Аудио версия


Иларион, святитель, митрополит Киевский


В этот же день празднуется память святых:


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИЛАРИОНА,

МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО

(память 21 октября/3 ноября)

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, жил в эпоху великого князя Ярос­лава Мудрого († 1054 г.), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстателей, представлен­ных на митрополию Собором русских епископов.

К сожалению, скудные сведения сохранились о знаменитом первосвяти­теле Рус­ской земли, св. Иларионе. Преподобный Нестор, повествуя в летописи о на­чале Печерского монастыря, пишет: «Боголюбивому князю Ярославу, любящу Бере­стовое и церковь ту сущу Свв. апостол и попы многи снабдящу, в них же бе пресвитер именем Иларион муж благ и книжен и постник, и хожаше с Берестового на Днепр на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский и ту молитву творише; бе бо лес ту велик; ископа пещеру малу дву сажену, и при­ходя с Берестового отпеваше часы и моляшася Богу ту втайне. По сем же вложи Бог в сердце князю и постави его митрополитом святей Софии, а сия пещерка тако оста». Итак, св. Иларион был родом русский, первоначальное образование он, вероятно, получил в Киевском училище, которое завел еще св. равноапостольный князь Владимир и куда брать велел детей знатных лиц. Особенные дарования, необыкновенные умственные способности или другие какие-либо обстоятельст­ва доставили ему место священника в селе Берестове (близ нынешней лавры), где был великокняжеский дворец, в котором скончался св. Владимир. Ярослав Мудрый часто бывал в своем загородном дворце, обратил особенное внимание на Илариона, отличавшегося пред всеми и своим обра­зованием, и благочестием. Ревностный служитель Христов не довольствовался обыкновенным исправлени­ем своих обязанностей, но, устремляясь к высшим подвигам, часто оставлял свой дом и уходил в соседнюю гору, покрытую лесом, чтобы там в уединении предать­ся молитве и богомыслию, устроил себе там другое жилище, тесное — в пещере. Такие подвиги должны были еще больше расположить к нему благочестивого Ярослава.

В то время Русская Церковь была митрополией, входящей в состав Констан­тинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Среди русского духовенства святой Иларион славился высокой ду­ховной жизнью и проповедническим дарованием. И, как свидетельствуют его творе­ния, он был не просто «муж книжный», но обладал великими духов­ными дарова­ниями, глубиной богословского ведения. Поэтому выбор Собора архиереев, пав­ший на св. Илариона, был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвиж­ник был поставлен митрополитом в 1015 году. Поставление Илариона в сан митрополита показывает, что он испрашивал и получил себе утверж­дение от Константинопольского патриарха. К мысли, что на митро­по­личью кафедру Иларион получил утверждение от Константинопольского патри­ар­ха, приводит напи­сание самого исповедания, которое, вероятно, отсылалось в Царьград согласно тогдашнему обычаю.

Время управления русской митрополией св. Илариона было одно из самых слав­­ных и памятных для потомства. В его время, по словам летописца, «вера хрис­ти­анская нача плодиться»; в его время стала процветать великими подвиж­никами Киево-Печерская лавра, бывшая рассадником духовного просвещения в России; в его время начало процветать и духовное просвещение — умножены церковные училища; к его времени относилось благоустройство церковного бо­гослужения. При нем был посвящен храм великомученика Георгия и уста­новлено праздно­вать по всей России праздник 26 ноября (св. Георгию). Неизвестно, сколько времени управлял Киевский митрополит св. Иларион, ибо летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого (+ 20 февраля 1054 г.) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев при­был новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 году. Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы — «Слово о законе и благодати», произне­сенное в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру, в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Содержание его глубоко и многосторонне. В центре «Слова» — учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была очень важная в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский (+ 1074 г.) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Хрис­та Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство свя­тителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.). Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печерском пате­рике». Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу «о за­коне, Моисеем данном, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших». Наконец, третья тема, давшая повод про­изнесению самого «Слова», — прослав­ление апостольского подвига святого князя Владимира.

Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы восприни­маются в духовном опыте Церкви в неразрывной слитности. Закон — лишь пред­теча и слуга благодати и истины. Истина и благодать — лишь слуги бу­дущего века и жизни истинной. Так же учит святитель Иларион о преемст­венности Церкви: «Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, что Христос же и апосто­лы Его — о Воскресении и о будущем веке».

С момента, как пришел в мир Спаситель, ветхий (прежний) завет человека с Богом утратил силу. Богословскими символами ветхого и нового заветов слу­жат святителю заимствованные у святого апостола Павла образы двух жен Авраама — свободной Сарры и рабыни Агари. «Изгнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму. Так же изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу. Как меркнет свет луны при воссиявшем солнце, так и закон — при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающего землю, — и человечество уже не горбится под бременем закона, но в благодати свободно ходит».

Радость о Христе преисполняет самого праведника, когда он говорят о вхож­де­нии родной Руси в сонм христианских племен. «Христова благодать всю землю исполнила» и, прежде всего, молодые жизнестойкие народы, к которым относил­ся и русский народ. «Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового — учения благо­дати — в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, но новое учение — в новые мехи, новые народы». Так вера благодатная «по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами сла­­вим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники приняты, а иудеи отринуты».

Русские православные отныне «не идолослужителями зовутся, но христиа­нами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам на жертву (см. память варягов-мучеников 12/25 июля), но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал — и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести». Великий апостольский подвиг просвещения Русской земли совершил святой князь Владимир (память 15/28 июля), «подобник святому равноапостольному Конс­тан­тину», который «запове­дал по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ясно и громогласно во всех градах славить Святую Троицу и всем быть христианами — малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, богатым и убогим». С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: «Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле влады­чествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли».

«Слово о законе и благодати» — первое по времени творение Русской Церк­ви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший, ибо тобою обожились и жизнь Христову познали». Таково содер­жание этого замечательного памятника древнего русского бого­словия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», став­шее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К «Слову о законе и благодати» в рукописях присоединяется обычно «Молитва святого Илариона». Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечест­венном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епар­хию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других го­родах, через которые он будет проезжать, читать молитву «творение митро­полита Илариона Русского».

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его тво­рений, в рукописных святцах и каталогах святителей святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литур­ги­ческое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печер­ским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября/11 октября), так и в службе всем Киево-Печерским святым (вторая Неделя Ве­ли­кого поста) он пере­числяется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"