Житие СВЯТЫХ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ
ЕПИСКОПОВ
ХЕРСОНЕССКИХ ЕФРЕМА, ВАСИЛИЯ,
ЕВГЕНИЯ,
ЕЛПИДИЯ, АГАФОДОРА, ЕФЕРИЯ И
КАПИТОНА
(память 7/20 марта)
Святые священномученики епископы Херсонесские Ефрем, Василий, Евгений,
Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонесе
Таврическом (Крым). Они благовествовали Христа и запечатлели свою проповедь
мученической смертью в городе, из которого впоследствии воссиял для Руси свет
истинной веры. Святой равноапостольный князь Владимир, крестивший киевлян в 988
году, сам принял святое крещение в 987 году в Херсонесе. Начало просвещения Тавриды (Крымского полуострова) верой Христовой
положено, по преданию, святым апостолом Андреем Первозванным. Затем
распространению здесь христианства способствовали его же
гонители: римские императоры ссылали сюда исповедников Христа. Так, в
царствование императора Траяна сослан был в Херсонес, в Инкерманские
каменоломни, святой Климент, епископ Римский (память 25 ноября/8 декабря),
ученик святого апостола Павла, где и принял мученическую
кончину. Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись
распространению христианства. Но вера Христова через своих
самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники
положили свои жизни в этой борьбе. В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была
переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов,
постепенно переходил в зависимость от Византии. В 16-й год царствования
императора Диоклетиана (301) патриарх Иерусалимский Ермон (303—313) для
Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. В страну
Тавроскифскую, в город Херсонес, он послал епископов Ефрема и Василия.
Мирно трудились они, насаждая Церковь Божию. Затем святой Ефрем
отправился к скифам, жившим по Дунаю, где и принял от них мученическую
кончину через усекновение честной главы. Это (год кончины неизвестен) было 7
марта. Святой Василий продолжал в Херсонесе апостольские труды, обличая
заблуждения идолопоклонников. Подвергшись поруганию и избиению, он был
изгнан. Святой удалился на гору неподалеку от Херсонеса и жил в пещере.
Изгнанный за имя Христово, он молился непрестанно за изгнавших
его. В то время в Херсонесе умер юноша, единственный сын у одного из знатных
горожан, и был погребен вне города. Наступила ночь, но родители не отходили от
гроба. Во сне им явился умерший сын и слезно молил обратиться к святому
Василию, живущему в пещере. Когда святой Василий, Силою Божией освятив
воду, возлил ее на умершего, призывая помощь Святой Троицы, мертвый юноша ожил. С почетом был святой Василий введен в
город, многие уверовали и крестились. Видя запустение своих капищ, диавол вошел в сердца
обитавших в Херсонесе иудеев, и те вооружили против святителя Христова
слепотствующий народ. Вооруженная толпа напала ночью на его дом, схватила его и,
связав, влачила по улицам, пока, наконец, не забила до смерти камнями и палками.
Тело святителя было брошено вне города, но звери не тронули его. Это произошло 7 марта 309
года. Останки святого христиане похоронили в
пещере. Один из учеников святого Василия отправился морем в страну Гелеспонтскую
и встретил там трех епископов, выехавших из Иерусалима вместе с Василием и
Ефремом: Евгения, Елпидия и Агафодора. Узнав об участи, постигшей святого Василия, они прославили Бога, увенчавшего его
мученическим венцом, и решились сами ехать в Херсонес, чтобы продолжить
святое дело просвещения язычников. В Херсонесе они с жертвенной
самоотверженностью проповедовали Евангелие, но вскоре претерпели
мученическую смерть (не позднее 311 года). Святых мучеников побили камнями.
Тела их бросили за городской стеной без погребения, но христиане тайно взяли их
и с благоговением предали честному погребению в той же
пещере. Через
несколько лет, уже в царствование Константина Великого, из Иерусалима
прибыл в Херсонес епископ Еферий. Язычники продолжали жестоко притеснять
христиан, и он вынужден был отправиться в Константинополь, чтобы прибегнуть к
покровительству императора, склонявшегося уже к принятию христианства. Благодаря
этому христиане смогли беспрепятственно совершать богослужения. Еферий мирно
правил паствой, построил в Херсонесе храм. Скончался 7 марта на острове
Алос на обратном пути из Константинополя, куда вторично ездил благодарить
императора Константина VI за защиту христиан. Оплакав
кончину святителя, херсонесские христиане обратились к императору
Константину с просьбой прислать им епископа. На место усопшего прислан был
в Херсонес епископ Капитон. Радостно приняли его верные. Но и язычников
собралось множество, которые просили от него чудесного знамения, чтобы
уверовать в Бога. Твердо уповая на помощь Божию, епископ вошел в разложенный ими огонь, молился
среди пламени и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горящих углей.
Многих язычников это чудо обратило ко Христу. Святой Капитон несколько лет был
епископом в Херсонесе. Однажды, на пути в Константинополь, он был застигнут
бурей, прибившей корабль к берегу в
устье Днепра. Местные жители-язычники ограбили корабль, захватили в плен
спутников святителя, а его самого утопили. Он скончался мученически 21 декабря,
но память его совершается вместе с другими Херсонесскими святителями,
пострадавшими 7 марта. Древний
город Херсонес теперь не существует; только развалины его видны близ
Севастополя. В восьми верстах отсюда, в Инкерманской долине, находится киновия —
остаток первых веков святыни, вырубленной в громадной скале, на высоте 40 сажен
от поверхности моря — небольшой храм св. мученика епископа Римского
Климента, и здесь же находится много гробниц мучеников, пострадавших
за Христа. Проповедь
священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город
становится духовным центром, откуда проповедь распространяется на
север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внимание
русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки
показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к
V—XIV вв. В 987 году в Херсонесе принял крещение святой равноапостольный
князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для
Руси. |