ЖИТИЕ ИОАННА, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО
(память 10/23 июня)
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и
всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в
1651 году. У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро
сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии
(позже преобразованную в Киевскую духовную академию) будущий святитель
был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1580 г.,
он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг
внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили
ответственное послушание проповедника. С того времени и начал раскрываться его
исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Святой
Иоанн придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию.
Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как человек должен свою
волю согласовывать с волей Божией?» Ее он развивал и в проповедях, и в своем
последующем миссионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в
конце его долгой подвижнической жизни под названием «Илиотропион
(Подсолнечник), или сообразование человеческой воли с Божественною
волею». Из многочисленных творений святых отцов Православной Церкви оно
наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христианской
сотериологии. В 1685 году святого Иоанна отправили с
посольством в Москву. Там патриархом Иоакимом (1674—1690) он был назначен
наместником Брянского Свенского монастыря, подчиненного тогда
Киево-Печерской лавре. Святитель Феодосий, архиепископ
Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей кончины (+1696; память 5/18
февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого
монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. Святитель Иоанн
благоговел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его молитвенного
предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от
тяжелой болезни по молитвам святителя Феодосия. В самый разгар болезни ему
явился святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров». На другой
день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслужил Божественную
литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило началом чествования
святителя Феодосия как благодатного угодника
Божия. 10 января 1697 года патриарх Московский и
всея Руси Адриан (1690—1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна
во епископа Черниговского в Большом Успенском соборе Московского
Кремля. По вступлении в управление епархией
епископ Иоанн создал при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум,
подобно Киевской академии, который, по мысли святителя, должен был украсить
«Черниговские Афины» — школу просвещенного
благочестия. Ввиду высокого уровня богословского
образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По
существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали
открываться духовные семинарии в других епархиях Русской
Церкви. Тогда же святитель открыл типографию, в
которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного
содержания. Жизнь святителя Иоанна светилась высокими
добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась и в его
творениях: «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707 гг.), «Алфавит,
рифмами сложенный» (1705 г.), «Богородице Дево» (1707 г.), «Феатрон, или позор
нравоучительный» (1708 г.), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708 г.),
«Толкование на “Отче наш”» и «Осмь блаженств евангельских» (1709 г.),
«Царский путь Креста» (Чернигов, 1709 г.), «Богомыслие в пользу
правоверных» (1710—1711 гг.), «Синаксарь о победе под Полтавою» (1710 г.),
«Путник» (рукопись), «Духовные мысли» (М., 1782
г.). В Чернигове в 1714 году святитель впервые
издал и свой главный труд, написанный на латинском языке (особенностью
выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на
классической латыни. Профессор И. А. Максимович в 1886 году перевел
«Илиотропион» на современный русский язык и издал вначале по частям в
«Черниговских Епархиальных Ведомостях», затем отдельной книгой — Киев, 1896 г.
Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патриархии», 1976. №№
5, 6). С именем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский
лексион». Известна связь святителя Иоанна со святой
горой Афоном. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников
Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые
годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре,
свидетельствующая об его отношении к
святогорцам. 14 августа 1711 года святитель Иоанн по
возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири.
Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил
дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его
предшественником, знаменитым миссионером святым митрополитом Филофеем
Лещинским (+1727; память 10/23 июня — Собор Сибирских святых), продолжил
апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи
людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с
архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к
издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К
тому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» на
славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и
сибиряки. О жизни святителя в Сибири летописец
говорит: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен,
милостив». Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока,
приносил в дома нуждающихся щедрую милостыню со словами: «Приимите во имя Иисуса
Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и
слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель
Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше,
устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал
за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и
во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель
был погребен в пределе святителя Иоанна Златоуста Тобольского
Успенского-Софийского собора. Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири.
Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания святителя Иоанна 1916
году Русская Церковь установила празднование памяти святителя в день его
преставления к Богу — 10/23 июня. Память о святителе Иоанне бережно хранят
сибиряки и все верующие русские люди. Он и поныне почивает в Тобольском
соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была переиздана по благословению
Святейшего Патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в
городе Новосибирске. |