ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОВА,
ПЕРВОГО ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ
РУСИ
(память 19 июня/1
июля)
Святитель Иов (в миру Иоанн), первый
патриарх Московский и всея России, родился
во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица в семье
благочестивых горожан. В детстве Иоанн был обучен грамоте настоятелем Успенского
Старицкого монастыря архимандритом Германом. Отрок любил читать
Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты
Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в
иноческом образе. Около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в
монастыре, отец хотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в
обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил
старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучиться и
восприяти святый ангельский образ... И наречен бысть во иноцех
Иов». Более пятнадцати лет провел святой Иов в
Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под
руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и
нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и
строгому посту. «...Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом,
ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом... Дарование Божие
бысть ему паче же прочих человек». Вместе с тем святой Иов отличался
глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не
обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Будучи настоятелем, святой Иов
словом и жизнью воодушевлял братию к духовному
деланию. В 1571 году святой Иов был назначен
настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на
него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени,
святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В
1572 году, а позднее и в другие годы он был участником церковных
Соборов. В 1575 году святой Иов был назначен
настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю
московскую обитель. 16 апреля 1581 года архимандрит Иов был
рукоположен митрополитом Московским Дионисием и собором русских архиереев
во епископа Коломенского. 9 января 1586 г. святитель был перемещен на древнюю
Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года
собором епископов поставлен первосвятителем Русской Церкви — митрополитом
Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и
при личном участии Константинопольского патриарха Иеремии II,
митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен
патриархом — первым патриархом Московским и всея России. Русское правительство,
архипастыри и весь народ с радостью восприняли это знаменательное событие в
истории Русской Церкви и государства. Каноническая подчиненность нашей
Церкви Константинопольской была упразднена. В 1590 году на Соборе восточных
иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.
Патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский
Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе,
определили русскому патриарху пятое место в диптихе патриархов — после
Иерусалимского. Это решение было подтверждено и на Соборе 1593
года. Главной целью всей деятельности патриарха
Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви.
Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд
мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их
нравственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя
было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания
и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание
богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в
новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению
святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589 г.), Триодь Цветная
(1591 г.), Октоих (1594 г.), Минея Общая (1600 г.), Чиновник архиерейского
служения (1600 г.) и Служебник (1602 г.). Святитель предпринял также некоторые
меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах.
Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания.
Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую
основу. При святителе Иове были прославлены
некоторые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф
Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители
Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский,
преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский,
преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже
чтимым на Руси, были установлены новые дни
празднования. Свои личные средства и богатые царские
подарки святитель Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только
в Москве в период 1592 по 1600 гг. святитель построил двенадцать храмов. По
благословению святителя Иова в Москве были построены Донской, Зачатьевский
и Ивановский монастыри, во Владимирской
епархии построена Лукианова пустынь, в Вятской епархии —
Богоявленский Слободской монастырь. Строились монастыри в Сибири и в других
епархиях: Курской, Новгородской, Псковской, Казанской, Астраханской, Тверской,
Вологодской. Святитель Иов был ревностным служителем
Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской
деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных
районах государства, а также в Грузии. При святителе Иове были вновь учреждены
Псковская, Астраханская и Карельская
епархии. В этих епархиях и в Сибири строились
храмы и монастыри. Патриарх Иов посылал туда миссионеров-священников. Семена
Православия, посеянные патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои
духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные
пределы Русского государства. В трудные времена государственной смуты в
начале XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение,
бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он написал
соборную грамоту киевскому князю Константину Отрожскому, в которой убеждал
его не потворствовать обманщику, но передать его русским. Патриотические
воззвания он направлял в русские полки, боярам и воеводам. Среди общего
народного смятения святитель Иов сохранял твердость духа и стремился
внести организованность в неустойчивой обстановке. После смерти Бориса Годунова
он первым выразил верность вдовствующей царице Марии и ее детям. За ним
присягнули бояре и все жители Москвы. Однако не все поддержали святителя. Через
некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь
русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного
порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил
в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии
сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное
место, по дороге бесчестили и били. Через некоторое время святитель Иов,
измученный, в простой черной рясе, был посажен на телегу и отвезен в
заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начал свой иноческий
подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший
зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов
не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол. На свое место он
благословил митрополита Казанского
Гермогена. Святителя Иова отличали глубокая, чистая
вера, любовь к ближним и отечеству, утверждение и защита Православия,
жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его
исповедничеством. Святитель Иов мирно скончался 19 июня
1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого
монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году
при патриархе Иосифе (1642—1652) нетленные и благоуханные мощи святителя
Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа
(1634—1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Почитание патриарха
Иова в лике святых отмечается в различных рукописях и агиографических
изданиях. Имя его упоминается и в старинном месяцеслове в числе святых города
Москвы. Свидетельства о святости патриарха Иова встречаются и в ряде
агиографических источников: в «Полном месяцеслове Православного Востока»,
«Источниках русской агиографии», «Месяцеслове русских святых», «Книге,
глаголемой описание о Российских святых». Во второй половине XVIII века
между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было
изображение патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии
(Самбикине; +1908) день кончины патриарха Иова воспоминался во всех городских
храмах Тверской епархии. Тогда же, по благословению архиепископа Димитрия,
была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший
Патриарх Иов. В 1907 году Русская Православная Церковь праздновала
300-летие со дня блаженной кончины первого патриарха. Тогда же в «Тверских
Епархиальных Ведомостях» было выражено пожелание духовенства Тверской
епархии продолжить дело, начатое патриархом Иосифом по прославлению Святейшего
Иова. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти
святителя Иова произошло в наши дни. По благословению Святейшего
Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова внесено в число
Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в
июле 1979 года. Для всероссийского почитания свт. Иов был канонизован на
Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7—14 октября 1989
года. |