СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДОБНОМ ИОНЕ
ЯШЕЗЕРСКОМ
(память 22 сентября/5
октября)
Преподобный Иона был родом из селения Шокши, находящегося в 16 верстах к
северу от основанной им Яшезерской пустыни. Местность, в которой стоит
Яшезерская обитель, представляет собой каменистую пустыню. Начало основания
обители было положено прп. Ионой в конце царствования Иоанна Васильевича
Грозного (1533—1584). Тогда устроена была в монастыре деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. Около того же времени к прп. Ионе
собралось восемь человек братии, чтобы разделить его пустынные труды и
подвиги. Много трудился прп. Иона над устроением обители. Своими руками выкопал он
канаву из Яшезера в соседнее озеро Сенное для большего удобства рыбной ловли. По нуждам обители и ради ее пользы
преподобный ездил верхом на лошади по глухим тропинкам окрестностей.
Хранятся и доныне в монастыре две дорожные верховые кожаные сумы прп. Ионы. Сам
подвижник вытачивал из дерева
некоторые сосуды, употребляемые при богослужении. Напоминанием о таких
трудах его служит выточенный им из карельской березы ковш для употребления под
теплоту, также хранящийся в обители. Слава, которую стяжал прп. Иона святостью жизни и неусыпным попечением об
устроении обители, привлекла знатных покровителей и вкладчиков. В
Яшезерскую пустынь при жизни преподобного жаловали различные предметы, чаще
всего богослужебные книги: великая государыня инокиня Марфа
Иоанновна1), царь Василий Иоаннович Шуйский
(1606—1610), кроме книг наделивший обитель пашенными, сенокосными, лесными и
рыболовными угодьями. Прп. Иона заслужил трудами и подвигами
своими любовь и уважение от
Соловецких игуменов Иакова (1581—1597) и прп. Иринарха (1613—1626;
память 17/30 июля), а также от митрополита Новгородского Исидора (1603—1619),
много также жертвовавших в бедную пустынную обитель. В 1628 г. в Яшезерском
монастыре было уже два храма: прибавилась теплая с трапезной церковь в честь
Преображения Господня. Время кончины прп. Ионы точно не
известно. Вероятно, она последовала в конце XVI или в начале XVII
столетия. Мощи святого почивают под спудом в часовне под монастырской колокольней.
Память его совершается местно. |