ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАСАФА,
КАМЕНСКОГО,
ВОЛОГОДСКОГО
ЧУДОТВОРЦА
(память 10/23 сентября)
Преподобный Иоасаф происходил из княжеского рода. Родители его —
владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1299; память 19
сентября/2 октября) и княгиня Мария. Удел князя Димитрия, небольшой и очень
богатый, Заозерье находился на северо-восточном берегу Кубенского озера, близ
устья реки Кубины, впадающей в озеро. Столица Заозерского княжества представляла
собою усадьбу князя на левом берегу Кубины с церковью во имя св. вмч. Димитрия
Солунского, которую построил вероятно сам князь Димитрий Васильевич в честь
своего небесного покровителя, да деревню Чирково, которая была приходом при
этом храме. Несколько деревень составляли весь удел заозерского князя. И князь,
и княгиня были очень благочестивы. Особенно почитали они иноческий чин.
Обладая небольшими средствами, они тратили их на устройство монастырей. В
соседстве с их княжеством на небольшом островке Кубенского озера стоял
древний Спасо-Каменный монастырь. Когда из этого монастыря вышли два основателя
новых обителей в окрестностях Кубенского озера — преподобные Дионисий Глушицкий
(память 1/14 июня) и Александр Куштский (память 9/22 июня), князь Димитрий и его
супруга содействовали и помогали подвижникам в устроении их пустынных
обителей. К прп. Дионисию на реку Глушицу князь послал плотников и обильную
милостыню, пожертвовал монастырю села и деревни. Княгиня Мария также
благотворила прп. Александру, жертвовала в храм монастыря иконы и
книги, братии посылала припасы, а по кончине князя Димитрия дала обители
деревню на помин его души. У князя Димитрия
Васильевича было три сына — Симеон, Феодор, Андрей — и одна дочь — София. Княжич Андрей, в
иночестве Иоасаф, был самым младшим в семье. Когда он родился, точно не
известно. В 1429 г. князь Димитрий Васильевич
Заозерский был убит в Ярославле казанскими татарами во время их набега
на приволжские города. Княжич Андрей был в то время, вероятно, грудным ребенком.
Благочестивая мать его княгиня Мария занялась воспитанием своих детей. Семи лет
Андрея начали обучать грамоте. Учился он охотно, с любовью погружался в глубину
Божественных Писаний, как дорогой бисер собирал богооткровенные слова
Писания и слагал в своем младенческом сердце. Первых детей своих княгиня Мария
успела устроить. Старший ее сын Симеон был женат, дочь София
Димитриевна выдана замуж за князя звенигородского Димитрия Шемяку. Феодор
же и Андрей женаты не были. Но вскоре благочестивая княгиня
скончалась. Впавши в недуг, она послала к прп. Александру Куштскому просить его
молитв о выздоровлении. Но преподобный сказал, что княгиня скончается от
этой болезни, и советовал ей по-христиански приготовится к смерти. По смерти
матери князь Андрей остался круглым сиротой. Тогда над осиротелой семьей князя
заозерского стряслась новая беда. Муж Софии Димитриевны князь Димитрий
Георгиевич Шемяка затеял усобицу с великим князем московским Василием
Васильевичем Темным. Когда московский князь, ослепленный Шемякой, вернул себе
великокняжеский стол, он отдал княжество Заозерское двум князьям — Михаилу
Андреевичу верейскому и Ивану Андреевичу можайскому. Таким образом дети
заозерского князя лишились своего удела и перестали быть владетельными
князьями. Раннее сиротство, лишение, хотя и
небольшое, княжеского удела, благочестивое воспитание в особенном
почтении к иноческому званию — все это привело богобоязненного юношу князя
Андрея Димитриевича к сознанию тленности и временности всего земного — всего
того, к чему стремятся, чего ищут, чем живут мирские люди. Соседний Каменный
монастырь на уединенном маленьком острове Кубенского озера показался юноше-князю
тихой пристанью, в которой он мог отдохнуть от суеты, невзгод и обид мирской
жизни. И вот, имея за 20 лет от роду,
князь Андрей приходит в монастырь (в 1452 г.) и просит игумена
Кассиана удостоить его иноческого образа. Но игумен был не рад приходу
молодого князя. Его просьба о принятии в монастырь привела игумена в страх и
трепет, потому что он боялся гнева великого князя московского, неприязненно
относившегося к князьям заозерским, родственникам Шемяки. Однако
усиленные моления князя Андрея склонили Кассиана на согласие. Он изобразил князю
всю скудость монастырского жития, всю трудность иноческого подвига; лишь когда
эти речи не разубедили князя в его намерении, игумен постриг его в монашество и
нарек Иоасафом, вероятно, в честь св. Иоасафа царевича, который также
происходил из владетельного рода и оставил мир ради Христа, — почему
впоследствии и преподобный Иоасаф в Спасо-Каменном монастыре именовался
«Иоасафом-царевичем». Новопостриженного инока игумен передал в послушание и
для руководства в монашеской жизни опытному старцу
Григорию. Прп. Иоасаф отличался полным послушанием
не только игумену и своему старцу, но и прочим братиям, смирением сердца,
постничеством, душевным умилением, усердием в молитве келейной и благоговейным
стоянием в церкви во время богослужения; любил читать книги, особенно о житиях
преподобных отцов. Преподобный преуспевал в добродетелях: был украшен благою
кротостью и разумною простотою. Он оставил всякую печаль о земном, об одном
только заботясь — об угождении Богу. С братией он встречался лишь на молитве.
Все в монастыре удивлялись его добродетелям. Местом своих подвигов прп. Иоасаф
был очень доволен. Спасо-Каменный монастырь стоит на острове Кубенского озера и
водою, как стенами, огражден от соблазнов и печалей мира. Святой
радовался такому местоположению
обители и восклицал: «Се покой! Зде
вселюся». Старец прп. Иоасафа, как добрый кормчий,
вел своего послушника вперед по пути добродетели, но вскоре преставился к вечной
жизни. Несмотря на юность свою, прп. Иоасаф достиг высших степеней
совершенства, и Господь удостоил его Своего явления. Сидя раз в келлии, прп.
Иоасаф пел псалмы Давида; тогда явился ему Господь наш Иисус Христос и сказал:
«Мир тебе, возлюбленный угодник Мой!» Преподобный исполнился страха и трепета
и спросил: «Какая причина явлению Твоему, Господи Человеколюбче?» — «Видишь
ли эту окрестную пустыню, — изрек ему Господь, — ради тебя всю ее наполню
пустынниками, славящими имя Мое». Преподробный спросил Господа, какое более
действительное оружие против врага нашего спасения, и узнал, что действительнее
всего исполнение заповедей Божиих. Но диавол не оставляет в покое истинных
угодников Божиих. Много раз духи злобы вооружались на преподобного Иоасафа, но
молитвою он отгонял их, а игумен, по смерти старца, постоянно направлял и
руководил юного подвижника. Однажды приехал в обитель родной дядя
преподобного, князь ржевский Борис Васильевич, он привез прп. Иоасафу деньги для
раздачи инокам. Но подвижник отказался принять их и сказал князю: «Инокам
нет нужды в золоте и серебре. Мы живем в пустыне и никто из пустынников не
примет от тебя даже малого. Но не скорби, Бог примет твой дар, если
принесенные деньги раздашь нищим и нуждающимся, сиротам и вдовицам, которых так
много по городам». Князь Борис Васильевич поступил по совету прп.
Иоасафа. Не довольствуясь обычными иноческими
подвигами, преподобный решил жить в безмолвии, то есть затворился в своей
келлии, так что не видел лица человеческого и не вел бесед с людьми. Мысль его
непрестанно устремлена была теперь к горнему. Став на молитву, он, как на
крыльях, возносился духом своим на небо и сподобился предвкушения райского
блаженства. В последнее время своей жизни преподобный достиг крайней степени
поста и воздержания: по воскресным дням он причащался Святых Христовых Таин и
после постился целую седмицу. От великого воздержания и трудов прп.
Иоасаф, еще юный подвижник, изнемог телесными силами и впал в болезнь. Благодаря
Бога за посланную болезнь, терпеливо переносил он ее и, чуждаясь общения с
людьми, пребывал в молитве и богомыслии. Но когда преподобный почувствовал
приближение своей кончины, он призвал к себе игумена и всю братию. Умоляя, он
просил их о том, о чем постоянно заботился и раньше, чтобы общежительный устав
нерушимо соблюдался в обители. После того, получив некоторое облегчение
своей болезни, преподобный принимал участие в общей молитве братии. В
праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он велел вести себя
в церковь к литургии, причастился за нею Святых Таин, получил благословение
и прощение от братии, был опять отведен в келлию и положен на одр. Снова
подвижник впал в немощь, так что игумен и братия, приходя у нему и видя его
страдания, очень скорбели. На смертном одре своем преподобный продолжил
увещевать и утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких
споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили
у него последнего благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил
благословения и молитв. Наступило 10 сентября — день кончины преподобного. Когда
братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с
постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и
всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои
прошения не о себе только, но и о всей обители, в которой подвизался добрым
подвигом, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять
возлег на одр и молился о своем исхождении, нимало не печалясь, а более
радуясь в надежде на будущее блаженство, и с молитвой на устах тихо скончался.
Лицо его было светло, как будто он не
умер, но уснул. Игумен и вся братия скорбели и рыдали. Положив
святое тело подвижника на одр, они понесли его на своих главах в церковь,
совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной)
церкви, на правой стороне. Пять лет подвизался преподобный в Спасо-Каменном
монастыре. Он пришел в обитель в 1452 г., следовательно, кончина его последовала
в 1457 г. Вскоре по преставлении прп. Иоасафа
начались чудеса при его гробе. Уже из первых богомольцев, стекавшихся в обитель
по преставлении преподобного, многие больные выздоровели. Исцеления неоскудно
изливались и после. Особенно много больных лихорадкой получили здесь исцеление.
Местное празднование прп. Иоасафу установлено было вскоре после его
кончины.
|