ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАЖЕННОГО ИОАННА, ХРИСТА
РАДИ
ЮРОДИВОГО, МОСКОВСКОГО
ЧУДОТВОРЦА
(память 3/16 июля)
Блаженный Иоанн родился в конце XV — в
первой половине ХVI века. Он известен подвигами благочестия в эпоху,
предшествовавшую времени смутному и опасному для Русской земли. Блаженный был
уроженцем Вологодской земли. В молодости он трудился на солеваренных заводах, за
что его впоследствии называли «Водоносцем». Отсюда он ушел в Ростов, где
начал редкий подвиг юродства. На голове он стал носить железный колпак, из-за
чего его прозвали «Большим колпаком». Также он носил на пальцах тесные железные
кольца, а на теле — тяжелые вериги из крестов. Питался святой подвижник
хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил
на улицу, на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел
на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с
кротостью и терпением переносил насмешки. В Ростове он был знаком с преподобным Иринархом, затворником
Ростовским (+1616; память 13/26
января). Посетив его однажды в Ростове (ок. 1580 г.), святой Иоанн
пророчески предсказал ему нашествие поляков: «Даст тебе Бог поучать людей от
востока до запада, наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За
беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую землю
иноплеменных... Но их Святая Троица Своею силою
прогонит». Последние годы своей жизни блаженный Иоанн провел в Москве. Ходил он с
распущенными волосами, почти обнаженный, даже и в жестокие морозы. Его поведение
было вызовом мирскому самодовольству, поступки и порой загадочные слова намекали
на скрытую повседневную жизнь. Блаженный Иоанн часто обращался с откровенным или
обличительным словом к сильным мира сего, его знали даже и цари, терпя от него
то, что не вынесли бы от другого. Так, царю Борису Годунову часто он говорил
слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно
бьет». Св. Иоанн сам предсказал свою кончину, испросив у протоиерея Димитрия,
настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, впоследствии
названного собором Василия Блаженного, место своего
упокоения. В народной памяти остались события, предшествовавшие кончине святого. По
пути из храма блаженный исцелил человека, не владевшего ногой: как бы
нечаянно святой наступил на нее, и нога стала здорова. Затем он пошел в
баню и там, впервые сняв вериги, трижды облился водой, готовясь к
погребению. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня.
Затем он лег на лавку, просил у всех прощение и завещал отнести свое тело к
гробу блаженного Василия в Покровский храм. С этими словами блаженный Иоанн
мирно преставился к Богу 3 июля 1589 (1590) года. О подвигах его знали многие современники. По указу царя Феодора
Иоанновича было совершено торжественное погребение блаженного Иоанна.
Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше.
Господь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во
время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском
храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во
время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам
блаженного Иоанна. Блаженный Иоанн являлся и больным, находившимся далеко
от Москвы, и они выздоравливали. Вскоре после блаженной кончины святого Иоанна, Московского чудотворца,
были составлены житие и служба. Мощи святого были обретены нетленными 12 июня
1672 года и погребены под спудом в приделе Рождества Пресвятой
Богородицы в Покровском соборе. А 17 января 1916 года этот придел был
переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского
чудотворца. Память святого совершается в день его блаженной кончины — 3/16
июля и в день обретения его нетленных мощей — 12/25
июня. |