ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ
ГЛЕБА
ВЛАДИМИРСКОГО
(память 20 июня/3 июля)
Благоверный князь Глеб, во святом
крещении Георгий, сын благоверного князя
Андрея Боголюбского (память 4/17 июля), родился во Владимире в 1155 году.
Святой Глеб — живой пример тому, как много значит добрая жизнь родителей для
судьбы детей. Жизнь князя Андрея во Владимире была посвящена преимущественно делам
благочестия: строению храмов и монастырей, делам благотворительности и
молитвам. И под влиянием примера и наставлений благочестивых родителей Глеб
вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную
духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в
духовном возрастании. Жизнь его посвящалась благочестию, а не греху; страх Божий
располагал мыслями, чувствами, желаниями к поступками его; молитва
низводила на него благодать небесную, тушившую страсти юности. Святой князь
особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был
милостив ко всем; несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого
поста и молитвенного бдения. Жизнь князя Глеба продолжалась недолго:
чистый, непорочный князь блаженно почил 20 июня 1175 года в 19-летнем
возрасте. У мощей святого, которых не коснулось тление, неоднократно совершались
чудеса. Во время монголо-татарского нашествия на Русскую землю в 1238 году,
когда в осажденный Владимир ворвались воины хана Батыя, они подожгли
кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. В этом пожаре сгорели
епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия
Всеволодовича (+1238), и множество жителей Владимира,
закрывшихся в соборном храме. Однако огонь не коснулся гробницы
благоверного князя Глеба, чему дивились даже неприятельские
воины. Соборные летописи сообщают еще о двух знамениях, прославивших имя
святого. В 1410 году на Владимир неожиданно напало татарское войско,
действовавшее совместно с отрядом нижегородского воеводы Карамышева.
Успенский собор был разграблен, но сокровища ризницы успел спрятать ключарь
Патрикий, за что был подвергнут истязаниям и принял мученический венец.
Один из воинов в поиске спрятанных сокровищ поднял крышку гробницы
благоверного князя, но в это же мгновение из нее вышел огонь. Это так
устрашило татар, что они тотчас покинули храм. В 1608 году ляхи делали два, три раза нападения на Владимир, почти
беззащитный, но взять не могли. Во время этой осады в самую полночь сторожа
собора заметили в соборе какое-то освещение и дали знать о том пономарю
Герасиму. Он, отворив дверь, увидел свет, а у гробницы князя кто-то сидел и ему,
испуганному, сказал: «Не бойся, я не привидение. Господь не предаст сего города
в руки врагов. Мы храним его и молим за него Господа и Пречистую Матерь Его. Иди
и скажи протоиерею и причту, что сказал я тебе, я лежу в этом гробе». Герасим от
страха едва пришел в себя. И рассказал о всем протоиерею и всем настоятелям
обителей. В эту же ночь ляхи удалились от Владимира, гонимые
страхом. О местном почитании святого Глеба свидетельствует описание Успенского
собора, относящееся к XVII веку. Общероссийская канонизация благоверного князя
была совершена 30 ноября 1702 года, вместе с освидетельствованием его мощей,
вскоре была составлена служба святому, а несколько позже написано его житие. В
1774 году южный придел Успенского собора был торжественно освящен во имя
благоверного князя. Мощи святого Глеба сохраняются ныне в
кафедральном Успенском соборе Владимира как великая святыня, а сам
князь почитается покровителем города. К изложенному житию святого князя Глеба
не лишним прибавить описание случая из жизни архимандрита
Антония. В «Православном Обозрении» за 1879 год
была помещена биография наместника Троицкой Сергиевой лавры архимандрита
Антония, в коей между прочим было упомянуто, что отец наместник, живши еще в
миру, сомневался в нетлении святых мощей и был убежден в их истине мощами
св. Глеба, почивающего во Владимирском соборе. Случай этот передаем
словами самого отца наместника. «...Тщетно старались они убедить меня и
навести на путь веры и истины, с которого я так страшно пошатнулся; враг
так посетил мой рассудок, что все их доводы были без успеха — я оставался при
своем предубеждении против святых мощей. И что же последовало со мною за это?
Сердцем овладела злоба, досада на всех и на все; в духе — немирность, страшное
томление, тоска, хульные помыслы не только на одни мощи, но и на все
святое. Я чувствовал, что враг овладел мною, что я погибаю; но и не мог и не
умел выйти из этого ужасного положения. Так приехали мы во Владимир. Чтобы
облегчить свою совесть, я пошел в собор перед чудотворным образом Владимирской
Божией Матери излить свою душу. Прихожу, собор только что отперли перед начатием
обедни. В соборе никого не было. Я прошел мимо мощей, не отдав им должного
поклонения, прямо к образу Богоматери. Долго с усердием молился. Я
сознавался в душе, что заблуждаюсь и грешу пред Богом, отвергая мощи его
угодников; но рассудок мой не мог убедиться в истине, и вот я просил Матерь
Божию, чтобы Она не дала мне погибнуть, вразумила бы меня и наставила на путь
правый. С верою приложившись к образу, почувствовал себя как-то легче,
оглянувшись, увидел священника, который только что вошел в собор для служения
литургии. Я обратился к нему с просьбой показать мне достопримечательное в их
соборе. “Главные достопримечательные драгоценности нашего собора, — отвечал
священник, — это святые мощи благоверных князей наших: вот среди собора, между
двух столпов, почивает князь Георгий, убитый в нашествие Батыя; а на левой
стороне у иконостаса — князь Андрей, за свою любовь к Богу прозванный
Боголюбским и тоже убитый, но не от иноплеменник, а от своих присных, а тут по
правую сторону, напротив, почивает сын его князь Глеб, в юности мирно
скончавшийся незадолго до убиения отца”. Так рассказывал священник, указывая на
гробницы угодников. Благородное обхождение, доброе выражение лица
священника расположили меня в его пользу, и я решился объясниться с ним
откровенно. “Батюшка, — сказал я, — ради Бога, о чем я вас попрошу, исполните
мою просьбу. Я не верю нетлению мощей, думая, что это обман, выдуманный для
доходов. Чтобы уверить меня, ради Бога, ради спасения души моей, откройте мне
которые-нибудь из мощей, чтобы я мог лично удостовериться в их нетлении. Я вам
заплачу за это, что вам угодно. В соборе теперь нет никого; вам это легко
сделать: только ради моего спасения выведите меня из этого заблуждения!”
“Извольте!” — сказал священник. Он подвел меня к мощам св. князя Глеба,
сделал перед ними три земных поклона и с одушевлением начал мне говорить:
“Вот мощи святого князя Глеба, скончавшегося в 1275 году. С тех пор до времени
Петра Великого они лежали в земле, а от его царствования доселе лежат на
вскрытии для благочестивейшего чествования, но посмотрите, ни время,
ни земля, ни воздух не смели коснуться освященного тела”. При этих словах
священник снял покров святых мощей, и мне открылись мощи, лежащие в
княжеской одежде. Священник благоговейно приподнял руку угодника, засучил
на ней рукав, показал мне ее по локоть: она была в полном нетлении, все составы,
самая кожа были целы, как у недавно умершего, только желтоватого цвета. “Не
думайте, что это сделано”, — продолжал священник; он взял обе ручки, которые
были сложены на груди, поднял их и разложил не как у мертвого, а как бы у
спящего. Ужас напал на меня; мороз прошел по коже. “Верите ли вы теперь?” —
спросил меня священник. Вместо ответа, я упал в чувстве
благоговения перед святыми мощами. Теперь я был вполне убежден; я истинно верил
и пламенно благодарил угодника Божия, что
он благоволил так уверить меня; я просил Бога, чтобы Он не
наказал меня за мое прежнее неверие; на душе стало так легко,
слезы радости невольно текли из глаз моих. “Батюшка! Чем я могу заплатить
вам за ваше благодеяние?” — сказал я с чувством благодарности
священнику. Я ему предложил было какую-то ассигнацию, но он благородно
отказался: “Нет, благодарю вас; я сделал это не за деньги; вы просили меня
сделать это ради Бога и ради вашего спасения: вот ради чего я решился
исполнить вашу просьбу. Спасение души ближнего для меня всего дороже”. Сказав
это, он вежливо раскланялся и удалился в алтарь. С тех пор я свято верую в
святость и нетление святых мощей, и это происшествие со мной послужило мне
уроком, что надо беречься разговоров с еретиками и раскольниками»
(Душеполезные чтения, 1879 г., январь). |