ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ
ФЕОДОСИЯ,
АРХИЕПИСКОПА
ЧЕРНИГОВСКОГО
(память 9/22 сентября)
Святитель Феодосий, архиепископ
Черниговский (+ 1696), принадлежал к дворянскому роду Углицких. Он
родился около 30-х годов XVII в. (мирское имя его остается неизвестным) в семье священника
Никиты от матери, по
имени Мария. Благочестие, царившее в его доме, благотворно содействовало
духовному развитию мальчика, с юных лет он горел любовью к Богу. С детства
он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности его
раскрылись в Киево-Братской Богоявленской школе. Эти высокие и
достолюбезные качества его души еще более развились под влиянием
благочестивых наставников. Упражняясь
в чтении слова Божия и писаний св. отцов и по ним устрояя свою жизнь,
будущий святитель Феодосий возрастал и совершенствовался духом,
укреплялся в зрении истин православной веры и в подвигах
благочестия и своим прилежанием, покорностью и благонравием обратил
на себя внимание школьного
начальства. В годы обучения окончательно выявилось призвание Феодосия
к иноческому подвигу: все свободное от занятий время он отдавал молитве,
богомыслию и чтению Священного Писания. За эти же годы сложилось у него
последовательное православное богословское понимание веры, поскольку
Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время ведущим центром
борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.
Вскоре после окончания школы будущий святитель принял иноческий постриг в
Киево-Печерской лавре с именем Феодосий (в честь основателя лавры). Этого
подвижника он считал, наряду с Антонием Печерским, своим особым
небесным покровителем. Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был
поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен
наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре молодой инок, стремясь
к уединению, покинул Киев и поселился в отдаленном Крупицком Батуринском
монастыре Черниговской епархии, славившемся строгой иноческой жизнью.
Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 г. за свою духовную мудрость и
строгую подвижническую жизнь Феодосий был назначен игуменом в Корсунском
монастыре Киевской епархии, а в 1664 г. — настоятелем древнего Киево-Выдубицкого
монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была
совершенно разорена. Но святому Феодосию, благодаря своей энергии и
настойчивости, удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он
особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор,
который славился не только в
Малороссии, но и в Москве, куда
святой Феодосий в 1685 году
посылал своих певчих. Заботясь о
духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий
подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове
Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда
устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители —
иеромонаха Иова (Опалинского). В бытность святого Феодосия игуменом
Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с
другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и
Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с
изменниками России. 20 сентября 1668 г. святому Феодосию пришлось давать объяснения по
этому делу. 17 ноября 1668 г. клевета была обнаружена, и святой Феодосий
вместе с другими игуменами получил прощение. Преосвященный Лазарь
(Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и
приблизил его к себе. Он называл его «овцой стада Христова, научившейся
покорности», и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на
небесах. Когда в 1679 году преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской
митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам
оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской
митрополии святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных
событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании
епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с
Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с
извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и
уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с
Русской Православной Церковью. В 1688 году святой Феодосий был назначен
архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место почившего
архимандрита Иоанникия (Голятовского). С того времени вся деятельность святого
переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось,
главным обрезом, по желанию преосвященного Лазаря. Святому
Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой
обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения
иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого
Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители
благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей
новой должности оказывал всемерное содействие преосвященному Лазарю во всех
важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому
патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской
метрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени
пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же патриарх не
удовлетворился этими ответами и в Москву в
начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало),
будущий митрополит Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве
представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать
патриарху ответное письмо и выяснить недоразумение. 11 сентября 1692
года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в
Успенском соборе Московского Кремля. Об управлении святителем Феодосием
Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание
святитель обращал на пробуждение и
поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. Глубокая вера
в Промысл Божий, деятельное стремление
к святости, искренняя любовь к монашеским подвигам, всегдашняя
заботливость о спасении своей паствы, отеческое внимание и снисходительность к
подчиненным, суд справедливый и милостивый были отличительными чертами архипастырской деятельности
святителя Феодосия. Он ревностно заботился о созидании храмов Божиих и об
устроении иноческих обителей, дух его несказанно радовался при виде благолепия
этих мест славы Божией и спасения ближних. В самом начале его святительства по его
благословению был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил
храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694
году по его благословению был основан Любецкий скит в двух верстах от Любеча; в 1694 году
святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества
Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года — величественный храм в
честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ
древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской
епархии замечается особый подъем в усилении иночества. Святитель уделял
также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов
священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным
школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой
Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся
впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских
духовных школ. К нему часто обращались за помощью и советом не только
православные, но и лица других исповеданий. По преставлении преосвященного Лазаря (3
сентября 1693 г.) управление Черниговской епархией святителем Феодосием
продолжалось недолго. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника
Брянского Свенского монастыря святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из
иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом
архимандрите он заранее готовил себе преемника. 5 февраля 1696 г. святитель
Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном
Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того
склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его
гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за
чудесное исцеление от тяжкой болезни. С тех пор благоговейное почитание
святителя Феодосия становилось все
распространеннее. О необычной скромности святителя
Феодосия, как особом благодатном даровании, свидетельствовала вся
его подвижническая жизнь и сокровенная помощь тем, кто возносил ему
молитвы. В 1895 году ввиду того, что в
православном народе все более и более возрастала и утверждалась
уверенность в святости святителя Феодосия через совершавшиеся у
гроба его чудесные исцеления, Св. Синод нашел благовременным
приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения о нетлении тела
святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над
верующими. Ближайшее обследование сего дела Св. Синод возложил на
преосвященного Иоанникия, митрополита Киевского, и местного епископа
Антония, которые, присоединив к себе викария Черниговской епархии
епископа Питирима, ректора Черниговской семинарии, члена
Киевской Духовной Консистории протоиерея Преображенского и двух
протоиереев из местного соборного причта, 5 июля 1895 года прибыли в пещеру
при Борисоглебском храме Черниговского кафедрального собора и по совершении
здесь панихиды по святителю Феодосию произвели подробное освидетельствование
гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия. Тело святителя благодатью Божией
сохранилось нетленным, несмотря на
пребывание в течение двухсот лет в пещере Борисоглебского храма, не
отличающейся притом сухостью. Независимо от сего, преосвященные Иоанникий и
Антоний вместе с другими означенными духовными лицами, пригласив лиц, испытавших
на себе или на своих сродниках чудесные исцеления заступлением святителя
Феодосия по молитвенном призывании благодатной его помощи собрали от них
под присягой показания о действительности совершившихся над ними
чудотворений. Таких событий было обследовано ими
49. И в 1896 г. по определению Священного Синода святитель Феодосий был
причислен к лику святых, нетленное тело его было признано святыми мощами,
было положено составить ему особую службу, а до времени составления
отправлять ему службу общую святителям, память же святителя праздновать как в
день преставления — 5/18 февраля, так в день открытия его мощей — 9/21
сентября.
|