(память 20 августа/2
сентября)
Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по
всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в
начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году
суздальский князь Константин Васильевич перенес столицу княжества из Суздаля в
Нижний Новгород. Тогда же он пожелал поставить в своем княжестве отдельного от
Ростова и Владимира епископа. По его просьбе был возведен в сан епископа
Нижегородского и Суздальского боголюбивый инок Иоанн. Отличаясь особой любовью к бедным и
больным, святитель Иоанн ходатайствовал об уменьшении налогов
крестьянам, устраивал больницы для больных, богадельни для престарелых,
одиноких и убогих. Когда князь Константин покорил часть мордовских
земель, святитель Иоанн усердно проповедовал слово Божие среди
мордвы. По благословению святителя Иоанна в
Суздальской земле строились храмы, основывались иноческие обители. В самом
Суздале был основан монастырь преподобным Евфимием Суздальским (+1404;
память 1/14 апреля), которого святитель Иоанн в 1352 году поставил архимандритом
новосозданной обители. В Нижнем Новгороде святитель благословил князя
Константина построить Покровский женский монастырь, в котором в 1364 году
поставил настоятельницей племянницу преподобного Евфимия
Суздальского. После 1365 года, при святителе Московском
Алексии (+1378; память 12/25 февраля),
Суздаль вошел в состав Московской митрополии. С этого времени святитель
Иоанн, оставив управление епархией, поселился в Боголюбской обители и стал вести
уединенную жизнь, подвизаясь в посте и молитве. Рукописное житие сообщает,
что он жил безмолвником. 15 октября он мирно скончался и был погребен под спудом
в кафедральном соборе Суздаля в честь Рождества Пресвятой
Богородицы. В том же соборе еще в 1023 году был
погребен епископ Ростовский Феодор, о жизни которого известно очень мало. Родом
грек, он прибыл в Киев из Херсона вместе с киевским князем Владимиром после
крещения. В 990 году был посвящен во епископа Ростовского и стал первым
архипастырем Ростовской земли. Однако управлять паствой и просвещать светом
Христовой истины ростовчан епископу Феодору довелось недолго, так как через
некоторое время он был изгнан из Ростова язычниками. Святитель Феодор
удалился в Суздаль, где устроил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Подробных сведений о святителе Феодоре не сохранилось. Известно только, что
он неоднократно посещал Ростов, скончался не ранее 1023 года и был погребен в
соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале. По преданию, открытие и
прославление святых мощей святителя произошло еще до нашествия на Русь полчищ
хана Батыя. Нетленные мощи святителей Феодора и
Иоанна почивали открыто в устроенных гробницах. В XVIII веке согласно
Духовному Регламенту, составленному в 1720 году по приказу Петра I епископом
Псковским Феофаном Прокоповичем (впоследствии архиепископом), стали
изучаться сведения о мощах малоизвестных святых. При этом под влиянием
протестантизма некоторые пытались упразднить и ослабить почитание святых и их
благодатных останков. Святители Феодор и Иоанн почитались тогда только в Суздале
и окрестностях. Сведений об открытии их мощей к тому времени не сохранилось.
Поэтому в 1739 году, в период засилья немцев-протестантов при временщике Бироне,
некоторые пытались посеять сомнение относительно мощей святителей. Но народ
отстоял церковные святыни, и поэтому празднование памяти святителей Феодора и
Иоанна совершалось в суздальских храмах по-прежнему торжественно. Преемник
епископа Симона (1739—1747) епископ Порфирий (1748—1755), узнав о возникших
сомнениях, потребовал от священнослужителей собора сообщить имевшиеся
сведения о святителях Феодоре и Иоанне. Все собранные сведения
епископ послал на рассмотрение в Святейший Правительствующий Синод. К
тому времени обстановка в стране изменилась. Рассмотрев дело, Синод прислал
в Суздаль указ от 17 апреля 1755 года, в котором говорилось: «Понеже оные
святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране
пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают
нетленными, то, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне
свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же как ныне были состоянии
и почитании». Получив указ 27 августа того же года, епископ Порфирий в свою
очередь оповестил о нем свою паству и распорядился: «Оных святителей Феодора и
Иоанна епископов во всех священнослужениях, где принадлежит, воспоминать
неотменно, и память оных святителей празднество по церковному чиноположению
повсегодно исправлять — святителю Феодору июня в 8-й день, святителю Иоанну —
октября в 15-й день, как издревле в оные дни оные празднества
исправлялись...» 20 августа 1879 года
честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Светейшего Синода, были
переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев. В честь
этого события было установлена празднование. |