Святая великая княгиня Евдокия родилась
в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича (†
1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе
христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но живя в
Суздале и Переяславле Залесском, в неспокойной обстановке постоянных
междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет
княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она
стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского (†
1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и
Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее
любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали
с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых,
трудами которых была в те времена столь достославна Русская
земля. Время жизни святой благоверной великой
княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской
преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету
можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель
Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству;
духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен
Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский).
Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской
четы было 5 сыновей и 3 дочери). Большой любовью к Богу, Святой Церкви и
Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению
Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного
князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8
сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими
молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского
Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — всемирно-историческая
победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан
выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и
основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали
расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено
постройкой храма в честь Пресвятой Троицы преподобным
Сергием. Постепенно жизнь святой княгини Евдокии
становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383
году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но
из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его
старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия
отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий
был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не
достигнув сорока лег, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1
июня). Овдовевшая княгиня видела свою
обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе
с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле,
отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь
местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов
и монастырей в Переяславле Залесском. Однако не только о строительстве храмов
думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало
устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце.
Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в
которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что
она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей
претерпеть и человеческую клевету. Святая княгиня после блаженной кончины
мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все
же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной
иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана.
Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения
иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне
Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после
видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня
Евдокия, «явлением ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила
оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою
жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме
в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь
княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды,
так же от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30
человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного
несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня
заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения, в иночестве святая
Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко
Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском
монастыре. Святость преподобной Евфросинии
удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице
в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии
сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных
исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной,
исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне
парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к
жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный
подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное
положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания
благодати Божией и святости. Память преподобной Евфросинии
совершается 17/30 мая и 7/20 июля. |