(память их
празднуется 29 мая/11 июня)
В трудное и несчастное время татарского
ига вся Русская земля была обложена податью в пользу хана. Даже в самые
отдаленные пределы, не испытавшие татарского погрома, в Великий Устюг,
послан был Батыем баскак для сбора податей в ханскую казну. Тяжелы были для
народа эти баскаки, или сборщики: много они делали различного рода
несправедливостей, обид и притеснений гражданам, под видом ханской дани
обогащали себя и не знали меры своему корыстолюбию и
самодовольству. Таков был и устюжский баскак Буга, или
Багу, татарин по происхождению, по вере язычник. Он не уступал другим баскакам
ни в сребролюбии, ни в деспотизме. Глухой ропот слышался в народе, злоба и
ненависть к Буге накипела среди христиан. Но Буга не замечал народного
недовольства и, видя покорность жителей, становился еще более необузданным
и дерзким. Однажды Буга увидел дочь одного
почтенного гражданина Марию, и грубый язычник пленился девственной ее красотой.
Не зная другого закона, кроме своей воли, татарин насильно взял ее себе в
наложницы, несмотря ни на ее вопли и слезы, ни на просьбы и дары родителей.
Терпеливо переносили устюжане поборы и грабительства баскака, но такого насилия
и своеволия не могли снести. Народ заволновался и стал говорить, что надобно
убить баскака, что в Ростове, Суздале и Владимире (это было в 1262 году) уже
убили их и что будто бы сам великий князь Александр желает того и велел изгонять
и избивать их. Но чтобы избежать предстоявшей опасности, Буга, по совету Марии,
решился принять крещение и вступить с ней в христианский брак. Принятием святого
крещения и вступления в брак Буга примирился с правосудием Божием, успокоился и
народ, видя, что он законным браком загладил свое преступление. В святом
крещении Буга назван был Иоанном, в честь святого мученика Иоанна Воина,
празднуемого 30 июля/12 августа. Не превосходство христианства перед
язычеством, но один только страх смерти побудил баскака принять святое крещение.
Господь явил Себя не искавшему Его и открылся не вопрошавшему о Нем, но
воспитанная в христианском благочестии добрая жена его своими советами и
убеждениями и особенно примером своей высоконравственной жизни скоро тронула его
сердце и заставила полюбить принятую им русскую веру. Дикий сын степей с
умилением слушал рассказы любимой им женщины и чем более знакомился с догматами
и требованиями Православия, тем более прилеплялся к нему сердцем. Скоро он
сделался примерным христианином и приобрел всеобщую любовь и уважение
граждан. Так Господь различные случаи и обстоятельства, даже самые беды и
несчастья, встречающиеся в жизни человека, направляет к его пользе и
спасению. По тогдашнему обычаю богатых людей,
однажды Иоанн ездил с соколом на охоту. Утомившись от езды, сошел он с коня и
прилег отдохнуть, скоро и уснул. Во сне явился ему дивный величественный муж и
сказал: «На этом месте поставь церковь в мое имя». Иоанн не знал, кто говорит с
ним, но не решался и спросить явившегося о имени. Заметив то, дивный муж сам
сказал ему: «Поставь церковь Рождества Иоанна Предтечи». Поспешно возвратившись
домой, Иоанн рассказал жене своей о бывшем ему сновидении и спросил: «Кто такой
Иоанн Предтеча?» Мария объяснила ему, показав на иконе изображение Иоанна
Крестителя, и советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было
приказано в сновидении. И вскоре была построена церковь во имя Рождества Иоанна
Предтечи, отчего и самая гора вместо сокольей стала называться Ивановской.
Благочестивые супруги богато украсили храм и снабдили его всем нужным для
богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться
живыми храмами Божиими. В Устюге в то время подвизался прп.
Киприан, начальник и основатель Устюжского Архангельского монастыря. С
любовью и уважением относился Иоанн к прп. Киприану, как к истинному рабу Божию,
удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от
рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей
родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее
утверждение в вере и добродетели, другой избранник Божий, скрывавший в себе
духовную мудрость под покровом безумия. Преподобный Прокопий, рожденный и
воспитанный хотя в христианстве, но вне Православия, и, подобно Буге, принявший
святую веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и
трудный подвиг юродства ради Христа. Этот самопроизвольный мученик, обрекший
себя на неприятности и лишения всякого рода, нередко заходил в дом Иоанна и
Марии. Оставляя на время юродство, он любил с ними беседовать от всего сердца,
укреплял и утверждал их в благочестии и сам утешался их верой и
смирением. Благочестивые супруги Иоанн и Мария,
проводя воздержную и чистую жизнь, с каждым годом восходили от силы в силу в
жизни духовной, снискали от граждан всеобщую любовь и уважение и оставили после
себя добрую память, еще при жизни получив от современников название праведных.
Не дошло до нас никаких сведений о их блаженной кончине, кроме того, что они
скончались уже в старости, в летах преклонных, каковыми и изображаются на
иконах, и были погребены при градской Вознесенской церкви. Впоследствии времени,
при построении новой Вознесенской церкви, место погребения их вошло внутрь
здания храма, над гробницей устроена была рака и отправлялось им празднование по
особо составленной службе. После многократных перестроек Вознесенской церкви —
то после пожаров, то вследствие других причин — единственным памятником места
погребения их служит образ праведных Иоанна и Марии, стоящий под окном, на
внешней стороне стены, в нише. В древних рукописных святцах праведные
Иоанн и Мария называются начальниками древнего
Устюга. |