Феодор, епископ Ростовский и чудотворец Cуздальский, святитель

Аудио версия жития


В этот же день празднуется память святых:


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОРА, ЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО

И ЧУДОТВОРЦА СУЗДАЛЬСКОГО

(память 8/21 июня)

Святитель Феодор, епископ Суздальский, был родом из Греции. Он прибыл в Киевскую Русь из Константино­поля в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского (+992; память 30 сен­тября/13 ок­тября), который крестил великого князя Владимира в 987 году в Корсуни. По свидетельству Кормчей XIII века, список с еще более древней, равноапостоль­ный великий князь Владимир († 1015 г.) говорил о себе: «Прием святое крещение и прослави Бога, яко сподобити прияти тако­вую благодать преосвященным мит­рополитом Михаи­лом, и взях его, первого митрополита, от патриарха и от всего собора, почтеннаго лампадою и саком, яко второ­го патриарха, с ним же крестих всю Русскую землю».

После крещения киевлян летом 988 года великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским Михаилом объезжали русские города, ревно­стно распространяя христианство. В Чернигов, Белго­род, Переяс­лавль, Новгород, Владимир Волынскиий были поставлены епископы. В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его свя­тителя Феодора и назначил его на новоустроенную ка­федру в Ростове Великом.

Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского (+1164; память 23 мая/5 июня) свиде­тельствует: «Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Рос­тов­скую землю и Суздальскую».

Святитель Феодор сразу же приступил к строительству первого в Ростове хрис­ти­анского храма, первоначально деревянного. Он был освящен в честь Пре­святой Богородицы и простоял 168 лет.

Ростовские жители вначале, будучи еще язычниками, довольно вреждебно встре­тили и самого архипастыря, и все его начинания. Множество обид при­шлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. При­теснения с их стороны все увеличивались, поэтому в 992 году епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов Великий.

По выражению Степенной книги, святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших крещения.

Святитель Феодор поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе Феодоре, хранившемся в ризнице суздальской соборной церкви, повествуется: «Приям святитель Феодор паству сло­вес­ных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное жи­тие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, по премногу удив­ляшися, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение». Таким образом, Суздальская местность, входившая в то время и в последующие два сто­летия в состав Ростовской епархии, обязана христианским просвещением святи­телю Феодору, который поэтому и был поименован впоследствии Суздальским.

Так как по спискам Ростовских епископов XIV века прежде св. Леонтия три раза поставляется в Ростове Феодор, то это подает мысль, что св. Феодор из суздальского уединения снова возвращается в Ростов на кафедру. Это под­твер­ж­дается и рукописным житием св. Леонтия; здесь сказано о равноапостоль­ном кн. Владимире: «Феодора епископа посла в Ростов с князем Борисом». Поскольку же известно, что св. кн. Борис был послан в Ростов в 1010 году на место князя Ярослава, поступившего в Новгород; то прибытие св. Феодора в Рос­тов вместе с князем Борисом было также не прежде 1010 года. В этот раз он пробыл в Ростове, вероятно, до 1014 года, пока не вызван был кн. Борис больным отцом в Киев. Страдальческая кончина св. кн. Бо­риса и последовавшая за нею кровавая борьба Ярослава с братоубийцей Святополком были благопри­ятны только для фанатиков язычества, и блаженному епископу трудно было в такое время удержаться в Ростове. В помянутом житии св. Леонтия сказано, что блаженный Феодор, прибыв с князем Борисом в Ростов, хотя усердно трудился над просвещением народа святой верой, но неверие глубоко пустило корни в народе, проповедник «изгнан бысть».

Епископ Феодор преставился в Суздале, но летописи не сообщают года его бла­женной кончины; по некоторым сопоставимым данным ее можно отнести не позднее 1023 года.

Дата прославления святителя точно неизвестна, но в соответствии с древ­ним пре­данием обретение его святых мощей произошло еще до нашествия хана Батыя, то есть до 1237 года.

В 1754 году епископ Суздальский Порфирий предлагал Святейшему Синоду осви­детельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетель­ст­вовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании».

В 1794 году стараниями преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Виктора нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы.

Над мощам святителя еще с 1635 года существует настенная надпись:
«В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздаль­скую землю свя­тым крещением и паству вручи епископу Феодору».

Над гробницей святителя, почившего в Суздале, в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета 7089 (1581), молясь Пресвятой Бого­ро­дице и великому чудотворцу епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца епископа Феодора князя Владимира Анд­реевича княгиня Евпраксия». В 1633 году Суздальский архиепископ писал
в Суз­дальский Девичий монастырь: «Молитвы великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Фе­одора да будут с вами».

Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре, основанном в XIV веке.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоRambler's Top100Музей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2015. Фонд "Благо"