Феодосий, архиепископ Черниговский, святитель

Аудио версия жития


В этот же день празднуется память святых:


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОСИЯ,

АРХИЕПИСКОПА ЧЕРНИГОВСКОГО

(память 9/22 сентября)

Святитель Феодосий, архиепископ Чернигов­ский (+ 1696), принадлежал
к дво­рянскому роду Углицких. Он родился около 30-х годов XVII в. (мирское имя его остается неизвест­ным) в семье священника Никиты от матери, по име­ни Мария. Благочестие, царившее в его доме, благотворно содействовало духов­ному развитию мальчика, с юных лет он горел любовью к Богу. С детства он отличался крото­стью и прилежанием к молитве. Природные способности его раскрылись в Киево-Братской Богоявленской школе. Эти высокие и достолю­безные качества его души еще более развились под влиянием благочестивых на­ставников. Упражняясь в чтении слова Божия и писаний св. отцов и по ним устрояя свою жизнь, будущий святитель Феодосий возра­стал и совершенст­вовался духом, укреплялся в зрении истин православной веры и в подви­гах бла­го­честия и своим прилежанием, покорностью и благонравием обратил
на себя внимание школьного начальства. В годы обу­чения окончательно выяви­лось призвание Феодосия к иноческому подвигу: все свободное от занятий вре­мя он отдавал молитве, богомыслию и чтению Священного Писания. За эти же годы сложилось у него последовательное православное богословское пони­мание веры, поскольку Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то вре­мя ве­дущим центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов. Вскоре после окончания школы бу­дущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре с именем Фео­досий (в честь основателя лавры). Этого подвижника он считал, наряду с Ан­то­нием Печерским, своим особым небесным покровителем. Киевским митро­политом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Со­фийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре молодой инок, стремясь к уединению, покинул Киев и поселился в отдаленном Крупицком Батуринском монастыре Черниговской епархии, сла­вив­шемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха.

В 1662 г. за свою духовную мудрость и строгую подвижническую жизнь Феодосий был назначен игуменом в Корсунском монастыре Киевской епархии, а в 1664 г. — настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию, благода­ря своей энергии и настойчивости, удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, кото­рый славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году по­сы­лал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, свя­той игумен, сам строгий по­движник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревност­ных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского).

В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого мона­стыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игу­менами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому пра­ви­тельству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 г. святому Феодосию при­шлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 г. клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими игуменами по­лучил прощение. Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил вы­сокие духов­ные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его «овцой стада Христова, научившейся покорности», и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на небесах. Когда в 1679 году преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Фео­досия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наме­стника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) мит­рополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяслав­ским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба предста­вителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Чернигов­ского Елецкого монастыря на место почившего архимандрита Иоанникия (Голя­товского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чер­ни­гов. Это назначение состоялось, глав­ным обрезом, по желанию преосвящен­ного Лазаря. Святому Феодо­сию пришлось немало потрудиться над благоустрой­ст­вом Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опусто­шения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавше­го ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие преосвя­щенному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного от­вета Московскому патриар­ху Иоакиму на его вопросные грамоты об отноше­нии Киевской метро­полии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало), будущий митрополит Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвя­щенного Лазаря. Ему поручено было передать патриарху ответное письмо и вы­яснить недоразу­мение. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжест­венно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Крем­ля.

Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохра­нилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и под­держание в пастве духа истинно христианского благочестия. Глубокая вера
в Промысл Божий, деятельное стремление к святости, искренняя любовь к мона­шеским подвигам, всегдашняя заботливость о спасении своей паствы, отеческое внимание и снисходительность к подчиненным, суд справедливый и милостивый были отличительными чертами архипастырской деятельности святителя Феодосия. Он ревностно заботился о созидании храмов Божиих и об устроении иноческих обителей, дух его несказанно радовался при виде благолепия этих мест славы Божией и спасения ближних.

В самом начале его святительства по его благословению был создан Пече­никский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Ус­пе­­ния Пресвятой Богородицы. В 1694 году по его благосло­вению был основан Любецкий скит в двух верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Дом­ниц­ком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а ле­том 1695 года — величе­ственный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вер­шине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святи­теле Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъ­ем в усилении иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священ­ства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным шко­лам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тоболь­ский, сде­лавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устро­ителем черниговских духовных школ. К нему часто обращались за помощью
и советом не только православные, но и лица других испо­веданий.

По преставлении преосвященного Лазаря (3 сентября 1693 г.) управление Черниговской епархией святителем Феодосием про­должалось недолго. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свен­ского монастыря святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха
в архимандрита Черни­говского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 5 февраля 1696 г. святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглеб­ском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в бла­годарность за чудесное исцеление
от тяжкой болезни. С тех пор бла­гоговейное почитание святителя Феодосия ста­новилось все распространеннее.

О необычной скромности святителя Феодосия, как особом благо­датном да­ро­вании, свидетельствовала вся его подвижническая жизнь и сокровенная по­мощь тем, кто возносил ему молитвы.

В 1895 году ввиду того, что в православном народе все более и бо­лее воз­растала и утверждалась уверенность в святости святителя Фео­досия через со­вер­шавшиеся у гроба его чудесные исцеления, Св. Синод нашел благо­времен­ным приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими. Ближайшее обследование сего дела Св. Синод возложил
на преосвященного Иоанникия, митрополита Киевского, и местного епископа Ан­тония, которые, присоединив к себе викария Черниговской епархии епис­ко­па Пи­тирима, ректора Черниговской семинарии, члена Киев­ской Духовной Консистории протоиерея Преображенского и двух про­тоиереев из местного соборного причта, 5 июля 1895 года прибыли в пещеру при Борисоглебском храме Черниговского кафедрального собора и по совершении здесь панихиды по святителю Феодосию произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия. Тело святителя благодатью Божией сохрани­лось нетленным, несмотря на пребывание в течение двухсот лет в пещере Бо­рисоглебского храма, не отличающейся притом сухостью. Независимо от сего, преосвященные Иоанникий и Антоний вместе с другими означенными духовными лицами, пригласив лиц, испытавших на себе или на своих сродниках чудесные исцеления заступлением святителя Феодосия по молитвенном призывании благодатной его по­мощи собрали от них под присягой показания о действительности со­вершившихся над ними чудотворений. Таких событий было обследовано ими 49.

И в 1896 г. по определению Священного Синода святитель Феодосий был причислен к лику святых, нетленное тело его было признано святыми мо­щами, было положено составить ему особую службу, а до времени состав­ления отправлять ему службу общую святителям, память же святителя праздновать как в день преставления — 5/18 февраля, так в день открытия его мощей —
9/21 сентября.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоRambler's Top100Музей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2015. Фонд "Благо"