Вечно славные и памятные труды свв.
Кирилла и Мефодия в составлении славянской грамоты, в ведении славянского
языка при богослужении, в переводе священных книг на родной славянский язык
положили основание духовному и гражданскому величию славян, их нравственной
и гражданской самобытности. Переводом священных книг и богослужебных на
родной славянский язык они положили начало нашему вечному спасению, и в
этом отношении свв. Кирилл и Мефодий не только наши учителя и апостолы, но
и отцы: они возродили нас и духовно, научив своими трудами познавать Единого
Истинного Бога. Родные братья Кирилл и Мефодий
происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни
(в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина.
Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его
монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий сначала служил, как и
отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его
воеводой в одно славянское княжество, Славинию, бывшею под греческой державой.
Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог
лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и
пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую,
Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять
свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на
гору Олимп, где с большим усердием и смирением старался выполнять монашеские
обеты, занимаясь при сем изучением священных
книг. А брат его святой Константин с юности
своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном
образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших
учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха
Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве
постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он
творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой
Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой
Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при
храме Святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в
один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в
Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской
школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики,
что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой
победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с
сарацинами (мусульманами). «Не хулите Пребожественную Троицу, —
говорил христианский философ, — Которую мы научились исповедовать от
древних пророков. Они же учат нас, что Отец, Сын и Дух суть Три Ипостаси.
Существо же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солнце, созданном
Богом во образ Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота.
Во Святой Троице солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни
начала, ни конца, так и Бог — безначален и бесконечен. Как от солнечного круга
происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и
исходит Дух Святой. Таким образом солнечный луч, просвещающий всю вселенную,
есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и являемого в сем мире, солнечная же
теплота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога
Духа Святаго, Который вместе с рождаемым Сыном предвечно исходит от Отца,
хотя во времени посылается людям и Сыном, как, например на апостолов был послан
в виде огненных языков. И как солнце, состоящее из трех предметов — круга,
светлого луча и теплоты — не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих
предметов имеет свои особенности: одно есть круг, другое — луч, третье —
теплота, однако не три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три
Лица — Отца, Сына и Святаго Духа, однако не разделяется Божеством на три бога,
но есть Один Бог». Так же ум, слово и дух в человеке отображает образ
Троицы. По возвращении Кирилл жил некоторое
время в Константинополе, а затем удалился к брату Мефодию и несколько лет
разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, проводя время в
непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. На Олимпе блаженный
Константин впервые стал заниматься изучением славянского языка. Среда, в которой
приходилось ему быть, благоприятствовала этому. В обителях, бывших на горе, было
много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь
для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он,
почти с детства, все время проводил в греческой
среде. Вскоре император вызвал обоих святых
братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути
они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к
проповеди. Здесь же проживал один самарянин,
который ходил к Константину и беседовал с ним о вере. Однажды он принес
самарянские книги и показал их Константину. Константин выпросил их у самарянина
и, затворившись в своей комнате, стал усердно молить Бога, чтобы Он помог ему
изучить их. С помощью Божией Константин скоро и хорошо изучил эти книги.
Узнав об этом, самарянин воскликнул: «Воистину, кто верует во Христа, скоро
приемлет благодать Святаго Духа». Он и сын его крестились, приняв Христову веру.
Здесь же святые братья узнали, что мощи святого священномученика Климента, папы
Римского, находятся в море и чудесным образом обрели
их. Там же, в Корсуни, святой Константин
нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека,
говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его
языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в
прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. На пути домой
братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в
Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий
получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, неподалеку от горы Олимп, где
он подвизался прежде. Вскоре пришли к императору послы от
моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой
послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян
языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе
идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и
молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и
учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую
азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться
богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863
году. После завершения перевода святые братья
отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить
богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов,
совершавших в моравских церквях богослужение на латинском языке, и они
восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться
лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой
Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы
славить на них Бога. Но Давид вопиет: “Пойте Господеви вся земля, хвалите
Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!” И в Святом Евангелии
сказано: “Шедши научите вся языки...”» Немецкие епископы были посрамлены, но
озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. В 867 году свв. Мефодий и
Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса.
Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий
отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его
преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их
торжественно за городом; Константин поднес ему Евангелие и другие книги на
славянском языке, и папа, в знак их одобрения, положил их на престол в храме св.
Марии, а затем по ним было совершено богослужение в нескольких церквях
Рима. Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные
братьями книги приказал положить в римских церквях и совершать литургию на
славянском языке. Находясь в Риме, святой Константин, в
чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с
именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года
равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил
брату: «Мы с тобой, как дружная пара волов, вели одну борозду; я изнемог, но ты
не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Святой
Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его
на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого
Климента, где от них стали совершаться
чудеса. После кончины святого Кирилла папа,
следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию,
рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого
апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками
продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке,
просвещая свою паству и проповедуя Христа многим другим славянским народам
(чехам, хорватам, далматам и др.). При этом Мефодию немало приходилось
переносить неприятностей от инославных миссионеров, и он «многия беды и изгнания
претерпел». Так, латинские священники вооружили против него немецкого
императора; по распоряжению Зальцбургского архиепископа с собором Мефодия
сослали в Швабию, где в течение двух с половиной лет он претерпел многие
страдания. Освобожденный в 874 г. по приказанию папы Римского Иоанна VIII и
восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую
проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу
(память 16/29 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз
немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения
об исхождении Святаго Духа от Отца и от Сына. В 879 г. святитель Мефодий был
вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте православное учение,
и был снова возвращен в столицу Моравии
Велеград. Здесь в последние годы своей жизни
святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский
язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила
святых отцов) и святоотеческие книги
(Патерик). Предчувствуя приближение кончины, святой
Мефодий показал на одного их своих учеников, Горазда, и сказал: «Вот муж вашей
земли, правоверный и хорошо знающий латинские книги. Если на то будет воля
Божия и ваша любовь, я желаю, чтобы он был моим преемником». Святитель
предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60
лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и
латинском; он был погребен в соборной церкви
Велеграда. К лику святых равноапостольные Кирилл и
Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память
равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы
святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Они были найдены
русским ученым-исследователем В. И. Григоровичем в пергаментной рукописи
болгарской редакции в Зографском монастыре на Афоне и опубликованы в 1862
году. Жития святых первоучителей Словенских были составлены их учениками
в XI веке. Наиболее полным жизнеописанием святых являются пространные, или так
называемые Паннонские жития. С этими текстами наши предки были знакомы со
времени распространения христианства на Руси. Их авторами были, очевидно,
ученики святых Кирилла и Мефодия — епископ Величский Климент и Горазд, которого
святитель Мефодий оставил своим преемником. Торжественное празднование памяти святых
первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской
Церкви в 1863 году. В «Иконописном подлиннике» под 11 мая
сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченнаго
Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских, Мефодий — подобием стар,
власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках
Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней
написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по
ряду». Указом Св. Синода (1885 г.) празднование
памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же
указом определено в молитвах, на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на
отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители
Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая, архиепископа
Мирликийского, чудотворца, имена иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла,
учителей Словенских. Для
православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение:
«Ими бо начася на сроднем нам языце словенстем литургия Божественная и все
церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущий в жизнь
вечную дадеся нам» |