Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его
учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский,
Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ
Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан
Хирский, Шио Мгвимский — святые, сирийские (каппадокийские) подвижники,
основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине
VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов, вероятно, были грузинами,
получившими духовное образование в знаменитой лавре святого Симеона Столпника и
в других монастырях Сирии и Месопотамии с целью вернуться на родину и
содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих
подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения
и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и
предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную
кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к
нему множество учеников. И вот в сонном видении Матерь Божия предстала Иоанну,
главе сирийских Отцов, в пределах Антиохийских, и велела ему с 12-ю учениками
своими идти утверждать христианскую Иверию. Святой Иоанн Зедазнийский
избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился
с ними в Грузию. По дороге он получили благословение от святого Симеона
Столпника Младшего († 596), а в Мцхете, древней столице Грузии, перейдя
«немокрыми ногами» реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом
(542—557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552—560). Летописцы повествуют,
что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском
языке, а войдя в соборный храм Свети-Цховели и простершись перед Животворящим
Столпом, славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой
Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование
святого Иоанна — Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался
идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно
пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество
больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Да и число
монашествующих около аввы Иоанна беспрестанно увеличивалось, так что самая гора,
служившая им жилищем, лишилась непроходимых некогда лесов своих. После
избрания святых Авива и Исе епископами святому Иоанну опять явилась во сне
Божия Матерь, ранее пославшая его на дальний подвиг, и с Нею равноапостольная
просветительница страны сей Нина и повелела ему послать своих учеников по разным
местам Грузии для проповеди Сына Божия и пастырского назидания. Проснулся
авва, собрал учеников и велел им готовиться исполнить небесную волю, идти туда,
куда каждому из них укажет путь Дух Святый, руководивший их в Иверию. Это была
вторая горькая их разлука, тяжко было расставаться с любимым учителем уже в краю
чужом, но никто не смел противоречить воле Божией. Сам св. Иоанн представил их
Католикосу, открыл чудное свое видение и просил благословить их на новые
подвиги; потом отпустил с молитвою, дав каждому в сопровождение по одному иноку.
Один только святой Шио, как любитель одинокой жизни, просил блаженного авву
благословить его на жизнь отшельническую и получил его
согласие. Все они учили народ, наставляли его в
вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах
идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы,
устрояли в народе гражданственность. Святой Зенон, «столп сладкого
послушания», завершив проповедь в горах верхней Кахетии, основал монастырь в
Икалто, где и был после великих подвигов погребен в соборном храме в честь
Нерукотворенного образа Спаса. Святой Фаддей (по-грузински Тате)
вначале остался в Мцхете, устроив по повелению святого Иоанна монастырь у
подножия горы Зедазени для приходящих к учителю. После смерти святого Иоанна
святой Фаддей проповедовал в Карталинии, где основал много церквей, в том числе
храм в честь святого первомученика Стефана в городе Урбниси. Впоследствии он
поселился в пещере на горе Цлеви близ города Каспи, на вершине которой также
основал храм в честь святого первомученика Стефана. В этой пещере у
основания храма были погребены мощи святого Фаддея, «образа чистой правды и
веры». Святой Исидор, «вертоград добродетели»,
после долгих апостольских подвигов устроил монастырь в Самтависи в честь
Нерукотворенного образа Спаса, где и почивают его святые
мощи. Святой Михаил много потрудился в
утверждении христианства в горах верхней Карталинии и Осетии. Близ местечка
Улумби он основал большую обитель. В соборном храме этой обители, обращенной в
XIX веке в приходскую церковь, покоятся его святые
мощи. Святой Пирр, «Божественный образ плача»,
основал обитель на левом берегу реки Дванис-цхали, близ местечка Брети. В храме
обители были положены его честные мощи. Святой Стефан, «венчанный силою и
ведением», после долгих апостольских трудов в нижней Кахетии основал обитель
близ местечка Хирсы. Он был погребен в соборном храме в честь святого
первомученика Стефана, с левой стороны алтаря у
жертвенника. Распустив таким образом учеников своих,
пришедших с ним из Сирии, Иоанн повелел одному из них, Фаддею, бывшему потом
настоятелем Степанцминдским, соединить все множество оставшихся братий в одну
обитель у подошвы горы Зедазенской, а сам уединился на ее вершине с одним только
верным ему диаконом Илией, который служил опорой его старческой немощи. Безводна
была сия вершина, и трудился ежедневно ученик аввы, нося на нее воду от
подошвы. Сжалился над ним блаженный учитель и слезами своими испросил у Господа
живую струю. Однажды ученик святого, подшед к источнику, увидел прямо против
себя медведя необычайной величины, и с ужасом бежал к своему учителю. Авва вышел
из пещеры и сказал зверю: «Пей, если жаждешь, и иди, но говорю тебе: отныне
никому не смей вредить на горе сей», — и дикий зверь смиренно повиновался
достигшему духовной высоты первого человека, которому повиновались все звери
сельные в раю. Но что удивительно, по словам писателя жития Иоаннова, заповедь
блаженного отца доселе соблюдается, через столько лет, ибо никогда не
слышно каких-либо несчастий от зверей сих на горе, хоть теперь они суть
единственные жители опустевшей обители. Непрестанные чудеса истекали от великого
старца. Привели к нему расслабленного всеми членами и просили о
помиловании. Тяжким казалось авве такое всенародное испытание его смирения,
однако, движимый состраданием, он произнес слова Господни к расслабленному
Капернаума: «Восстань, возьми одр твой и ходи (Мф. 9, 6), ибо исцеляет
тебя Иисус Христос», и воспрянул болящий. В другой раз представили ему отрока,
одержимого духом немым и глухим; великий старец воззвал к связавшему его
врагу человеческому: «Душе злый, зачем терзаешь ты творение рук Божиих?
Именем Господа нашего Иисуса Христа изыди из него и беги в места пустынные и
непроходимые!» И внезапно проговорил отрок, как некогда исцеленный Самим
Господом. Авва же сказал изумлявшимся людям: «Не удивляйтесь проявлению величия
Божия, ибо не я врачую, а имя Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел
спасти род человеческий от силы диавольской и говорил ученикам своим:
“Верующий в Меня не только сотворит дела, какие Я творю, но и больше сих
сотворит, так что вы изумитесь”» (Ин. 14,
12). Святой Иоанн сумел противостоять козням
злых духов, которых изгнал именем Христа из пределов Мцхета. И кто исчислит все
чудеса Иоанновы, как в Сирии, так равно и в новом его отечестве. Пришло наконец
ему время упокоиться от многих трудов своих. Получив откровение о своей смерти,
он пригласил к себе некоторых из учеников сирских и новых, поселившихся у его
горы, и сказал им: «Дети, близок час мой, боюсь и при последней минуте, чтобы
мне не отклониться от спасительного пути; вы же непрестанно бодрствуйте, ибо
ходит, как лев, враг душ наших, ищущий кого бы поглотить. Прошу вас непрестанно
обо мне молиться и вспоминать меня перед престолом благодати». Так велико было
смирение аввы, помнившего заповедь евангельскую: Егда сотворите повеленная
вам, глаголите яко раби неключими есмы (Лк. 17, 10). Строго заповедал он
ученикам своим св. диакону Илие и св. Фаддею Степанцминдскому, погребсти его на
месте подвига, в той пещере, где много лет спасался. Причастившись Святых
Божественных Таин, преподобный пришел как бы в некий восторг; он созерцал
отверстое небо и вокруг себя бесплотное воинство Сил Небесных со множеством
святых, которые сретали раба Божия, прославившегося на земле ангельским
житием своим. И, оставаясь в таком духовном восторге, он предал Господу чистую
свою душу. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 гг., при
Католикосе Макарии (553—569). Ученики не исполнили завета старца, ибо
почитали недостойным для него гробом убогую пещеру на недоступной горе. С
великим торжеством, в сопровождении сонма духовенства положили они блаженного
Иоанна в раке, для него приготовленной в нижней обители. Но смиренному не угодно
было такое непослушание: живой и по смерти, он изъявил им волю свою тем, что
страшное колебание земли около обители привело в ужас непокорных. Они вспомнили
заповедь старческую и открыли Католикосу последнюю волю усопшего. Повиновался
Католикос, с духовным собором поднял святые мощи Иоанновы и перенес их
торжественно в убогую пещеру, освященную долгим его пребыванием на вершине горы.
Тогда успокоилась земля, и множество исцелений еще более ознаменовали святость
угодника Божия. В Х веке при Католикосе архиепископе Клименте (908—923) на южной
стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, бывшего
Ангелом блаженного подвижника, так что святые мощи прп. Иоанна Зедазнийского
оказались у ее предела, у жертвенника. Остатки этой церкви доселе существуют на
пустынной горе, обросшей опять густым лесом, ибо она возвратилась к
прежнему своему безмолвию. |