ЖИТИЕ святителя Германа,
Архиепископа Казанского
(память 6/19 ноября)
Святитель Герман, архиепископ Казанский
(в миру Григорий), родился около 1505 года в городе Старицы Тверской
области в семье боярина Феодора Афанасьевича Садырева-Полева. С юных лет Григорий возлюбил молитву и
чтение святых книг. Монашеский постриг он принял в двадцатипятилетнем
возрасте в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия (память 5/18
декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его
духовным руководством. В монастыре святой занимался
книгописанием; был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком.
Молодой монах Герман усердно читал книги, хранившиеся в богатой
монастырской библиотеке, ревностно исполнял послушания и вел строгую
подвижническую жизнь. В 1551 году братия Старицкого Успенского
монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала
его настоятелем. И в том же году Тверской епископ Ананий рукоположил его во
иеромонаха. Затем возвел в сан архимандрита и поставил настоятелем
Старицкой Успенской обители. Вступив в управление монастырем, святой
Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве — как
внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он
увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в
своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515; память 18/31
октября). Но через два с половиной года архимандрит
Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему
постриженнику, священноиноку Иову, впоследствии первому патриарху Московскому,
подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула
его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как
простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не
признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе
со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был
вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил
послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману,
известному святой жизнью ревнителю Христовой
веры. В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена
архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена
Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить
обитель в г. Свияжске, чтобы она была рассадником веры и
благочестия в магометанской (Казанской) стране. Настоятелем новой обители
Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия
был назначен святой Герман. Получив от Грозного царя богатые пособия, Герман
ревностно занялся сооружением каменного храма Успения Пресвятой
Богородицы и келлий для монашествующих. Благоустрояя обитель, сам
Герман жил очень скромно в малой келлии под
колокольней. Свияжская обитель сделалась средоточием христианской
проповеди для язычников, населявших правый берег Волги. Основа просвещения
— книги. И, зная это, святой настоятель за восемь лет управления собрал более
150 книг разного содержания. Опыт в этом деле он приобрел еще в
Волоколамской обители. Св. Герман был усердным помощником своему архипастырю по
делам веры, и свт. Гурий оказывал ему особенное доверие — поручил суду его
все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь его освободил от
своего суда. По смерти св. Гурия собором святителей Герман был признан достойным
занять его кафедру. И 12 марта 1564 года святой Герман был хиротонисан во
архиепископа Казанского и Свияжского и успешно управлял епархией в течение
нескольких лет, продолжая дело своего предшественника и учителя. Он способствовал утверждению Православия, усилил миссионерскую
деятельность, воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал
Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовском монастыре устроил
школу для детей. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн
Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала
отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и
святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан
митрополита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, свт.
Герман, верный своему пастырскому долгу, попытался вразумить царя своими
увещаниями. Святитель начал говорить с царем о его грехах, о Страшном суде
Божием, на котором все подданные и цари должны отдать отчет и перед
которым страшно будет презрителям закона Божия, кто бы они ни были.
Царь вышел от митрополита с лицом мрачным. Смиренный, но правдолюбивый истинный
светильник Церкви не понравился Иоанну Грозному, ибо при первой же встрече смело
обличил бесчинства опричников. Иоанн с бесчестьем выгнал святого Германа из
митрополичьих палат, но он не был отпущен в Казань, а
содержался в Москве, в заключении, почему и не был на Соборе, на
котором избран в митрополита св. Филипп; от того-то думали, что он или отравлен,
или задушен. Но он был на посвящении святого Филиппа; перед ним протекла вся
страшная буря гонений и страданий Филипповых; он один поднял за него на Соборе
искренний голос, когда гневный царь требовал осуждения Филиппа. «Хотя бы и вся
братия наша, — говорил Герман, — еще тьмами словес обносила перед тобою сего
блаженного — ни один из них не сказал тебе правды. Сей человек от юности своей
никогда не произносил неправды и не знал никакого лицемерия!»
Безмолвствовал царь, внимая сей дерзновенной речи святителя, пораженный ли
крайним его смирением, или стыдясь царской своей багряницы. Но слова Германа не
спасли Филиппа от заточения и смерти. Это был последний, предсмертный подвиг свт. Германа; он
преставился в 1567 году, ноября 6 дня в Москве, во время морового поветрия,
«погребен по
чину святительскому, в церкви святителя Николая, иже зовется “мокрый”, паствы
своея архимандритами Иродионом
(Свияжским) и Спасским (Казанским)
Иеремией». Спустя 27 лет, в 1595 году (по другим источникам — в 1592 г.), свияжские
граждане выпросили у царя и патриарха дозволения перенести тело их
архипастыря в Свияжск. Благоуханный гроб встречал Казанский митрополит
Ермоген, впоследствии патриарх Московский и всея Руси. 25 сентября мощи
святителя были поставлены в алтаре Успенского храма Свияжской области. Тогда же
совершилось несколько чудесных исцелений, в том числе прозрели
два слепца. Современник составил такой отзыв о свт. Германе: «Герман был человек...
столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный
последователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял
и учение Максима философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на
помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о
бедных». При Казанском митрополите Лаврентии, управлявшем
Казанской епархией с 1657 по 1672 год, была составлена служба святителю Герману
и написано его житие. Автором жития был инок Свияжского монастыря Иоанн,
составивший жизнеописание святителя по благословению митрополита Лаврентия.
Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после
освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. 6 октября 1695 года Казанский
митрополит Маркелл (1690—1699) переложил мощи в новую гробницу, тогда же
часть их была передана в город Симбирск по просьбе жителей
города. В 1714 году, при преемнике митрополита Маркелла Тихоне
(1699—1724), останки святителя Германа были перенесены из алтаря Успенского
храма и поставлены за левым клиросом между колонной и западной стеной. В память
этого события 23 июня было установлено празднование. Митрополитом Тихоном была
составлена особая служба, употреблявшаяся за богослужением в Свияжской
области до средины XIX века. В 1857 году архиепископ Евлампий, бывший
Тобольский, живший в Свияжском монастыре на покое, составил акафист
святителю Герману, а 1860 — новую службу. Память святителя Германа,
архиепископа Казанского, совершается 6/19 ноября — в день преставления, 25 сентября/8 октября — первое перенесение святых его мощей,
и 23 июня/6 июля — второе
перенесение. |