Подобно тому, как Православная Греческая
Церковь установила совокупное торжество трем великим святителям:
Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, хотя они жили и не в
одно время и скончались в разных местах, — так и древняя Пермская Церковь,
подражая Греческой и царствующему граду Москве, издавна установившей
одновременное празднество трем святителям 29 января/11 февраля, накануне
праздника святителей вселенских вспоминает и прославляет подвиги трех своих
архипастырей — Герасима, Питирима и Ионы. Эти три епископа преемственно
продолжали апостольские труды великого просветителя Перми — святого Стефана, и
святые мощи их покоятся под одной ракой в бывшем их кафедральном соборе в
Усть-Выми. День местно празднуемой общей их памяти —
29 января — установлен по соборному определению святого патриарха
Ермогена и повелению царя Василия Иоанновича Шуйского. Об этом
свидетельствует надпись на иконе, поставленной над гробницей святителей в
Усть-Вымской Благовещенской церкви. Надпись гласит: «Лета 7115 (1607), месяца
июния в 8 день, при великом государе, царе и великом князе Василии Ивановиче,
всея Руси самодержце, и при Святейшем Ермогене, патриархе Московском, написан
бысть сей образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы во славу Святыя
Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, повелением их, смиренным епископом
Иоасафом Вологодским и Великопермским и положен бысть сей образ на гробницах их
великих чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы». Время святительских подвигов Герасима,
Питирима и Ионы — XV столетие. Блаженный Герасим был поставлен епископом
вслед за преемником святого Стефана Исаакием, удалившимся на покой после своего
участия на Московском Соборе в марте 1416 года. Время управления святого Герасима было в
высшей степени трудное. Новообращенные зыряне нуждались в неослабном
попечении святителя, легко теряли веру под настойчивым воздействием сильных
языческих соседей, особенно вогуличей. Северо-восточная окраина Руси в
то время мало защищалась отдаленным московским правительством от
набегов полудиких племен и вольницы новгородской и вятской. Откуда был родом
блаженный Герасим, когда именно поставлен во епископа и когда прибыл в свою
епархию, неизвестно. Древнее местное предание повествует только, что он был
святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и
старался глубже вкоренить в сердцах паствы православную веру, не жалея ни
трудов своих, ни здоровья. И Господь благословил деятельность ревностного
пастыря великим успехом. Митрополит Фотий в 1429 году писал: «Отринув
заблуждение и мрак, страна Пермская православно и чисто служит ныне христианскую
службу». Успешной деятельности святителя Герасима отчасти благоприятствовали
возникшие нестроения у врагов его паствы, диких вогуличей; но когда один из
вогуличских вождей, по имени Асыка, победил своих соперников, Пермская земля,
особливо же поселение по верхней Вычегде, почти пятьдесят лет терпела нападения
от этих страшных соседей. Одновременно с тем нижне-вычегодские поселения грабили
новгородцы, а вятчане нападали на живших по Лузе и Сысоле. Святой Герасим
ездил на Московские Соборы 1438 и 1441 гг. для участия в разрешении церковных
дел. Без сомнения, при этих поездках он ходатайствовал перед великим
князем за свою паству и просил ей помощи, милостей и льгот. Ободряемый
сочувствием и помощью, ревностный пастырь еще более усилил свою
попечительность о епархии. Жители разбегались от врагов и спасались в лесах.
Епископ не переставал всех успокаивать и помогать, странствуя по Перми из конца
в конец. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещаниями, возвращали
зырянам отнятое у них имущество и даже давали свои пожертвования на
пермские храмы и монастыри. Сами свирепые вогуличи уступали просьбам и
увещаниям маститого старца и заступника за обиженных и прекращал свои
набеги. Блаженный Герасим скончался посреди
неусыпных трудов своих. Больной он возвращался из поездки по церквам, ближайшим
к владычнему городу. При обозрении церквей он, видимо, принимал личное
участие в церковном богослужении, по крайней мере, с ним были архиерейские
священные одежды. И вот уже «на усть-вымском лугу, за мало стадий от соборныя
церкви, бысть удушен святый отец за нечто от своих домочадцев, неповинно кончину
восприя месяца января в 24 день». В каком году последовала мученическая
кончина святителя, точно неизвестно. Несомненно, не ранее 1441 года и
не позднее 1447 года. Предание прибавляет, что святой Герасим был удавлен
омофором, а виновником смерти его был слуга вогулич, которого он взял на
воспитание, чтобы сделать из него проповедника православной веры диким его
соплеменникам. Преемником святому Герасиму был поставлен
чудовский архимандрит Питирим. Святой Питирим был родом из Ярославля. С
юных лет он принял иноческое пострижение и проходил путь подвижничества под
руководством старца Кирилла. Будучи архимандритом Московского Чудова монастыря,
святой Питирим в 1440 году крестил Иоанна III, сына великого князя Василия
Темного. Инок Пахомий Логофет, писавший по благословению митрополита Ионы житие
святого митрополита Алексия, в 1459 г. в предисловии к этому житию
говорит: «Иное извлек я из самого достоверного писания архимандрита
Питирима, бывшего потом епископом Перми. Он кратко написал о святителе и
составил канон в похвалу ему, слышав впервые о его жизни и чудесах. Сей епископ
и вместе мученик не только пострадал от неверных за веру, но много потерпел бед
и от князя, считавшего себя верным, которого потому нужно считать худшим
неверного, что осквернил руки свои кровию брата». В последних словах
указывается на Шемяку, долго свирепствовавшего в Двинской области. Итак,
преемникам блаженного Герасима было еще труднее проходить
святительское поприще. Недавно обращенная паства его, не окрепшая в вере,
терпевшая бедствия от инородных соседей, при святом Питириме вынуждена была
нести на себе последствия кровавой борьбы русских князей между собою. Сам
святитель немало пострадал от этих беспорядков: его движимое имущество было
разграблено, равно как и церковное богатство: священная утварь, казна,
книги, колокола. Может быть, он подвергался и тюремному заключению,
вытерпев «многия томления». В 1446 году новгородские владельцы земель
по Ваге и Двине предприняли во главе с Василием Своеземцевым (в монашестве св.
Варлаам Важский; память 19 июня/2 июля) и Михаилом Яковлевым поход против
остяков и вогулов. Поход был неудачен. Однако Асык попал в плен и был
освобожден только после клятвы, что не
будет тревожить христиан. Отпущенный на свободу, коварный
вогулич, основавшись на Печоре, нетерпеливо ждал случая отмстить христианам. В
1447 году такой случай ему представился, и к Усть-Выми стеклось великое
множество беглецов, лишенных крова, имущества и своих близких. Святитель
Питирим, прибывший из Москвы после Собора 1447 года, старался утешить
бедствующих, утешал их помощью и милостыней великого князя и раздавал все,
что привез с собою из столицы. В следующем 1448 году был в Москве новый
церковный Собор, на котором митрополитом был поставлен святой Иона.
Блаженный Питирим ездил на этот Собор как для участия в постановлении
всероссийского владыки, так и для предстательства перед великим князем за свою
бедствующую паству. Следующие семь лет пермская паства наслаждалась миром,
потому что набеги прекратились. Епископ всецело посвятил себя
духовному устроению своей паствы и
со всем расположением предался долгу учительства. На далекой окраине
появились духовные книги, привезенный святым Питиримом. Часто обозревая пределы
своей обширной епархии и посещая отдаленнейшие части ее, Удору и Печору, он
с любовью заботился об их просвещении, поучал в домах, проповедовал в храмах, а
чаще всего беседовал с народом на открытом воздухе, объясняя правила веры и
христианского благочестия. Действие его проповеди было столько сильно, что
даже вогуличи, жившие в притоках Печоры в соседстве с зырянами, приняли
христианскую веру. Зыряне вздохнули свободно и получили надежду, что
новообращенные вогуличи станут удерживать оставшихся язычниками своих
единоплеменников от жестоких нападений. Однако же успех доброго дела, столь
радостный для христиан, возбудил ненависть в давнем враге христианства Асыке и
стоил жизни самому святому Питириму. В древнем житии св. Питирима его
мученическая кончина описана очень кратко: «И пришли тайно вогуличи в
страну ту (т. е. в Пермскую область) и предали многих смерти; сего же святаго,
схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною». Это было 19 августа
1455 г. Святитель Иона, поставленный после
Питирима, был счастливее своих предшественников, так как весь край при нем был умиротворен.
В 1458—1459 годах сильная московская рать покорила вятчан; против вогуличей
были обращены силы новгородцев и устюжан, обязанных помогать пермскому
владыке; когда в 1468 году казанские татары вздумали опустошить Пермский край,
то и они были побеждены устюжанами. Поэтому владыка Иона озаботился
распространением Христовой веры во всей великой Перми и утверждением в ней
благочестия. И успел в том. В
1463 году святой Иона окрестил великую Пермь и князя их (вероятно,
Михаила); строил церкви и ставил к ним священников белых или же иеромонахов. По
преданию, в этом святом деле ему сперва помогали иноки Троицкой Печерской
пустыни, а потом братия основанного при нем Богословского монастыря в Чердыни.
Несмотря на свои апостольские труды в Пермской земле, святой Иона принимал
участие в делах высшего церковного управления и не раз бывал в Москве. В
1459 году, 12 декабря, он вместе с другими иерархами подписал увещание
литовским епископам сохранять верность Московскому митрополиту, а в 1461
году, по кончине святого митрополита Ионы, объявлял Собору волю почившего.
Скончался блаженный епископ в преклонной старости, после 15-летнего управления
епархией, в 1470 году, и положен в соборной церкви по левую сторону от
святителей Герасима и Питирима, где и доныне они три вкупе почивают и
творят чудеса, подавая исцеления с верою приходящим к
ним. |