ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОРА, ЕПИСКОПА
РОСТОВСКОГО
И ЧУДОТВОРЦА СУЗДАЛЬСКОГО
(память 8/21 июня)
Святитель Феодор, епископ Суздальский, был родом из
Греции. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц,
сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского (+992; память 30
сентября/13 октября), который крестил великого князя
Владимира в 987 году в Корсуни. По свидетельству Кормчей XIII века, список с еще
более древней, равноапостольный великий князь Владимир († 1015 г.) говорил
о себе: «Прием святое крещение и прослави Бога, яко сподобити прияти
таковую благодать преосвященным митрополитом Михаилом, и взях
его, первого митрополита, от патриарха и от всего собора, почтеннаго лампадою и
саком, яко второго патриарха, с ним же крестих всю Русскую
землю». После крещения киевлян летом 988 года
великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским
Михаилом объезжали русские города, ревностно распространяя христианство. В
Чернигов, Белгород, Переяславль, Новгород, Владимир Волынскиий были поставлены
епископы. В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа
сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустроенную
кафедру в Ростове Великом. Рукописное житие святителя Леонтия
Ростовского (+1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: «Бысть первый
епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и
Суздальскую». Святитель Феодор сразу же приступил к
строительству первого в Ростове христианского храма, первоначально
деревянного. Он был освящен в честь Пресвятой Богородицы и простоял 168
лет. Ростовские жители вначале, будучи еще
язычниками, довольно вреждебно встретили и самого архипастыря, и все его
начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников,
подстрекаемых волхвами. Притеснения с их стороны все увеличивались, поэтому
в 992 году епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов
Великий. По выражению Степенной книги, святитель
«изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших
крещения. Святитель Феодор поселился в местности,
где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе
Феодоре, хранившемся в ризнице суздальской соборной церкви, повествуется: «Приям
святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их
помраченными, начал, возлагая на Бога
упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же
святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие
его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, по премногу
удивляшися, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение». Таким
образом, Суздальская местность, входившая в то время и в последующие два
столетия в состав Ростовской епархии, обязана христианским просвещением
святителю Феодору, который поэтому и
был поименован впоследствии Суздальским. Так как по спискам Ростовских епископов XIV века прежде
св. Леонтия три раза поставляется в Ростове Феодор, то это подает мысль, что св.
Феодор из суздальского уединения снова возвращается в Ростов на кафедру. Это
подтверждается и рукописным житием св. Леонтия; здесь сказано о
равноапостольном кн. Владимире: «Феодора епископа посла в Ростов с князем
Борисом». Поскольку же известно, что св. кн. Борис был послан в Ростов в 1010
году на место князя Ярослава, поступившего в Новгород; то прибытие св. Феодора в
Ростов вместе с князем Борисом было также не прежде 1010 года. В этот раз
он пробыл в Ростове, вероятно, до 1014 года, пока не вызван был кн. Борис
больным отцом в Киев. Страдальческая кончина св. кн. Бориса и последовавшая
за нею кровавая борьба Ярослава с братоубийцей Святополком были
благоприятны только для фанатиков язычества, и блаженному епископу трудно
было в такое время удержаться в Ростове. В помянутом житии
св. Леонтия сказано, что блаженный Феодор, прибыв с князем Борисом в Ростов,
хотя усердно трудился над просвещением народа святой верой, но неверие глубоко
пустило корни в народе, проповедник «изгнан бысть». Епископ Феодор преставился в Суздале, но
летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым
данным ее можно отнести не позднее 1023 года. Дата прославления святителя точно
неизвестна, но в соответствии с древним преданием обретение его святых
мощей произошло еще до нашествия хана Батыя, то есть до 1237
года. В 1754 году епископ Суздальский Порфирий
предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора.
Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого
сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в
таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями преосвященного
архиепископа Владимирского и Суздальского Виктора нетленные мощи святителя
Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех
пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь
Рождества Богородицы. Над мощам святителя еще с 1635 года
существует настенная надпись: «В лето 6948 первый благоверный и великий
князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству
вручи епископу Феодору». Над гробницей святителя, почившего в
Суздале, в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета
7089 (1581), молясь Пресвятой Богородице и великому чудотворцу
епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца
епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». В 1633 году
Суздальский архиепископ писал в Суздальский Девичий монастырь: «Молитвы
великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с
вами». Служба святителю Феодору, а также его
житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом
монастыре, основанном в XIV веке. |