Перенесение честных мощей
святого Филиппа митрополита в
Москву
Спустя шесть лет после
открытия мощей святителя Филиппа, а именно в начале 1652 года, по желанию
царя Алексия Михайловича церковным собором было постановлено перенести мощи
святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Московский Успенский собор. Думают,
что эту мысль подал царю Никон, митрополит Новгородский, бывший впоследствии
Патриархом Всероссийским. Тогда же решено было почтить память двух
других первосвятителей Московских — Иова и Гермогена, перенеся в
Успенский собор их останки. В жизни и деятельности названных иерархов была
та общая черта, что они были твердыми защитниками Церкви и государственности в
смутные годы нашей истории, а два из них и скончались мучениками во
исполнение слов Спасителя: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин.
10, 11). Святой митрополит
Филипп, восставший против опричнины и жестокости царя, послан в заключение в
Тверской Отрочь монастырь и там задушен Малютой Скуратовым. Иов, первый
патриарх Российской Церкви, за противодействие самозванцу с позором был
низведен им с патриаршего престола и заключен в Старицкий монастырь, где он
и скончался 19 июня 1607 года. Наконец, патриарх Гермоген, неустрашимый
борец против врагов Церкви и отечества во время нашествия поляков на Москву, был
уморен ими голодом и скончался 17 января 1612 года, после десятимесячного
заключения в Московском Чудовом монастыре. Сам престарелый патриарх
Иосиф торжественно перенес гробницу патриарха Гермогена в Успенский собор.
За гробом патриарха Иова был послан другой старец, митрополит Ростовский
Варлаам. С первых же дней Великого поста начались большие приготовления к
отправлению посольства на Соловки за мощами святителя Филиппа. Во главе
посольства было приказано ехать митрополиту Никону, другу царя, к митрополии
которого к тому же принадлежала тогда Соловецкая обитель. Сопровождать
митрополита назначен был князь Иван Никитич Хованский и многочисленная
свита из духовенства и государевых служилых людей. Многие бояре и сами
спешили испросить себе отпуск на Соловки помолиться. По приказанию государя для
чудотворцевых мощей был приготовлен на казенном дворе бархатный покров. Более
недели прошло в приготовлениях.
Наконец, 11 марта, в четверг на второй неделе Великого поста,
состоялись торжественные проводы митрополита Никона в Соловки. В Успенском
соборе был отслужен молебен, на котором присутствовал сам государь, и Никон
с своей свитой в тот же день выехал из Москвы. Предстоял дальний и
небезопасный путь, вследствие ожидавшегося вскрытия рек и бурности Белого моря.
Действительно, 15 мая, на второй же день морского плавания, в которое Никон
со своей свитой отправился на десяти больших лодках, поднялась страшная
буря. Суда были сорваны с якорей и с изодранными парусами носились по морским
волнам, пока не были выброшены на берег. А одна ладья (дьяка Леонтьева) после
этой бури была найдена плавающей в море разбитая пополам, так что не оставалось
сомнения в том, что все ехавшие в ней потонули; в числе погибших оказались
игумен, несколько священников и старцев, отправленных в свите
Никона. Но это печальное событие не могло устрашить Новгородского владыку,
человека с несокрушимой силой воли. Оправившись несколько на суше от морского
крушения, он пересел на другие суда, как только они были готовы, и не медля
продолжал путь. 3 июня московское
посольство наконец достигло Соловецкого острова, где в обители преподобных
Зосимы и Савватия хранились, как бесценное сокровище, честные мощи страдальца
Христова Филиппа. Митрополит Никон немедленно отправился в соборную церковь
Преображения Господня и отслужил благодарственный молебен по случаю
прибытия на Соловецкий остров. После молебна Никон обратился к монашествующей
братии с речью. Упомянув о подвигах и страдальческой кончине святителя Филиппа,
он сообщил, что «благочестивый царь Алексий Михайлович по совещанию с благоверною своею царицею и отцом
своим Святейшим Патриархом вознамерился возвратить мощи святого митрополита
Филиппа в свой царственный град, да водворится опять на первопрестолии
своем, в дому Пресвятыя Богородицы, и да разрешит своим пришествием грех прадеда
его царя Иоанна. Послал же нас государь, — заключил свою речь Никон, — во святую
сию обитель и велел нам, богомольцам своим, купно с вами молить о том
Христа Бога и святого отца Филиппа, чтобы Господь Бог сподобил, а святой Филипп
соизволил, в царствующий град придти на престол своего святительства». По
окончании речи Никон показал братии привезенные с собою грамоты святому Филиппу
от царя и патриарха и тут же положил их в раку святителя. Затем назначил
всеобщий трехдневный пост и усиленные всенощные
моления. По прошествии трех дней, накануне Духова
дня, было торжественно отслужено праздничное всенощное бдение с приложением
канона святителю Филиппу, а в самый праздник (7 июня) — перед литургией молебен
с водосвятием. По окончании литургии митрополит Никон, став на амвоне перед
собравшейся братией, во всеуслышание прочел оба послания к святителю
Филиппу. «Молебное послание» царя Алексия Михайловича сохранилось в полном виде.
Приводим его в переводе на современный язык. «Христову подражателю, небесному жителю,
вышеестественному и Ангелу во плоти, лучшему и премудрому духовному учителю
вашему, пастырю же и молитвеннику, великому господину, отцу отцев,
преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению
Вседержителя Христа Бога царь Алексий, чадо твое, молитвами святыми твоими
здравствует. Ничто так не печалит моей души, пресвятый владыка, как то, что ты
не находишься в нашем богохранимом царствующем граде Москве во святой великой и
славной соборной апостольской церкви Успения Пресвятой, Пречистой и
Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии вместе
с бывшими до тебя и после тебя святителями, чтобы вашими совокупными молитвами
пребывала неподвижно Святая Соборная и Апостольская Церковь и вера
Христова, которою спасаемся, и стадо нашей святительской паствы оставалось
безопасным от губительных волков; ибо и мы крепки не своею силою и
многооружным воинством, но Божией помощью, и вашими святыми молитвами все
им на пользу устраивается. Еще молю тебя и желаю пришествия твоего сюда, чтобы
ты разрешил согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, совершенное
против тебя нерассудно, завистью, несдержанною яростью, ибо твое на него
негодование как бы нас делает сообщниками его злобы. Хотя я и не повинен в
досаждении тебе, но гроб прадеда постоянно убеждает меня, приводит в жалость;
слушая о твоем житие и страданиях, мучаюсь совестью, что ты со времени изгнания
твоего и доныне пребываешь вдали от твоей святительской паствы. И ради
этого преклоняю сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь
ему согрешение своим пришествием к нам, да подашь ему прощение и тем да
уничтожится поношение, которое лежит на нем за твое изгнание. Пусть все
уверятся, что ты примирился с ним ради благодати твоего к нам пришествия и
пребывания во Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Молю тебя о сем и
честь моего царства преклоню пред честными твоими мощами, повергаю к
молению тебе всю мою власть, приди и прости оскорбившего тебя напрасно, ибо он
тогда раскаялся в содеянном грехе. За его покаяние и за наше прошение приди
к нам, святый владыко, так как уже оправдалось евангельское слово, за которое ты
пострадал. Если царство разделятся само в себе, не может устоять царство
то (Мк. 3, 24). Теперь у нас нет прекословящих словам твоим о сведениях
Господних, и благодать Божия ради святых твоих молитв в нашем царстве
всегда изобилует, нет уже ныне в твоей
пастве никакого разделения; если бы оно было, не устояло бы
доселе (царство) ради разделения. Но ныне все единомысленно просим и молим тебя:
даруй себя желающим тебя, приди с миром восвояси, и свои тебя примут с любовью,
и не вмени себе в некое искушение посылаемое нами моление! Ты знаешь, воистину,
освященная главо, что нам это чуждо. Посему уповаем на Господа скоро тебя
увидеть и облобызать ожидаемые нами честные твои мощи. О, священная глава,
святый владыко Филипп, пастырь наш! Молим тебя, не презри нашего грешного
моления, прииди к нам с миром. Царь Алексий, желающий видать тебя и поклониться
мощам твоим святым». Умилительное послание набожного царя
произвело на всех присутствующих сильное впечатление. Плач братии, сокрушавшейся
при мысли о необходимости скоро расстаться со своей уважаемой святыней, не раз
прерывал чтение привезенных грамот. И сам Никон не мог удержаться от слез,
когда молил святителя, «яко да изволит отойти в царствующий град с
миром». Памятником скорби соловецких иноков до
сих пор служит следующий гимн, сложенный ими на день проводов своего
пастыря и учителя. «Не подобало бы тебе, о святитель Филипп, оставлять твое отечество! Но должно к
нам возратиться, где ты духовно породился, где ты понес разнообразные
труды богоносным отцам и где, наконец, воздвиг ты великолепные храмы во
спасение иноков и к славословию Творца. Моли Того, помолись Тому о спасении душ
наших». Когда волнение несколько стихло,
архимандрит с братией просили Никона об оставлении части святых мощей на
благословение обители. Никон тотчас же согласился исполнить их просьбу и,
«мало укрывшись», начал отделять часть святых мощей. В ту же минуту митрополит
почувствовал чудесное благоухание, которые сподобились обонять и многие из
предстоящих. Рака с честными мощами святителя Филиппа была поднята,
поставлена на уготованный одр и покрыта привезенным из Москвы царским покровом.
Затем при пении иноков и торжественном звоне колоколов ее понесли из собора на
морское судно. Снова раздался неописуемый плач соловецкой братии. Многие из
иноков от слез не могли даже идти и в изнеможении падали на пути. Но велика была
радость самого митрополита и его свиты: им казалось, что и солнце в тот день
светило ярче и воздух был благораствореннее. Когда святые мощи поставлены
были на судно, а крестный ход возвратился в монастырь, Никон угощал братию
трапезою от царского имени и оделял подарками. К вечеру того же дня (7 июня) он
отправился в обратный путь в Москву. Обратное путешествие митрополита Никона
из Соловков в Москву совершилось в один месяц и без особенных препятствий. Весь путь от берегов Белого
моря до Москвы, путь которым святой Филипп возвращался в престольный град
свой после осуждения, изгнания и мученической кончины, представлял из себя
необычную и умилительную картину, ибо народ выходил всюду большими толпами с
крестами и хоругвями, чтобы встретить и проводить святые мощи страдальца
Христова. Первую ночь пути Никон провел на острове
Заяцком, где некогда святой Филипп устроил пристань и гостиницу для плавателей.
Пробыв здесь два дня в ожидании погоды, 10 июня Никон отправился в море и во
время плавания по нему только на несколько времени останавливался у острова Кия
пред устьем реки Онеги, где он к своей радости нашел целым поставленный им еще в
1639 году крест в благодарность Богу за спасение от потопления во время морской
бури. На Онежском устье, куда Никон со святынею вошел 11 числа утром, его уже
давно ждали царские гонцы с важными письмами из Москвы. В них царь Алексий
сообщал своему любимцу, что по случаю кончины Святейшего Патриарха Иосифа
«сделалась вдовствующею мати наша Соборная и Апостольская Церковь», и умолял его
поспешить возвращением в Москву, чтобы поскорее приступить к избранию нового
первосвятителя, давая ясно понять Никону, что он хочет видеть его патриархом
всея Руси. Митрополит не мог
ослушаться царского повеления и ускорил свой путь. Пересев на речные суда,
отправились вверх по реке Онеге и 20 июня вечером достигли Каргополя. За версту
от города святые мощи были встречены духовенством с крестами и множеством
народа. В городе мощи были внесены в соборную церковь Рождества Христова, и
митрополит Никон отслужил перед ними молебен. На другой день Никон совершил
здесь литургию и после полудня продолжал плавание по рекам и озерам до пристани
Волока-Короткого, откуда сухим путем направился к Кириллову монастырю. В
деревне Взвозе, принадлежащей названной обители, раку с честными
мощами поставили опять в судно и плыли реками Шексною и Волгою до
Ярославля, куда после пятидневного плавания и прибыли 30 июня. Здесь плавание
должно было окончиться, и Никон, не теряя времени, продолжал дорогу сухим
путем через Переяславль Залесский на Троице-Сергееву лавру. 3 июля, не доезжая
верст семи до обители преподобного Сергия, митрополит Никон остановился в
ожидании царского указа; но так как никаких грамот от царя не было получено, то
утром 4 июля, накануне дня обретения мощей преподобного Сергия, мощи свт.
Филиппа были торжественно внесены в лавру и поставлены в соборе Живоначальной
Троицы. Никон служил здесь
молебен и литургию и после обеда отправился далее, спеша согласно прежнему
царскому указу скорее достигнуть Москвы. Но едва он успел отъехать шесть верст,
как был встречен государевым стольником с запоздавшим царским повелением
остановиться в Троице-Сергиевой лавре и ждать здесь дальнейших распоряжений.
Чтобы не возвращаться назад, Никон расположился ожидать повелений в селе
Воздвиженском, в 12 верстах от Троицы. Святые мощи не были внесены в местную
деревянную церковь за многолюдством стекавшегося отовсюду для поклонения им
народа и за опасением пожара от множества горевших свечей, но были помещены под
царским шатром. Сюда же в село прибыли
посланные царем для встречи и сопровождения святых мощей до Москвы митрополит
Казанский Корнилий и Вологодский архиепископ Маркелл с духовенством и боярин князь Трубецкой
со своей свитой. Это новое почетное
посольство прибыло в село Воздвиженское в ночь на 6 июля и утром 7-го, после
молебна перед мощами святителя Филиппа, торжественное шествие снова и на
этот раз уже не так поспешно направилось к Москве. Митрополит же Никон после
проводов из Воздвиженского, согласно царскому повелению, отбыл вперед в Москву.
8 июля мощи святителя Филиппа были перенесены в село Ростокино и
поставлены в шатре близ церкви за невозможностью пронести их через узкие
церковные двери. Между тем в Москве готовилась царем
великолепная встреча первосвятителю Христову. Она состоялась 9
июля. Рано утром весь путь от Кремля до
нынешней Крестовской заставы был занят толпами народа. Из Успенского собора
вышел крестный ход. Во главе многочисленного духовенства и архиереев шли
митрополит Никон и митрополит Варлаам Ростовский. За ними в богатейшем
наряде с драгоценным посохом в руке шествовал сам царь, окруженный блестящей
свитой. Крестный ход был уже за Сретенскими
воротами, у Напрудного, когда показалось шествие со святыми мощами,
которые были приостановлены подле приходской церкви Троицы на
Капельках, на месте, доныне называемом «у Креста», потому что в память
описываемого события здесь поставлен дубовый крест, сохраняющийся и теперь в
часовне. Тут произошло неожиданное и печальное событие. Престарелый
митрополит Варлаам, несмотря на все убеждения царя, хотевший принять
участие в торжестве, так изнемог от утомления, что, не успев достигнуть раки
святителя Филиппа, сел в кресла и скончался. Отдав нужные распоряжения, государь
поспешил навстречу святому Филиппу. Он пал на землю перед его нетленными
останками и со слезами умиления благодарил Господа, давшего ему узреть мощи
святого угодника Божия, возвращающегося со славою в первопрестольный град,
откуда он так позорно был изгнан его царственным предком. После того рака со
святыми мощами была принята царем и боярами на головы и шествие направилось
через город к Кремлю. Оно живо описано самим царем в письме к одному
воеводе. Стечение народа по всему пути от
Напрудного до кремлевских соборов было настолько велико, что «нельзя было и
яблоку упасть». Среди пения и звона колокольного раздавались вопли
бесчисленных больных, которые на коленях или лежа на одрах взывали к
угоднику Божию о помощи. Произошло при этом несколько чудесных исцелений.
При встрече у Напрудного получила исцеление немая и бесноватая женщина,
которая тут же стала говорить и сделалась совершенно здоровой. У Лобного
места произошло другое чудо — исцеление девицы. Когда же святые мощи были
поставлены на Лобном месте для молебна и сразу стали видимы даже стоявшим вдали,
то все прослезились, умиленные видом торжества, с которым пастырь, изгнанный
напрасно, возвращается опять на свой престол. Медленно подвигаясь сквозь
густые толпы народа, священная процессия достигла Кремля, где на площади у
Грановитой палаты еще был исцелен слепой. Наконец, святые мощи были внесены в
Успенский собор и поставлены на том самом амвоне, с которого святой митрополит
Филипп при жизни раздавал благословение, поучал паству и обличал грозного царя.
Тотчас же по внесении святых мощей в собор отслужена была Божественная литургия.
Десять дней стояли мощи святителя Филиппа среди собора, переполненного
с утра до вечера молящимися, и при них — неутомимый в своей ревности Никон,
читавший молитвы над больными и благословлявший людей от имени новоявленного
чудотворца. Все эти дни раздавался звон колоколов, как на святой неделе; радость
была всеобщая. Перед святыми мощами постоянно служили
молебны, и от них изливались новые чудеса. Не было дня, пишет царь, чтобы
кто-нибудь не получил исцеления; самое меньшее, когда в сутки исцелялось двое
или трое, но было по пяти, шести и даже до семи чудесных исцелений, и не только
болевшие восемь лет, но и двадцать и тридцать лет страдавшие всякими болезнями,
кровоточивые и бесноватые, с равной легкостью исцелялись. Поразительный случай
исцеления жены Стефана Вельяминова. Будучи слепой и глухой восемь лет, она кроме
того страдала еще и головной болью. Страдания эти настолько усилились, что она
уже велела читать отходную и забылась, но явился ей чудотворец и сказал: «Вели
себя нести к моему гробу!» И как только ее принесли к мощам святителя Филиппа,
она в тот же час прозрела, начала
слышать, встала на ноги и, возблагодарив Бога и Его великого
угодника, пошла домой вполне здоровой. 17 июля в Успенском
соборе происходило особое празднество перед мощами святителя Филиппа по случаю
их перенесения. Накануне этого дня торжественно отслужены были вечерня и
всенощное бдение, а в самый праздник — литургия. На все богослужения выходил
государь в праздничном наряде. Празднество закончилось обильным угощением у
государя. Можно думать, что именно в этот день мощи святителя, переложенные
в новую серебряную раку, были поставлены на приготовленное для них место — с
правой стороны собора, близ иконостаса, у придела святого великомученика
Димитрия Солунского. Здесь они находятся и доныне. С этих пор память святителя Филиппа стала
чествоваться особенно торжественно. День страдальческой кончины его, 23
декабря, праздновался в Москве соборным служением патриарха; не менее
торжественно отправлялся и праздник 17 июля в честь перенесения мощей святого
Филиппа. Но так как торжество 23 декабря ослаблялось службою
наступавшего сочельника перед Рождеством Христовым, то иногда оно
переносилось на Рождественские праздники и на первые числа января и
даже на февраль месяц. Праздник в честь перенесения мощей святителя также
переносился на другие числа июля и даже на август. Наконец, в 1661 году
праздники в честь святителя Филиппа были окончательно перенесены по воле
царя Алексия Михайловича с 23 декабря на 9 января и с 17 июля на 3
число того же месяца. В эти дни празднуются они и
доныне.
|