(память 22 октября/4 ноября)
Преподобные Феодор и Павел Ростовские
основали в XIV веке на реке Устье, недалеко от Ростова, обитель во имя святых
мучеников Бориса и Глеба. Первым на место будущего монастыря пришел из
Новгородской области инок Феодор, неизвестно где родившийся и где принявший
пострижение. По дороге, ведущей из Каргополя и с Бела озера в Ростов и
Москву, он остановился в темном лесу при реке Устье, верстах в
семнадцати от Ростова. Поставив себе в лесу шалаш из древесных ветвей, он
остался здесь на жительство. У проезжей дороги на дереве он повесил сделанный из
древесной коры кузов, и прохожие и проезжие, догадываясь, что тут живет
пустынник, стали класть в него то хлеб, то овощи и другую милостыню. Пустынник,
не видимый никем, тайно вынимал милостыню и делил ее с нищей братией; проведавши
о сем, из многих селений стали приходить к пустыннику за милостыней, и он
делился всем, что находил в повешенном кузове. Спустя три года пришел к нему
Павел и стал делить с ним пустынническую жизнь.
При великом князе Димитрии Иоанновиче и
митрополите Алексии, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич, а
святительскую кафедру занимал Игнатий III, прп. Сергий приходил на родину
свою в Ростов. Это было в 1363 году, когда кн. Константина надлежало мирить с
новым великим кн. Димитрием, и святое дело примирения было совершено с успехом.
Пустынножители Феодор и Павел сочли за святое дело обратиться за
духовным советом к великому пустынножителю. Они просили его осмотреть место
для новой пустынной обители и благословить его. Сергий обошел с ними лесную
пустыню и на реке Устье, где ныне стоит храм обители, указал строить церковь во
имя св. мучеников Бориса и Глеба, и сказал пустынникам: «Призрит Господь Бог и
Пречистая Богородица на место сие, и великие страстотерпцы Христовы в помощь вам
будут. И сие место весьма обстроится и в будущие времена превозносимо будет
наряду с большими лаврами». Дав пустынникам мир и благословение,
преподобный Сергий отправился в обратный путь. Князь Константин и епископ
Игнатий с любовью дозволили строить новую обитель. Одушевленные словами св.
подвижника, которого все уважали, пустынники начали рубить лес, чтобы очистить
место для храма и обители, и скоро увидели подтверждение словам Сергия.
Однажды во время отдохновения от трудов в тонком сне явились Феодору и Павлу два
светлых воина, вооруженные и украшенные царскими багряницами, и сказали:
«Трудитесь на сем месте: Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего,
и мы неотступно будем на сем месте на помощь вам и тем, кто после вас будет
устраивать место сие». Преподобные припали к ногам их и спросили, кто они.
Но воины вдруг стали невидимы, только слышан был голос, называвший одного
Романом, а другого Давидом: имена Романа и Давида — имена Бориса и Глеба, данные
им при святом крещении. После того они с новым рвением стали трудиться и
подвизаться над устроением места. И начали собираться к мим братия и
мирские люди — плотники на помощь делу. В скором времени братия умножилась, и
все стали умолять Феодора, чтобы он был им игуменом. Так и
совершилось. В скором времени обитель
эта стала известной в окрестностях Ростова, и к празднику св.
страстотерпцев собирались в нее многие богомольцы. Вместе с ними из близлежащих
городов и селений приезжали в монастырь купцы и производили торговлю, платя
монастырю на свечи, ладан и церковное вино. Многие вельможи из Ростовской
области стали завещать, чтобы их погребли в Борисоглебской обители, и
дарствовать ей на поминовение души вотчины свои, села, деревни и пашни.
Благодаря этому усилились средства монастыря, и преподобный Феодор еще более
стал трудиться над его устройством и собиранием братии. Он воздвиг для
общей соборной молитвы теплую церковь Благовещения Пресвятой
Богородицы. Много лет милостью
Божией, заступлением Пресвятой Богородицы и помощью Христовых
страстотерпцев Бориса и Глеба подвизался преподобный Феодор в устроении обители:
он воздвиг церкви, поставил келлии, все устроив по монастырскому чину,
приобрел монастырю нивы и пашни, устроил на службу обители много людей и
приобрел довольно скота. Блаженный Феодор,
достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив
Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился
на Кубенское озеро. Там нашел он место, называемое Святая Лука, и поставил
келлию. Узнали об этом окрестные жители, еще не просвещенные тогда инородцы
чудского племени, и изгнали оттуда преподобного труженика. Перейдя на другой
берег Белого озера, он прошел по глухим местам на реку Ковжу и при устье ее
положил основать обитель св. Николая. Он отправился в Москву к удельному князю
Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им
место, и просил уступить оное под монастырь. Князь не только дал место, но
снабдил будущую обитель разными угодьями. Возвращаясь из Москвы, прп.
Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и
потом удалился на Ковжу, чтобы создать здесь новый монастырь. При впадении
реки Ковжи в Белое озеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм
во имя чудотворца Николая, а потом возводил и монастырские постройки.
Узнав о трудах преподобного, окрестные православные жители стали стекаться
к старцу за благословением, а иные и для того, чтобы принять иноческое
пострижение. Старец Феодор принимал всех с радостью. Устроив монастырь,
преподобный Феодор поставил в нем игумена, а сам, получив откровение о
скорой кончине, возвратился в Борисоглебскую обитель, и все духовно и телесно
веселились и благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за успех трудов старца.
Преподобный Феодор распорядился, чтобы Никольский монастырь был присоединен к
Борисоглебскому и чтобы брат его, игумен Павел, руководил
им. После всех сих подвигов
и распоряжений, через недолгое время, преподобный основатель Борисоглебского
монастыря почил с миром 22 октября 1409 года. Преподобный игумен Павел с братиею
оплакали усопшего и с честью погребли тело его. После кончины Феодора
оставшийся в живых сотрудник его Павел еще более стал трудиться и пещись об
обоих монастырях, но, прожив после того недолго, в добром исповедании отошел к
Господу. И Борисоглебская обитель установила совершать его память в один день с
памятью первоначальника своего Феодора. Пророческие слова
преподобного Сергия, благословившего основание Борисоглебского
монастыря и предрекшего его расширение, сбылись в точности. После смерти
основателей, преподобных Феодора и Павла, преемники их, Борисоглебские
игумены, продолжали усердно заботиться о благе монастыря, который
постепенно стал приобретать широкую
известность.
|