла келлию. Тогда он снова ставил рыбу перед собой и говорил: «Хочешь ли есть добрых рыб ныне, о любострастная моя душа? Ешь же ныне
и насыться злосмрадия сего».

Так побеждал святой Елеазар все восстания страстей и оставался непреобо­римым от них по благодати Божией.

Однако злой дух, видя, что все его искушения отражены преподобным,
не оставил его в покое, но новыми кознями захотел окончательно погубить свя­того подвижни­ка. Произошло это так. Игумен Соловецкого монастыря бла­женный Иринарх, впер­вые принявший преподобного Елеазара в свою обитель, не прерывал общения и после его удаления на Анзерский остров. Часто, особенно в зимнее время, когда устанавливался удобный путь по льду, он посылал от се­бя послушника на санях, запряженных лошадью, с приглашением препо­добного в обитель для полезных духовных бесед с ним. Зная это, лукавый дух однажды преобразился в такого послушника и, явившись к келлии преподоб­ного, постучал к нему в оконце. И когда тот подошел к окну, чтобы видеть, кто стучится, лукавый с поклоном сказал, что он прислан за ним от игумена.

По смотрению Божию и для большего испытания подвижника была скрыта от него эта хитрость диавола, и он, не обратив даже внимания на то, что тогда не было пути морем, принял к себе лукавого в образе послушника, а сам начал готовиться в дорогу. Преподобный не желал, однако, отправиться в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы, и потому ранее обыкновенного встал на молитву — для пения часов. Когда же начал он читать слова молитвы Господней: «...и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», — мнимый послушник не вынес этих слов, вышел из келлии и через некоторое время появился снова. Это повторялось не­сколько раз, по мере того, как чи­талась молитва Господня. Удивленный этим, преподобный спросил послуш­ника, почему он выходит из келлии, тот ему ответил: «Посмотреть за лошадью: она не смирно стоит».

По окончании часов преподобный по обычаю гостеприимства предложил мни­мо­му брату трапезу, и тогда-то, наконец, при чтении молитвы Господней лукавый исчез без следа. Рассказав после того братии соловецкой об искушении, преподоб­ный Елеазар возблагодарил Бога, что Он не искусил его свыше сил,
не предав в руки врага.

Восстали на пустынника и злые люди из береговых жителей. Сговорившись между собою ограбить преподобного, злодеи пришли к пустыннику в расчете найти у него много богатств. Преподобный Елеазар увидел пришедших, преду­гадал их злой умысел и помолился Богу о защите. И Божественный Промысл, хранивший святого угодника, отнял разум у злоумышленников. Обезумев, они начали ходить вокруг келлии святого, не зная, что им делать, и даже забыв, зачем они пришли сюда. Умилосердившись над ними, преподобный вышел
и кротко спросил их: «Чада! Что вы здесь хотите и зачем пришли сюда?»

Они же, как безумные, не отвечая ему, продолжали кружиться до тех пор, пока по молитвам преподобного снова вернулся разум их и они очнулись как бы от сна. Сознав свой грех и вину перед подвижником, грабители, припав
к ногам его, просили прощения. Преподобный же, поучив их не красть чужого, с миром отпустил их.

После этого искушения подвижник избавлен был Божественным Провиде­нием от наветов вражьих. Путем непрестанных подвигов он восшел на высшую ступень чистоты и бесстрастия, которые снискали ему милость Божию.

Милость Божия к избраннику выразилась в следующем чудесном событии с ним. Однажды преподобный бодрствовал в молитвах, углубивши все свое вни­мание в богомыслие. Вдруг он услышал свыше Божественный повелительный голос: «Напиши мой образ!»

Страх и радость овладели преподобным от этого необычного голоса. Но опа­саясь искушения, он не тотчас приступает к исполнению повеления, ожидая дальнейшего разъяснения сего чуда. На другой же день, когда преподобный
по обычаю своему с утра бодрствовал и молился, размышляя о том, чей ему образ повелено написать, он снова услышал тот же голос, еще с большей силой го­ворящий ему: «Напиши Мой образ, Христов».

Тогда, уразумев в этом действительную Божественную волю, он попросил соловецкого иконописца Памву начертить образ Богочеловека Христа и потом уже сам тщательно изобразил его в красках. Образ этот, поставленный по по­гре­бении преподобного Елеазара против его гроба, послужил источником мно­гих исце­лений с верою приходившим и прикасавшимся к нему.

В 1620 году игумену соловецкому преподобному Иринарху случилось быть
в Москве. Когда он пришел к матери царя Михаила Феодоровича ино­­кине Марфе Иоанновне просить о нуждах своего монастыря, она спросила его об Ан­зер­ском острове и подвижниках его. Игумен сказал, что остров очень удобен для пустынножительства.

«Можно ли поставить там церковь?» — спросила Марфа Иоанновна. Игумен ответил, что это удобно, и получил на устройство храма 100 рублей, книги, ризы и иконы. Начальником одиннадцати анзерских пустынников был в то вре­мя иеромонах Варлаам. При нем и построена была в Анзерском скиту дере­вянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя препо­добного Михаила Малеина (Ан­гела царя).

Около 1625 года преподобный Елеазар является начальником скитян.
Без сомнения он превосходил учеников своих духовными дарованиями, напри­мер, даром прозорливости.

Так, когда приблизилась кончина соловецкого игумена преподобного Ири­нарха, преподобному Елеазару было открыто об этом от Господа. Тогда святой возвестил братии своей, что его друг и собеседник о Господе Иринарх уже кончается, что он спешит к нему, но уже не увидит его в живых. А преподобный Иринарх, в свою очередь провидя, говорил братии: «Духовный мой брат Елеа­зар плывет морем, стараясь застать меня в живых, но смотрением Божиим
не застанет». Так это и сбылось.

Мало-помалу молва о подвижнической жизни преподобного вышла далеко за пределы Поморского края и дошла даже до царского дворца. Царь Михаил Феодорович, весьма сильно скорбевший о том, что он не имеет наследника, однажды в беседе с соловецким пострижеником келарем Троицкой лавры Александром Булатниковым спросил его: «Нет ли среди вас такого праведного мужа, который бы разрешил нашу печаль?»

Александр же, зная великое дерзновение к Богу преподобного Елеазара, ответил царю: «Есть такой муж в твоей державе и, надеюсь, он может испросить вам у Бога сына».

Затем подробно рассказал о святом. Царь обрадовался и послал к преподоб­ному Елеазару самого Александра с приказанием привести его с собою в Москву. Пре­подобный прибыл в Москву и с честью был принят при дворе.

Своими речами подвижник утешал опечаленного царя. Он говорил ему
о всемогу­ществе Божием, о том, что Бог может нам дать все по вере нашей,
и в заключение сказал: «Как вот сей день, так и я уповаю на Господа, что зач­нет­ся и родится у вас сын и будет наследником вашего царства».

Обрадованный царь упросил преподобного Елеазара остаться в Чудове монас­тыре до исполнения сего события, а через несколько времени, именно в 1629 г., дейст­вительно сбылись слова преподобного — родился у царя сын царевич Алексий Михайлович. В порыве благодарности царь предлагал преподоб­ному
и почести, и власть, но он ради смирения и пустыннолюбия отказался от все­го этого. Мысли подвижника были там, в созданном им скиту. Он получил
от го­су­даря церковную утварь для скитского храма и грамоту, в которой рас­пи­сано было жалованье Анзерскому скиту и давалось право получать из казны воск, ладан и прочее. После того святой старец с миром возвратился в свой скит.

Преподобному Елеазару под конец его жизни пришлось еще раз побывать в Мос­кве. По вступлении своем на престол царь Алексий Михайлович, слыша
о подвигах преподобного и глубоко почитая его, как бы другого богодаро­ван­ного отца, пожелал видеть его лично, а посему святой Елеазар, преодолевая обычную в его летах слабость, вторично должен был ехать в столицу. Он
с ра­достью был принят и обласкан царем, исполненным веры и любви
к преподобному. Но и теперь он не искал при дворе царевом своих выгод, по-прежнему заботился лишь о ските своем. Вот почему во время пребывания пре­подобного в Москве ему дана была украшен­ная золотом грамота о выдаче от казны всего потребного для церковных нужд и содержания братии, а также был издан указ о непременном создании в Анзерском скиту каменной церкви, постройка которой, начатая еще при царе Михаиле Феодоровиче, была при­остановлена по той лишь причине, что Елеазар хотел выстроить ее в гораздо больших размерах, чем предполагалось. Одарив преподобного, царь с честью отпустил его в скит.

Теперь, казалось бы, легко могли исполниться заветные желания Анзерского пус­тынника о новой каменной церкви, и потому первой его заботой по возвра­щении в скит было приступить к ее построению. Но так как без помощи Соловецкого монастыря нельзя было построить каменного храма, то, возвра­тившись от царя, Елеазар отправился в Соловки и рассказал монастырским властям о милости царя к скиту, показал и грамоты, в которых повелевалось соловецким настоятелям заботиться об Анзерском ските, особенно о постройке в нем церкви, не считая его, однако, подчиненным монастырем. Смиренно просил преподобный Елеазар вспоможения от настоятеля и братии соловецкой. Но соловецким старцам прискорбно было, что Анзерский скит совершенно устраняется от их зависимости, и они не только отказали преподобному
в по­мощи, но и подвергли строгому взысканию за нарушение устава о монас­тырской подчиненности — посадили в тюрьму. Незло­бивый и блаженный ста­рец не разгневался на них и по смирению своему не хотел навести гнев царя
на соловян. Кротость и терпение подвижника победили все. Наконец, и по­стройка церкви началась, когда побудил к этому соловецкого насто­ятеля Илию двинский воевода.

Чудесные знамения сопровождали постройку каменного храма в ските.
На Ан­зер­ском острове не было своих кирпичных заводов. Поэтому кирпич
и дру­гие строи­тельные материалы брали из Соловецкого монастыря. Но вот наступила весна. Путь в обитель был прерван, так как за множеством плывущего льда невозможно было проехать ни на санях, ни в лодках. Строители скорбели о том, что опять приходится откладывать постройку на неопределенное время. Скорбел об этом и преподобный Елеазар, бывший уже в то время в преклонном возрасте. И вот, несмотря на свою слабость, он сам с несколькими строителями отправился в опасный путь. Путники благополучно достигли обители и насколь­ко возможно нагрузили свои лодки кирпичом и другими материалами для по­стройки. Но на возвратном пути они встретили множество льда. Страшный испуг овладел спутниками преподобного старца, осо­бенно когда громадные льдины, громоздясь одна на другую, с треском и шумом приближались к малень­ким лодкам, грозя стереть и потопить их. Не устрашился только преподобный. Увещевая и своих спутников не поддаваться испугу, он пове­лел кормчим, к их изумлению, обратить ладьи прямо против шедшего на них льда. Ужаснулись кормчие и не знали, что делать, но все-таки послушали преподобного. И тотчас совершилось великое чудо. Море оказалось послушным повелениям святого старца. Оно разбивало лед и, относя его от лодок, очищало им путь. Увидев это, спутники преподобного были страшно поражены и возблагодарили за свое спасение Господа, прославляющего святых Своих.

Так, с помощью Божией, приближалась к концу постройка храма. Но не су­дил Господь преподобному Елеазару видеть ее окончание. Неизвестно, сколько лет прожил преподобный, но он был тогда в глубокой старости, так как довольно много времени пробыл в обители Соловецкой, удалясь из мира, а потом еще сорок лет подвизался на Анзерском острове.

Чувствуя приближение своей кончины, преподобный в последний раз собрал вокруг себя всю братию. Он много поучал своих духовных чад всему полезному ко спасению и дал им письменный устав жизни иноческой. Потом святой Елеа­зар поставил вместо себя наставником своего первого ученика Никодима, заповедав ему иметь постоянную заботу о братии, а братии — слушаться своего наставника, как его самого. «Если труды мои воспомянутся перед Бо­гом, — так закончил свое прощальное слово преподобный, — со временем прославится место сие и не оскудеет никогда благодатью Божией».

После того, причастившись Святых Таин, он мирно предал дух свой Господу 13 января 1656 года и с честью был погребен своими учениками вблизи выстроен­ного его трудами храма, с восточной стороны, в часовне.

Вскоре после смерти преподобного Елеазара была окончена постройка камен­ной церкви в Анзерском скиту и она была освящена во имя Живоначальной Тро­и­цы с двумя пределами: в честь Знамения Пресвятой Богородицы и во имя пре­подобного Михаила Малеина.

Благодать Божия по молитвам преподобного не покидала его духовного на­сле­дия и места его святых подвигов. Сама Пречистая Дева сделалась Покро­вительницей скита. Один старец строгой жизни после молитвенных трудов сел отдохнуть и во сне увидал Жену, стоящую на воздухе над скитом. Простерши руки к Господу, Она молилась Ему: «Владыко Вседержителю и Господи! Призри с высоты святыя славы Своея на скит Анзерский и посети его ради человеко­любия Твоего и помилуй живущих в нем». И тотчас послышался голос с неба: «По­слан был человек в скит Анзерский, чтобы прославить его».

Проснувшийся в трепете старец узнал в молящейся Жене Пречистую Деву
и возблагодарил Господа и Богоматерь, что не отступают Они от места сего.

Как бы некоторым видимым знаком особенного присутствия здесь Богоро­дицы являются три леторасли, чудесным образом произросшие из каменного помоста алтаря под Ее образом Знамение.

Благодаря особому покровительству Божию Анзерский скит сделался местом благоговейного почитания и паломничества окрестных жителей. Много прибега­ющих сюда за духовной помощью и с верою молящихся здесь получали испол­нение прошений и исцеление недугов своих как от иконы Пресвятой Троицы, так и от мощей преподобного.

Много чудесных знамений, совершенных по его молитвам, было собрано его почи­тателями, но еще более было предано забвению. Будем и мы, благочес­тивые чита­тели, памятуя труды и подвиги преподобного Елеазара и великое дерз­новение его к Богу, прибегать к его помощи.

Мощи преподобного Елеазара, обретенные в 1757 году, почивают под спудом в каменной часовне. Память преподобного чтится местно.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"