ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА
НАШЕГО
ГРИГОРИЯ ПЕЛЬШЕМСКОГО, ВОЛОГОДСКОГО
ЧУДОТВОРЦА
(память 30 сентября/13
октября)
Прп. Григорий родился в городе Галиче от
родителей боярского рода, богатых и почитаемых князьями, по прозванию Лопотовых.
Отцом и матерью он был вскормлен млеком Божественного Писания и уже в ранних
годах проявил великое смиренномудрие. Он удалялся от забав, не принимал участия
в детских играх, не искал почести от слуг своих и не добивался высокого сана. От
юных лет проводил Григорий жизнь свою в изучении святых книг, измлада возлюбил
Бога, и Бог возлюбил его. Следуя закону Божию, отрок повиновался родителям во
всем. Только не чтил своего высокого сана, в уставах которого, по обычаю
вельмож, жили его родители. Рассмотрев суету света сего и скоропреходящее
тленное житие земное, он поминал слова Господа, сказавшего в Святом
Евангелии: Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отцы, или
матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и
живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Так еще в ранней юности овладела
Григорием мысль: ради любви Божией идти тесным и скорбным путем. Когда Григорию исполнилось 15 лет,
родители хотели сочетать его браком. Но преподобный противился этому. Твердо
помня заповедь о почитании родителей
и боясь гнева Божия за сыновнее непослушание, отрок смущался и
молился Господу, чтобы Он помог ему сохранить чистоту девства. И по воле
Божией родители Григория вскоре умерли, не успев женить сына, и он свободно
пошел по пути подвижничества. Оставшись сиротою, молодой боярин так распорядился
доставшимся ему богатством: рабов и рабынь своих он наделил землею и именьем и
отпустил на волю, деньги роздал нищим, а сам без всяких средств пошел в обитель
Пресвятой Богородицы, честного Ее Рождества, находящуюся близ озера
Галицкого, и молил архимандрита той обители о пострижении. Видя, что
Григорий еще юн, и слыша о его знатном происхождении, архимандрит сказал ему:
«Чадо! В силах ли ты перенести скорби и беды, свойственные иноческому
житию? Ты еще так молод». Григорий сказал: «Отче! Все сотворю, что бы ты ни
повелел». Умиленный словами юноши и видя такое
усердие его, архимандрит возложил на Григория иноческий образ и поручил его
брату-иноку для научения в иноческом житии. Новопостриженный инок отрешился от
всех соблазнов мирской суеты. Он всецело предался Христу и, следуя стопам Его,
отрекся от своей воли, смиренно
служа и повинуясь братии, поучаясь в молитвах день и ночь. Все отцы обители
смотрели на Григория, как на Ангела Божия. Был он чудный постник, и многие
дивились его терпению, смиренномудрию и кротости. За высокую добродетель Григорий
сподобился принять сан священства. Приняв, как верный раб, великий талант от
Бога и без лености преумножая его, святой, подобно граду, стоящему наверху горы,
не укрылся от очей верующих. Ради своих подвигов св. Григорий был поставлен
игуменом той обители, в которой
принял иноческое пострижение. После того он предался еще большим трудам во славу
Божию, по слову Евангелия: Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется
от него (Лк. 12, 48); и еще: Тако да просветится свет ваш пред человеки,
яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.
5, 16). Управляя обителью, святой Григорий не
оставил своих трудов и подвигов и никогда не возносился мыслью ради высоты
сана своего; он отличался истинно христианским смирением, проявлял нелицемерную
любовь, одинаковую и к великим, и к малым, и всех принимал с радостью:
старых — как братию, юных — как
детей. За это был он всеми славим и почитаем, и отовсюду приходили к
нему князья и вельможи области той, желая получить полезное для души своей. Сам
князь галицкий Георгий Димитриевич1) посещал преподобного Григория, зная
его великое воздержание и дар учительства. Знатные почитатели преподобного — его
родные и знакомые — стесняли подвижника:
они окружили его почетом и уважением, часто обращались к нему.
Преподобный почувствовал, что все это привязывает его к миру, от которого он
отрекся при пострижении, и понял, что «нельзя смотреть одним глазом на небо, другим — на землю», что Господь
воздает иноку не за произнесенные, а за исполненные им обеты. Преподобный молил
Господа о вразумлении и, покинув Галицкий монастырь, отправился в Ростов
для поклонения святыням. Здесь он остался в монастыре прп. Аврамия (память 29
октября/11 ноября). Вскоре и в Ростове заметили его великие подвиги, и иноки
Спасского монастыря, что на Песках, просили архиепископа Дионисия поставить им
преподобного Григория архимандритом. После долгих отказов подвижник подчинился
воле архипастыря, принял монастырь в управление. Быстро он возобновил и устроил
Спасскую обитель, ранее бывшую в упадке, упорядочил жизнь братии и привлек много
богомольцев. Но слава и почет следовали за преподобным и снова
заставили его переменить место подвигов. Пробыв всего два года
архимандритом Ростовской обители, прп. Григорий тайно от всех, ночью,
оставил Ростов и исполнил второе отвержение от мира (первое же его отвержение от
мира произошло тогда, когда он
покинул родные места, родителей, сродников и блага мира сего). Путь свой
он направил в северную область, в лесную пустыню, где в безызвестности мог бы он
угождать Богу. И блуждал преподобный по непроходимым местам, пустыням и
лесам, окружавшим город Вологду, ища места, где удобнее ему работать Богу и
спасти душу свою. Услыхав о прп. Дионисии и Глушицкой его обители во имя Пресвятой
Богородицы, честного Ее Покрова, св. Григорий пришел в сей монастырь
и, получив от прп. Дионисия благословение, просил дать ему келлию. Видя в
Григории исполнителя Божиих заповедей, преподобный дал ему келлию при церкви,
которую он построил в пустыне, называемой Сосновец, к югу от главной обители; и
пребывал св. Григорий в послушании у преподобного. Видя в пришедшем мужа,
опытного в добродетели, игумен Дионисий полюбил его; прп. Григорий платил ему
тем же. Взаимная любовь подвижников была такова, что у них образовалась как бы
одна воля. Раз сказал Дионисий Григорию: «Не питай в душе своей гордости, но с корнем извлекай ее из сердца своего. Служи Господу со страхом, трепетом
и умилением, зная, что тот, кто в законе его поучится день и нощь, будет яко
древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое: и лист его
не отпадет (Пс. 1, 2—3)». Сказал же сие преподобный Дионисий,
провидя, что Григорий будет пастырь словесного стада в пустыне, и это сбылось. На слова
наставника Григорий отвечал: «Как несомненна вера моя в Бога, так нет во мне
сомнения и к твоим словам. Не
оставлю я их без внимания, но приемлю их с верою и благоговением и сохраню в сердце своем, уповая,
что они сбудутся. Удостой же меня своего мудрого совета, полного сладости
духовной. Поучая меня, ты знал мои сокровенные мысли и чувства». Прп.
Дионисий сказал на это: «Весь твой ум направь к тому, чтобы со всем тщанием
искать Единого Бога и ревностно прилежать к молитве. Но более всего будем
стараться, отче Григорий, помогать нищим, сиротам и вдовицам. Пока есть время,
твори благое». Побыв несколько времени в Сосновской
обители, Григорий исповедал преподобному свое желание идти в пустыню и в
уединении служить Господу. Прп. Дионисий отвечал ему словами псалма: Услышит
тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от святаго, и от Сиона
заступит тя: помянет жертву твою (Пс. 19, 1—4) и прочее.
Подвижники облобызали друг друга, и прп. Дионисий отпустил
Григория. Григорий пошел на восток, в места
неизвестные, не имея пристанища, следуя стопам Владыки Христа. И молился он:
Приклони, Господи, ухо Твое и
услыши мя: яко нищ и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси
раба твоего Боже мой, уповающаго на Тя. Помилуй мя Господи, яко к тебе воззову весь день. Возвесели душу
раба твоего (Пс. 85, 1—3). Дойдя до реки Сухоны, святой остановился
здесь на ночь. Помолившись милосердному Спасу и Пречистой Его Матери, он забылся
легким сном. И вот сквозь дремоту услышал он звон. Тотчас пробудившись, святой
стал воссылать молитвы Господу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога живаго,
упование всем странам земли и прибежище, приими моление недостойного раба Твоего и
сподоби меня достигнуть места, где прославится имя Твое и Пречистой Твоей
Матери». Когда зарделась заря, преподобный взял
крест, который носил с собою, и
пошел в ту сторону, откуда слышал звон через леса и болота. Так пришел он на
реку Пельшму. Походив туда и сюда по берегу, святой, наставляемый Богом, пришел
на место будущей обители, в 30 поприщах от Вологды и в трех поприщах от реки
Сухоны. Возрадовавшись и возвеселившись духом, преподобный водрузил на сем
месте свой крест и, преклонив колена, усердно молился Господу и Пречистой Богородице, прося их помощи
при устроении здесь общежительной обители. Окончив молитву, святой обошел место,
назначенное им для храма и келлии, затем поставил себе небольшую келлию и
начал жить в ней в труде и бдении,
моля Бога со слезами. Так служил он Богу, претерпевая лишения и напасти, трудясь в поте лица. Он
копал землю для своего пропитания, делал своими руками все, что было нужно для
устроения монастыря: очищал место от мха и кустарника, осушал его, запасал лес и другие материалы,
нужные для
постройки. Через некоторое время пришел к
преподобному священник, именем Алексий. Преподобный принял его с радостью, как
бы от Бога посланного; и молил его Алексий о пострижении. Св. Григорий постриг
священника и нарек ему имя Александр. Сей Александр, по кончине святого, стал
игуменом обители той. Подвижники служили Богу, день и ночь молясь и
воспевая псалмы. Потом стали собираться к пустынникам братия, по одному и по
два. Составилось общежитие. Спустя некоторое время святой послал одного инока в
волость, называемую Пельшма, к христолюбивому мужу, по имени Мартин, и
другим благочестивым людям, прося их прислать в обитель на помощь своих
работников. Услыхав о приходе св. Григория, эти благочестивые люди
возрадовались тому, что святой желает поблизости воздвигнуть монастырь. Они
послали на помощь преподобному
работников. Те пришли в пустыню и расчистили лес, порубили и пожгли деревья,
выровняли место. Сотворив моление, начали строить небольшие келлии. Прп.
Григорий все дни трудился с братией, ночью же пребывал на молитве,
непрестанно воспевая псалмы пророка Давида. В это время архиепископский престол в
городе Ростове занимал владыка Ефрем (1427—1454). Пришел к нему прп.
Григорий принять благословение на
устроение обители. Архиепископ сказал ему: «С добрым делом пришел ты, сын мой».
Поучив преподобного душеполезною беседою, архиепископ сказал ему: «Царь Давид
изрек: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132,
1). И Господом Богом сказано в Евангелии: Идеже бо еста два или трие собрани
во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18, 20). Посему и я благой совет даю
тебе устроить общежитие, как и апостолы учат: Ни един же что от имений своих
глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян. 4, 32). Ты, сын мой, имеешь
сан священства, тебе следует заботиться о спасении общего жития и, по слову
апостола, немощи немощных носити и не себе угождати (Рим. 15, 1)».
Преподав полезные советы об устроении монастырской жизни, архиепископ облобызал
подвижника и отпустил со словами: «Да будет с тобою, сослужебник нашего смирения
Григорий, благодать, мир и милость Божия. Прими от меня благословение на доброе
дело, предпринятое тобою». После сего прп. Григорий удалился на
место своих подвигов, с Божией помощью начал строить монастырь и прежде всего
воздвиг церковь во имя Пречистой Богородицы и честного Ее Собора. Затем по чину
поставил трапезу, келлии и все, что потребно для
братии. В это время посетил его прп. Дионисий
Глушицкий. Благословив Григория, Дионисий похвалил избранное им место и дал ему
иконы праздников Господних и книгу Пролог. Затем подвижник Глушицкий освятил
алтарь церкви и возвратился в свой монастырь, заповедав св. Григорию,
чтобы никто из братии ничего не держал у себя и не считал бы своим, но
чтобы все было общим, то есть заповедал соблюдать строгое
общежитие. Прп. Григорий все более и более
увеличивал труды свои, непрестанно молясь Богу, ночью отгоняя сон чтением
Божественных книг и воздержанием смиряя плоть свою. Он процветал кротостью,
братолюбием, нищелюбием, всему сострадая, принимая всех приходивших к нему. Так
проводил преподобный равноангельское житие, устрояя с Божией помощью
монастырское общежитие, и никто из братии ни в чем не смел ему противиться. Все
он делал своими руками, подавая братии пример, по слову апостола Павла: Яко аще кто
н
е хощет делати, ниже да яст (2 Фес. 3, 10). Будучи
искусным писцом, святой переписывал Божественные книги; на пение приходил
прежде всех; учил всех братий подвизаться с прилежанием и радеть о своем
спасении. «Каждый час, — говорил он, — следует нам бодрствовать, ибо Господь
сказал своим ученикам: Бдите и
молитеся, да не внидете в напасть: дух убо
бодр, плоть же немощна (Мф.
26, 41). Следует нам постоянно ожидать и помышлять о часе смертном, боясь
огня вечного». Наставляя братию, святой утешал их: «Чада
мои и братия, пусть не устрашает вас мысль о трудности и тяжести жизни
в сих пустынных местах: лишь путем многих скорбей можем мы войти в Царствие
Небесное. Путь же, вводящий в жизнь вечную, состоит в пощении, молитве,
милостыне от чистого сердца, смирении и в любви нелицемерной». Говоря сие
ученикам своим, преподобный понуждал их к добродетели. Они же, повинуясь ему, с
ревностью исполняли его указания, каждый по силе
своей. Слыша о богоугодном житии св. Григория, о его терпении и
смирении, приходили к нему ищущие спасения и постригались. Так умножалась братия
обители. Многие христолюбцы отдавали в обитель
преподобного имения и села свои. Но враг рода христианского диавол, видя свое
уничижение от святого и желая
причинить ему зло, научил однажды злых людей придти ночью в обитель и украсть все земледельческие
орудия монастыря. Братия были сильно опечалены случившимся. Но преподобный
сказал им, что все сие произошло от диавола, и утешил братию, уговаривая их не
печалиться. «Все украденное снова у нас будет», — говорил подвижник.
И действительно, спустя некоторое время воры были пойманы, и монастырское
имущество было возвращено по предсказанию
преподобного. Преподобный не смущался никакими кознями
вражьими. И Бог прославил его повсюду; приходили к нему многие ради пользы
душевной, и св. Григорий неленостно поучал их от Божественного Писания. Так
проводил свою жизнь святой, молясь день и ночь, упражняясь в духовных подвигах и
увеличивая труды свои, непрестанно заботясь о своем словесном стаде. Радостно
совершал он путь свой без преткновений, вперяя ум в вышняя и ограждая сердце
свое от мятежа страстей. В 1433 г. отправился прп. Григорий в
Москву, где тогда великим князем стал Георгий Димитриевич, удаливший великого
князя Василия Васильевича в Коломну. И сказал преподобный великому князю
Георгию: «Князь Георгий, подобало ли тебе принять власть, не упорядочив
жития своего? Здесь тебя и детей твоих постигнет укор, поношение, досада,
нестроение, раны и бесчестье, а там — суд. Не по строению Божию хочешь ты
властвовать, как говорит Писание: Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго
Бога (Рим. 9, 16)». Так говорил подвижник. Князь же просил у него
благословения и прощения в грехах
своих. Святой поучал его любви не только к братьям, но и ко всем
православным христианам. Поучал он его и тому, как воспитывать детей и направлять их на добрый путь. Вняв
нелицемерным наставлениям преподобного, князь Георгий удалился в область,
доставшуюся ему от отца, в город Галич. Князь же Василий возвратился на свое
княжение в Москву, завещанную ему отцом его, князем Василием Димитриевичем,
воздал преподобному великие почести и отпустил его. С еще большей смелостью обличил
преподобный другого князя, сына названного Георгия Галицкого, Димитрия
Георгиевича Шемяку. Князь Димитрий пришел зимою с большим войском на город
Вологду и обложил ее. Много было в то время зла в Русской земле: князья не
заботились об управлении землею, были между ними брани и смуты; разбой и
воровство умножились, и много погибало христиан. Граждан Вологды объял страх,
ибо в городе не доставало войска и не было воеводы. Враги опустошали села вокруг
осажденного города, крестьяне разбежались, не имея пристанища; от голода и стужи
многие умирали; так разошлись они, как стадо, распуганное волками. Многие
крестьяне пришли в монастырь к прп. Григорию и жили там, питаясь монастырской
пищею. Преподобный не сетовал на это и усердно помогал нуждающимся. Видя
православных в такой беде, св. Григорий молил милосердого Господа и
Пречистую Богоматерь о тишине и устроении земском и о укрощении немилостивого
князя. Затем он взял жезл свой и
отправился к Вологде. Придя к князю, преподобный прямо и
открыто обличил его. Подвижник не боялся смерти, не боялся и говорить истины. Он
сказал князю: «Князь! Ты совершаешь не те
дела, которые тебе приличны, но дела язычников, идеже в стране
людей, Бога не знающих. Ты — православный христианин, а свою Русь воюешь, и
воинство твое предает православных горькой смерти. Одни убиты, другие умерли от
голода и стужи, многие пропали без вести. Плачут христиане — нищие, сироты и
вдовицы, вопиют они к Богу против обидящих, и скоро Господь отмстит за
них». Сильно разгневался князь на бесстрашного
обличителя и, не боясь суда Божия, велел его сбросить с моста в ров. Святой же
бестрепетно продолжал свое обличение, помня слова Господа: Не убойтеся от
убивающих тело, души же не могущих убити (Мф. 10, 28). Пробыв долгое время
под городом, враги ничего не достигли и удалились в Галич. Святой же уклонился
от встречи с князем и не дал ему
благословения. И многие из вражеского войска побиты были гневом Божиим, по слову
блаженного, согласно Писанию: Тии спяти быша и падоша (Пс. 19, 9), ибо
без вины губили они христиан и воевали родную Русь. Приходили к святому иноки из окрестных
областей и желали жить с ним, подражая ему в добродетели. Приходили в голодный
год и голодающие. Святой с радостью принимал всех, неослабно и без лености
поучая иноков и мирян: «О, братие! Разумно проводите жизнь свою, живите чисто,
покайтесь, чтобы не постигла вас беда в день страшного Христова суда. Братие!
Брашно нас не поставляет пред
Богом, — говорит апостол Павел (1 Кор. 8, 8); добрыми делами исполняйте
заповеди Господни — послушанием, кротостью, смирением. Учитесь закону доброму —
иметь сердце и душу чистыми. Одежда души — истинная вера, молитва, слезы и
воздыхания, покаяние, молчание, милование нищих, братолюбие и воздержание
от всякого зла; все сие доставляет душе веселие». Поучая приходящих, святой не уклонялся от
исполнения правила молитвенного, увеличивал подвиги и трудился над
перепиской книг. Он подвизался, соединяя пост с милостынею: принимал странных,
кормил голодных, выкупал должников, был одеждою нагим, утешением печальным,
исцелением немощным и наставником всем хотящим спастись. Много лет ведя суровую жизнь и шествуя
скорбным и тесным путем, прп. Григорий достиг маститой старости и украсился
сединами. Скончался прп. Григорий глубоким,
127-летним, старцем. В Пельшемской обители жил муж,
постриженный впоследствии в ней, именем Тихон. Сей инок поведал следующее о
кончине святого. «Я служил игумену Григорию, когда еще был
мирянином и носил мирскую одежду. Предвидя свое скорое отшествие к Богу, святой
призвал к себе священноинока Александра с братиею и сказал им: “Чада и
братия, изнемогаю я от глубокой старости и предаю вас в руки Господа;
наставником же вместо меня пусть будет у вас священноинок Александр”. Так он
предал Александру монастырь и братию. Поучив их о пользе душевной, моля
соблюдать строгое иноческое житие, согласно своему обещанию, св. Григорий,
сильный душою, стал изнемогать телом. Видя свое полное изнеможение и приближение
кончины, прп. Григорий призвал к себе всю братию обители — было же их,
работавших с ним Богу, 13 человек — и сказал им: “Телом я отхожу от вас, духом
же вечно буду пребывать с вами”. Видя святого в такой немощи, братия
скорбели и рыдали, желая от великой любви к нему умереть вместе с ним. Тогда
один из его учеников, Феодосий, заливаясь слезами, сказал святому: “Ты
оставляешь нас, отче Григорий, и
отходишь ко Господу. А когда тебя не станет с нами, оскудеет монастырь, ибо
многие удаляться из него, не имея тебя, нашего крепкого
пастыря”. Святой же сказал: “О чада и братия, не я,
грешный и недостойный, устраивал сию обитель, но Бог и Пречистая Богородица.
Строил же я обитель ради нищих и беспомощных, а не ради богатых, по
благословению и наказанию отца своего Дионисия. Не скорбите, братия и чада, — с
вами Бог и Пречистая Богородица. Если дела, совершенные мною на земле,
будут угодны Богу — не оскудеет
место сие, только храните любовь между собою”. Слыша это, братия не могли удержаться от
рыданий. Преподобный же, облобызав братию, пошел из своей обители в другую,
к отцу своему духовному, священноиноку Варсонофию, мужу строгой жизни. Братия
следовали за ним и рыдали,
расставаясь со своим пастырем и начальником. Изнемогая телом и чувствуя приближение кончины, св.
Григорий велел отслужить Божественную литургию, причастился Святых Таин и,
осенив себя крестом, сказал: “Мир всем вам! Владыко человеколюбче, сподоби меня
стать одесную Тебя, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать
каждому по делам его”. Присутствующие не могли удержаться от
слез своих. Затем святой сказал: “Что на глазах ваших творил я, то и вы творите;
не скорбите, братия и чада, в день покаяния моего, ибо уже настал час почить мне
о Господе. Вы же храните любовь и чистоту
душевную”. Братия спросили подвижника, где они
должны положить тело его, и он ответил: “Когда душа моя разлучится с телом,
не оказывайте мне никакой чести. Влачите меня за ноги и бросьте в болото;
попирайте ногами своими”. Сказав сие, он лег на одре своем, осенил себя крестным
знамением и мирно предал честную душу свою в руки Божии».
Кончина прп. Григория последовала около половины XV столетия, месяца
сентября в 30-й день, но в каком году, точно не известно. Тело его как бы
покоилось во сне, храмина же была наполнена благоуханием. И рыдали все,
лишившись своего доброго пастыря и благого отца. Вспоминали скорбные слова
святого, смиренно сказанные им в последние минуты жизни. Вспоминая о сем, братия
плакали от умиления и, возложив упование на Бога и Пречистую Богородицу,
нарушили его волю: они взяли мощи преподобного, повезли в монастырь, основанный им и освященный
его подвигами, и положили их на
одре посреди церкви святой Богородицы, честного Ее Успения. Затем, повелев
изготовить место для погребения святого, стали совершать обычное пение и прощаться у
гроба. В монастыре был инок, по имени Сергий,
одержимый болезнью глаз. При
гробе преподобного он тотчас исцелился от болезни своей, и храм
наполнился великим благоуханием. Сергий исповедал исцеление свое пред всеми
в церкви Божией. Припадая со
слезами ко гробу святого, братия говорили: «О, раб Божий, телесно ты окончил свою
жизнь, но духом не отступай от нас и руководи нами, чтобы мы достигли Христа
Бога». Осиротевшие иноки с честью погребли
трудолюбивое тело святого. Они поставили гробницу над его могилой и
поместили над нею образ Спаса и
Пречистой Его Матери на поклонение приходящей
братии. Много и других чудес совершалось через
св. Григория, как при жизни его, так и по смерти. Около Пельшемского монастыря жил некий
муж, именем Иоанн, питавший великую веру к святому. По Божию попущению овладел
им бес и немилосердно мучил его. Иоанн впал в расслабление ума и говорил
неразумное. Родственники привезли его в монастырь, принесли ко гробу
преподобного отца нашего Григория и положили его на ложе. Игумен же с
братией вознесли о нем молитвы к Богу. Исцеленный со слезами помолился Пречистой
Богородице и призвал на помощь прп.
Григория, прося его помиловать и защитить от таковой беды. Вспомнились ему все
совершенные им неподобные дела, и, рыдая, говорил он: «Увы мне, грешному и
нераскаянному! Как мне идти неуклонно путем спасения, как избегнуть страха
последнего суда и вечных неминуемых мук!» В такой печали стал он петь:
«Владычица, приими молитву рабов Своих». И почувствовал себя совершенно
исцеленным. Молясь и припадя к образу Пресвятой Богородицы, воссылал он Богу
благодарственные песнопения и, поклонившись цельбоносному гробу святого,
возвратился в дом свой. Остальные лета жизни своей Иоанн прожил благочестиво,
славя Бога и прп. Григория чудотворца. В Пельшемском монастыре был инок Никодим.
Жил он дурно — в непослушании у св. Григория. Святой постоянно поучал его,
он же не внимал и все белее уклонялся от пути добродетели. Видя, что на Никодима
не действует епитимия, святой без благословения удалил его из обители,
поминая слова Господа: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене
отметается (Лк. 10, 16). И
сказал преподобный ученикам своим: «Не нужен мне брат сей, как при моей жизни,
так и по преставлении моем, ради его непослушания». Случилось это незадолго до
кончины преподобного. Уйдя из монастыря, инок скитался. Уведав о чудесах,
происходивших от гроба святого, и познав славу его, коей сподобил его по
преставлении Господь, Никодим вспомнил, как он оскорбил блаженного Григория
непослушанием своим. Много дней скорбел он и сокрушался. Наконец решился пойти в
Пельшемскую обитель. Ученики же святого не приняли его, не смея преступить
заповедь наставника. Тогда инок пошел в Глушицкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы
и, припадя со слезами к преподобному игумену Амфилохию (1437—1452;
память 12/25 октября), все
исповедал ему, прося благословения и разрешения от наказания. Преподобный
сказал ему: «О, чадо, Господь сказал, что связанный Его учениками на земле будет
связан и на небеси, разрешенный же на земле и на небеси разрешен будет (Мф. 16, 19).
Иди же ко гробу святого и со слезами проси прощения своих
согрешений». Никодим снова пошел в Пельшемскую обитель
и, молясь Господу Богу и Пречистой
Его Матери, припадал ко гробу святого, день и ночь оплакивал свое согрешение,
так что многие дивились непрестанным слезам его, причем говорил: «Пока ты не
простишь меня, отче, не отойду от гроба твоего». Братия же творили о нем молитвы Богу и
Пречистой Его Матери, прося у св.
Григория прощения согрешившему. От многих слез инок впал в тяжкий недуг и стал
приближаться к кончине. Братия же много дней скорбели о нем и сокрушались. Тогда
прп. Григорий явился в видении священноиноку Александру и сказал ему: «Скажи брату Никодиму,
чтобы он не скорбел и не печалился, так как я простил
его». На следующее утро священноинок Александр
поведал видение всей братии и Никодиму, и все уразумели, что инок получил
прощение. Его причастили святых и животворящих Таин Христовых, и он мирно
отошел ко Господу. Похоронив его с честью, братия воссылали
славу Господу, творящему чудеса по молитвам святого угодника своего
Григория. Один крестьянин, питавший глубокую веру в
помощь св. Григория, имел сына Самуила, который страдал слабостью ума. Он привел
его в монастырь и приставил служить
его братии. Служа с великой любовью и верою, Самуил часто
приходил к гробу св. Григория, припадая, оплакивал грехи свои, и
многие дивились непрестанным слезам Самуила. За свои молитвы и раскаяние
получил он полное исцеление от недуга и возвратился в дом свой, славя Бога и
благодаря чудотворца Григория. Однажды пришел в монастырь житель села
Ваги Григорий, слепой на один глаз уже в продолжение шести лет. Приведенный
двумя своими сыновьями ко гробу
чудотворца, Григорий умолил игумена и братию совершить молебен о своем исцелении. Игумен отслужил
молебен, он же молился со слезами. И вот, во время молитвы услышал он как бы
гром, который исходил от гроба прп. Григория, и, упав на землю, лежал как
мертвый долгое время без движения. Размышляя о происшедшем и закрывая рукой
здоровый глаз, он испытывал, не может ли
он видеть слепым глазом. Убедившись, что зрение вернулось к нему, он
понял, что Господь помиловал его молитвами прп. Григория. Радуясь своему
исцелению, он всем рассказал о нем и, воссылая хвалу Богу и чудотворцу Его,
возвратился в дом свой. Из веси, называемой Галич, пришла в
монастырь женщина именем Анна, у
которой болели сосец и рука. Руку свою она не могла поднести к устам. От этого недуга Анна не ела, не пила и
отчаялась в своей жизни. Припадя ко
гробу блаженного Григория, она просила
прощения и плакала о своем недуге день и ночь. Спустя немного дней
Анна получила исцеление и возвратилась в дом свой. Чудеса св. Григория неисчетны и до сего
времени. Молитвами блаженного Господь дарует их тем, кто с верою приходит ко
гробу святого. |