Аудио версия


Иоанн, митрополит Тобольский


В этот же день празднуется память святых:


ЖИТИЕ ИОАННА, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО

(память 10/23 июня)

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец,
в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году. У его отца Мак­сима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преоб­ра­зованную в Киевскую духовную академию) будущий святитель был оставлен при ней учителем латин­ского языка. Тогда же, в 1580 г., он принял в Киево-Пе­черской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего дела­ния.
С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. С того времени и начал раскрываться его исключительный та­лант красноре­чия и благодатные дарования. Святой Иоанн придавал осо­бое зна­чение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как чело­век должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Ее он развивал и в проповедях, и в своем последующем мис­сионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни под названием «Илиотропион (Подсолнечник), или сообразование челове­ческой воли с Божественною волею». Из многочислен­ных творений святых отцов Православной Церкви оно наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христианской сотериологии.

В 1685 году святого Иоанна отправили с посольством в Москву. Там пат­риархом Иоакимом (1674—1690) он был назначен наместником Брянского Свенского мона­стыря, подчиненного тогда Киево-Печерской лавре.

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей кончины (+1696; память 5/18 февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преем­ником по кафедре. Святитель Иоанн благоговел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его молит­венного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от тяжелой болезни по молитвам святителя Феодо­сия. В самый разгар болезни ему явился святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров». На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслу­жил Божественную литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило нача­лом чествования святителя Феодосия как благо­датного угодника Божия.

10 января 1697 года патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690—1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Чернигов­ского в Большом Успенском соборе Московского Кремля.

По вступлении в управление епархией епископ Иоанн создал при Чернигов­ской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии, который, по мысли святителя, должен был украсить «Черниговские Афины» — школу про­свещенного благочестия.

Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.

Тогда же святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.

Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же сми­ре­нием. Она отобразилась и в его творениях: «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707 гг.), «Алфавит, рифмами сложенный» (1705 г.), «Богородице Дево» (1707 г.), «Феатрон, или позор нравоучительный» (1708 г.), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708 г.), «Толкование на “Отче наш”» и «Осмь бла­женств евангельских» (1709 г.), «Царский путь Креста» (Чернигов, 1709 г.), «Бо­гомыслие в пользу правоверных» (1710—1711 гг.), «Синаксарь о победе под Пол­тавою» (1710 г.), «Путник» (руко­пись), «Духовные мысли» (М., 1782 г.).

В Чернигове в 1714 году святитель впервые издал и свой главный труд, напи­санный на латинском языке (особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни. Профессор И. А. Максимович в 1886 году перевел «Илиотропион» на современный русский язык и издал вначале по частям в «Черниговских Епархиальных Ведомостях», затем отдельной книгой — Киев, 1896 г. Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патри­архии», 1976. №№ 5, 6). С именем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский лексион».

Известна связь святителя Иоанна со святой горой Афоном. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им сущест­венную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствую­щая об его отноше­нии к святогорцам.

14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвеще­нии своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым мис­сионером святым митрополитом Филофеем Лещинским (+1727; память 10/23 июня — Собор Сибирских святых), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, исполь­зовав созданную им в Чернигове типогра­фию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки.

О жизни святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скромен, благо­рассудлив, о бедных сострадателен, милостив». Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока, приносил в дома нуждающихся щедрую милостыню со словами: «Приимите во имя Иисуса Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставле­ния, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме тра­пезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, прос­тившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в пределе святителя Иоанна Златоуста Тоболь­ского Успенского-Софийского собора.

Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания святителя Иоанна 1916 году Русская Церковь установила празднование памяти святителя в день его преставления к Богу — 10/23 июня.

Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие рус­ские люди. Он и поныне почивает в Тобольском соборе Покрова Божией Матери. Служ­ба ему была переиздана по благословению Святейшего Патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Но­во­сибирске.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"