В Олонецкой епархии существует монастырь,
называемый Задне-Никифоровской пустынью. Устроение сей обители связано с
именами преподобных Геннадия и Никифора, учеников преподобного Александра
Свирского. Геннадий освятил место будущей обители своими продолжительными
уединенными молитвами, а Никифор — строительными трудами. Преподобный Геннадий был сыном
благочестивых и состоятельных родителей, в молодых летах воспылал ревностью к
иноческим подвигам, покинул мир и отправился к преподобному Александру, тогда
еще одиноко подвизавшемуся на реке Свири. Преподобный долго не соглашался
нарушить свое уединение принятием пришедшего юноши и уступил только
неотступным его мольбам. В течение нескольких лет проживая подле великого
учителя, Геннадий показал столько великих подвигов труда, бдения, послушания и
поста, что преподобный Александр признал его окончившим испытание и благословил
его на уединенное подвижничество. Смиренный инок отошел от своего учителя на
недалекое расстояние, к озеру Важе, устроил здесь для себя на берегу
келлию-пещеру и весь остаток дней своих провел в ней одиноким отшельником. Молва
о его подвижнической жизни не могла не распространиться, к нему приходили многие
и изъявляли желание устроить жизнь свою возле него и под его руководством.
Но лишь под конец своей жизни преподобный Геннадий позволил двум-трем ученикам,
по настоянию их, поселиться недалеко от его келлии для безмолвной
молитвы. Господь возлюбил место подвигов
преподобного Геннадия и открыл ему, что здесь будет построен и храм, и
монашеское общежитие. Преподобный перед своей кончиной утешил таковым
откровением учеников своих и мирно почил в 8 день января около 1516
года. Преподобный Никифор родился в Важеском
погосте, поблизости от реки Свири. О детстве и юности его сведений не
сохранилось. Известно только, что он происходил из благочестивой
крестьянской семьи и в доме родителей был научен страху Божию. В то время весь
Олонецкий край был полон славой о высоких подвигах и благочестии преподобного
Александра, уже основавшего на реке Свири обитель в честь Живоначальной Троицы.
Ни мало не удивительно, если окрестные жители часто посещали Свирскую обитель,
помогали ее строению или же оставались в ней навсегда. Никифор прибыл в обитель
уже иноком около 1510 года и был принят преподобным Александром в число братии,
так как святой игумен знал о подвижнической жизни преподобного Никифора, о том,
что он носил тяжелые вериги на теле своем. Несколько лет прожил преподобный Никифор
в Свирской обители. Преподобный Александр видел его добродетели, понимал
духовную пользу, которую приносил братии Никифор, благодарил Бога. Из Свирского
монастыря преподобный Никифор совершил два великих путешествия: одно — по
приказанию преподобного Александра к Новоезерскому подвижнику Кириллу,
другое — по своей воле в Киев на поклонение Печерским
угодникам. Преподобный Александр возложил на
Никифора послушание — отправиться к преподобному Кириллу, в пределы Белого
озера, в обитель Воскресения Христова, и испросить у игумена благословения
и молитв, побеседовать с ним и поучиться от него монашеской жизни и уставу
монастырскому. С радостью принял Никифор поручение- послушание и отправился в
далекий путь. Через несколько дней он благополучно достиг западного берега
озера, где расположено село Кобылина гора, в двух верстах от обители, лежавшей
на противоположном берегу. Наступал вечер. Путник отошел к лесистому
северному берегу озера и там заснул. Между тем преподобный Кирилл в это время совершал в своей
обители вечернее келейное правило. Окончив его, подвижник
один направился на берег, взял небольшую лодку и отплыл к северному берегу
озера, где почивал преподобный Никифор. Отсюда они переехали в монастырь
Новоезерский, где преподобный Никифор пробыл восемь дней, разделяя
молитвенные подвиги монастырского братства и услаждая слух свой
поучительными беседами игумена. Вероятно, после того преподобный
Никифор совершил свое паломничество в Киев. Преподобный сказал своему игумену: «Отче,
я отхожу в Киево-Печерский монастырь Пресвятой Богородицы и преподобных
отец Антония и Феодосия. Ты же моли о мне Бога, чтобы ради святых молитв твоих
благополучно совершить мне путь свой». Преподобный Александр опечалился: он не
хотел разлучаться с добродетельным старцем и начал молить преподобного
Никифора, чтобы он пребывал с ним в монастыре, пока Бог не разлучит их. Но
преподобный Никифор не преклонился к его молению и, только утешая
подвижника, говорил ему, что разлучаясь телом, они неразлучны будут духом. Со
слезами расстались преподобные старцы. Из путешествия в Киев
преподобный возвратился с горячим желанием устроить собственную
монастырскую обитель и, вероятно, в таком намерении был поддержан
преподобным Александром. Обходя и осматривая различные места на родине, он
остановился наконец там, где незадолго окончил свое земное странствие
преподобный Геннадий, и основал монастырь и в нем храм во славу Преображения
Господня. Много лет отдал преподобный своей обители, построил десять келлий,
очистив место от леса и осушив болото, и испросил царскую грамоту на
владение окрестной землей «вокруг монастыря на все четыре стороны по
версте, опричь мхов и болот и глыб» (грамота 1557 года). Окончив таким
образом давно заботившее его дело, преподобный, окруженный собранной им
братией, мирно скончался 9 февраля. В начале XVII века
Олонецкий край был опустошен бродившими повсюду иноземцами. Разграблена была и
обитель, устроенная преподобным Никифором, иноки прогнаны, а имущество
уничтожено и увезено. Но память о преподобном Геннадии и Никифоре не исчезла.
Когда миновали опасности, над общей могилой преподобных была восстановлена
часовня, а потом мало-помалу восстановилась и обитель. В 1846 году она
получила самостоятельное существование, а в 1854 году ей было дано разрешение
над мощами преподобных построить храм на месте древней деревянной часовни. Этот
храм, по благословению Святейшего Синода и Олонецкого архиепископа Аркадия,
8 августа 1858 года освящен во имя Всех святых, в сонме которых благодарная
память туземцев искони почитала преподобных Геннадия и
Никифора. |