Сказание О
ПРЕПОДОБНОМ ОТЦЕ НАШЕМ
ИННОКЕНТИИ, КОМЕЛЬСКОМ И ВОЛОГОДСКОМ
ЧУДОТВОРЦЕ
(память 19 марта/1 апреля)
Сей преподобный отец наш Иннокентий родился в царствующем граде Москве и
происходил от рода московских князей Охлябининых, который был в свойстве с
князьями Хворостиниными. Он был верным, преданным учеником преподобного
Нила Сорского. Еще раньше основания Сорской пустыни святой Иннокентий путешествовал по
Востоку вместе с преподобным Нилом: был в Палестине, в Константинополе, на Афоне
и вместе с ним возвратился на Русь. Есть предположение, что святой
Иннокентий принял иночество в Белозерской обители святого
Кирилла. Затем святой Иннокентий удалился в скит к преподобному отцу Нилу, на
речку Сору. С ним он пожил лета благоугодные в посте, бдении и страхе
Божием. Подробных сведений о
совместном пребывании святого Иннокентия с преподобным Нилом в Сорской пустыни не
сохранилось. Известно только, что преподобный Нил, предвидя скорое свое к
Богу отхождение, послал ученика своего, святого Иннокентия, в Вологодский уезд
на Нурму реку и предсказал ему: «Бог тебя прославит там, и обитель у тебя
будет общежительная, моя же пустынь после смерти моей останется такою же, как
при моей жизни, и братия по одному будут жить в келлиях
своих». По преставлении преподобного старца Нила пришел ученик его, святой
Иннокентий, в Вологодские пределы на речку Еду, в селение так
называемой Комельской волости, поселился здесь и положил основание
обители. Это место было почти недоступно — непроходимые леса и дебри. По Божию
изволению собралось у святого Иннокентия множество братии, и был он им
наставником, учителем и вождем ко спасению. Так прожил он много
лет. И оставил он в обители, перед своей кончиной, завещание и предание свое
братии, где сказано: «Написал я, убогий инок Иннокентий, такой завет. Если кому
повелит Бог жить в пустыне нашей, то прежде всего о сем молю вас, Господа ради:
поминайте меня, грешного, во святых молитвах своих. Я же вам, отцам и
братиям нашим, до земли челом бью и завещаю вам, чтобы между вами не было ссор и
споров, а были любовь о Христе и мир духовный. А юных и безбородых иноков не принимать и не постригать здесь таковых, и
мирских людей, юных и безбородых, на службе не держать. Женщинам же в нашу
пустынь совсем входа нет, и бессловесных животных женского рода в нашей
пустыни не держать. И пьянственного пития совсем на следует нам
иметь. А о том, как пребывать, в пустыни нашей, и о молитве и о пении, и как
питаться, и когда подобает исходить из пустыни потребы ради, в благословенное
время, и о рукоделии и о прочем — обо всем этом установлено в написании
господина нашего и учителя моего, преподобного и святого старца
Нила». И еще завещал преподобный Иннокентий при
жизни, пребывая с братиею в своей пустыни: «Если братия наша иноки, пребывающие
в пустыне нашей, станут жить богоугодно и хранить заповеди Божии и задумают
церковь воздвигнуть, то это — на Божием благоволении и на их изволении, и,
если благоволит Бог, пусть будет церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи,
Крестителя Господня, в воспоминание третьего обретения честныя его главы,
празднуемого Церковью 25 мая/7 июня. Ибо сей великий Иоанн — наставник всем
инокам и пустынножителям. Если брат наш инок поставит себе келлию в
пустыни нашей и потом удалится из пустыни сей, то тех келлий никому не
продавать и не отдавать, и не покупать их никому, но пусть владеют теми келлиями
настоятель и пребывающая с ним братия. Если же упомянутый брат возвратится
в пустынь, то не имеет права владеть
оставленною им келлией. Если же настоятель по совету с братией пожелает
продать кому-либо из братии пустующие келлии, то пусть продает. Но если купивший
их братудалится затем из пустыни, то оставленными келлиями пусть владеют
настоятель и пребывающие с ним братия. По возвращении сего брата в
пустынь он не может владеть оставленными келлиями. Если же кто из братии
поставит многие келлии или много их купит, то все равно, оставив их и снова
возвратясь, при оставлении пустыни и при возвращении в нее, брат тот теряет
право на владение ими. Но если настоятель и братия пожелают возвратившемуся
брату отдать прежнюю его келлию, то это пусть будет на их произволении.
Брат, преставляющийся от жития сего в нашей пустыни, никому не может ни
продать, ни отдать своей келлии, и пусть пребывающие в пустыни иноки не торгуют
келлиями и не меняются ими между собою, но пусть каждый живет в своей
келлии. Если какой-либо инок из братии нашей
пустыни не захочет проводить свою жизнь по Божиим заповедям, по написанию
господина нашего и учителя старца Нила и по сему нашему писанию, но пожелает
жить самочинно и самовольно, такового брата настоятель и братия пусть
накажут; если же он после наказания не исправится, то пусть настоятель с
братией удалят его из пустыни, как мякину от жита, без всякой боязни, сему
нашему завещанию. Если же тот брат раскается и пожелает проводить свою жизнь по
Божиим заповедям, по преданию святых отцов, по писанию господина и
учителя моего старца Нила и по сему нашему завету, то пусть настоятель и братия
примут его в пустынь сию.Это я, инок Иннокентий, написал, чтобы так исполняли после моей
смерти». Пожив много лет, управляя свое житие по
Бозе, преподобный Иннокентий преставился ко Господу в вечный покой месяца
марта в 19-й день, на память святых мучеников Хрисанфа и
Дарии. Братия же, взяв честное и
многострадальное тело возлюбленного своего отца, учителя и наставника ко
спасению Иннокентия, с псалмами и пениями надгробными похоронили его
честно, по его завещанию, в коем он сам повелел погребсти свое тело в углу
монастыря, близ ржавого болота; и на могилу его положили камень, на котором
написали год, месяц и день преставления святого. Также и образ подобия его
написали братия, каков был по виду преподобный отец
Иннокентий. Много завещаний написал преподобный Иннокентий рукой своею,
послуживших ко спасению инокам; и о преподобном Иннокентии было написано
немало. Но по грехам нашим в лето 1538-е случилось нашествие казанских татар на
Русскую землю, на пределы Вологодские, и тогда пустынь преподобного отца
Иннокентия враги разорили, сожгли церковь Иоанна Предтечи, все строения
предали огню и перебили много иноков; спаслись только некоторые из них и бежали
в обитель преподобного Павла, находившуюся в том же Комельском лесу, на
реке Нурме. Во время пожара монастыря сгорело и написанное о преподобном
Иннокентии. Было и другое писание о нем, но некоторые из братии, удалившись из
пустыни, куда хотели, писание это унесли с собою в иные монастыри. Так в
обители преподобного Иннокентия и не осталось известий о его
создателе. По рукописному житию, преподобный отец наш Иннокентий изображается во
всем подобен, и лицом и брадою, изображению святого Варлаама, Хутынского
чудотворца, в ризах преподобнических. По святцам, принадлежавшим графу
Строганову и писанным в начале XVII века, прп. Иннокентий изображается
средним в росте, брада у него пошире, чем у сщмч. Власия, епископа
Севастийского (память 11/24 февраля), не раздвоенная, с легкой сединой,
ризы — преподобнические. |