ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ
ЖЕЛТОВОДСКОГО,
УНЖЕНСКОГО
(память 25 июля/7 августа)
Преподобный Макарий родился в Нижнем
Новгороде в 1349 г. от благочестивых родителей Иоанна и Марии. Еще в
младенчестве он был достоин удивления: когда бывал благовест церковный к утрени
— пробуждался и плакал, слезами выражая желание свое быть в церкви; он плакал во
время звона к каждой церковной службе, а когда богослужения не было, то спал
непробудным сном. Сначала родители не понимали этого, но однажды в праздник
взяли младенца в церковь, и когда вошли с ним в храм Божий, плач сразу
прекратился, младенец во время всей церковной службы улыбался и ласкался к
матери своей. И с тех пор стали носить его в приходскую церковь Жен-мироносиц на
каждую службу. Семилетним родители отдали его учиться грамоте; в учении отрок
оказывал необычайные успехи, изумляя учителей, ибо всех своих сверстников
превзошел быстрым разумением Священных книг, кротостью же и
послушанием давал пример старшим. Детских игр он удалялся и во всякий
день ходил в церковь, слушая там чтение и пение, но особенно любил
священнослужение иноческое в обители Печерской, куда часто ходил, несмотря
на довольно далекое расстояние от города. И в двенадцать лет он тайно от
родителей ушел в Печерский Нижегородский монастырь. Придя в обитель, он просил
архимандрита Дионисия (впоследствии архиепископ Суздальский; +1385; память
26 июня/9 июля) принять его в число братии. Настоятель спрашивал отрока,
откуда он и кто его родители; отрок назвал себя безродным сиротой, желающим
работать Господу. Преподобный Дионисий принял отрока в свою келлию, сам был его
наставником и спустя три года облек его в иноческий образ с именем Макария. С
искренним желанием юношеской души, «гласом любезным Троицу воспевая»,
преподобный Макарий начал иноческий путь спасения, быв послушен каждому в
обители, особенно же настоятелю. Родители искали сына своего повсюду,
тосковали и плакали неутешно. И только спустя три года отец случайно узнал
от одного из печерских иноков о местопребывании сына, пришел в обитель и со
слезами умолял архимандрита показать ему любимого сына-инока. Удивился Дионисий
и призвал юношу. «Чадо Макарий, — сказал он ему с легким упреком, — хочет видеть
тебя отец твой, о котором ты мне не открыл». Но блаженный отвечал ему: «Отец мне
Господь Бог мой, а после Господа отец мне ты, учитель мой!» Родитель Макария,
стоя у окна келлии и слыша голос сына, с радостью и со слезами сказал: «Сын мой,
покажи лицо твое мне, отцу твоему!» Макарий отвечал: «Невозможно нам видеться
здесь, ибо Господь говорит в Евангелии: “Кто любит отца или матерь больше Меня,
тот недостоин Меня”. Иди с миром домой, оставив мне свое благословение.
Ради любви твоей я не хочу лишиться любви Господа Моего. И если Бог
благословит, то в будущем веке увидим друг друга». Родитель стал плакать и
говорить: «Разве я не радуюсь о спасении твоем?» Но юный инок не тронулся
слезными просьбами родителя. Тогда отец стал просить: «Протяни хоть руку свою из
оконца». И Макарий исполнил эту малую просьбу. А отец, поцеловав протянутую
руку сына, сказал: «Сын мой, спасай душу свою и о нас моли Господа, да и мы
будем спасены твоими молитвами!» С сим утешением возвратился он в дом свой,
славя Бога. Живя в обители, преподобный Макарий
подвизался со всей ревностью. Пост его был строже других: принимал пищу, лишь бы
не умереть от голода, хотя всегда ходил в трапезу вместе с другими и вкушал пищу
со страхом Божиим. При такой жизни братия стали отличать его вниманием. Это
всеобщее уважение было тяжело для смиренной его души, потому, пламенно
желая безмолвия, он решился удалиться в пустыню. Тайно оставив обитель Печерскую, прп.
Макарий пришел на реку Лух, где построил себе хижину и стал жить в молитвенном
уединении. Только звери дикие, покорившиеся святому Макарию, изредка нарушали
его безмолвие. Однако в скором времени и здесь собрались вокруг прп. Макария
ревнители иноческого благочестия. Тогда святой Макарий устроил обитель с храмом
в честь Святого Богоявления, а затем тайно удалился на берега озера Желтого,
расположенного на левобережье реки Волги. Там он выкопал себе пещеру и с еще
большим усердием продолжил иноческие подвиги, твердым воздержанием и терпением
преодолевая брань врага спасения. Не только русский православный народ, но
даже татары-мусульмане и языческие народности, населявшие близлежащую
местность, с удивлением и восхищением смотрели на суровую, подвижническую
жизнь преподобного Макария. Вскоре многие из них, «оставив агарянское
безбожное шатание», стали поселяться рядом с преподобным. Когда собралось к нему
довольное число братии пустыннолюбивой, он построил (в 1435 году) храм во
имя Пресвятой Троицы и принял посвящение в игумена новой обители. Для всех
служил он примером труда и смирения и сам готовил пищу для братии. Его любовь и
смирение привлекали к нему не только верующих, но и чувашей, черемисов, мордву и
татар; обходясь с ними ласково, передавал преподобный сердцам их истины святой
веры Христовой, и многие из них крестились по убеждению святого. Перед воротами
монастыря было озеро, впоследствии названное Святым, в котором преподобный
Макарий крестил во имя Святой Троицы обращавшихся магометан и
язычников. В 1439 году хан Улу-Махмет, утвердясь в
Казани, стал подвигать свою власть к пределам России. Сын его Мамотяк напал на
Нижний Новгород и его окрестности. Толпы хищных татар, как волны,
разлились по селениям русским и опустошали их. Неожиданно нахлынули они и на
обитель Макариеву, разорили ее, избили иноков, а святого игумена взяли в плен.
Однако из уважения к благочестию преподобного Макария хан Улу-Махмет
отпустил святого и по его просьбе освободил еще до 400 христиан. Но при этом
татарский властелин потребовал от
преподобного не селиться больше
при Желтом озере. «Эта земля, — говорил хищный татарин, —
принадлежит нам». Прп. Макарий еще выпросил себе дозволение погребсти убиенных
братий в разоренной обители. «Вот Божий человек, — сказал хан, — он заботится не
только о живых, но и о мертвых». Преподобный Макарий, вернувшись в обитель,
с честью похоронил замученных татарами иноков, а вышедших с ним из плена убедил
не селиться на прежних местах, иначе татары предадут их злой смерти. Все
условились идти в Галичскую сторону за 240 верст и, помолясь Богу,
отправились лесами и местами топкими. Путь был тяжелый, и край тот
пустынный. В дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к
посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком
месте лося. Это было во время поста Апостольского, за три дня до праздника.
Путники просили у прп. Макария позволения утолить голод лосем. Он не благословил
им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых апостолов Петра и
Павла. «Поверьте, братия, — прибавил старец, — лось будет в ваших руках, когда
придет время разрешить пост. Потерпите еще три дня — Господь сохранит жизнь
вашу». Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его,
а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил слабых его товарищей. По
милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника
апостолов. В праздник прп. Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена
и, воздав благодарение Творцу, молил Его пропитать его голодных спутников. И вот
неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня
перед тем. Его поймали, и святой старец с радостью благословил его для трапезы.
«Надейтесь же, друзья мои, на Господа, — говорил он, — Он не оставит нас и впредь». И
после того, действительно, то попадался им лось, то без труда ловили
оленя, и так благополучно дошли до Унжи. Унжа — старинный русский
город в пределах Галичских. Вблизи его не существовало иноческих обителей, когда явился здесь
прп. Макарий. Спутники его рассказали жителям Унжи, кто таков Макарий, как он
избавил их от плена и как чудесно прокормил в дороге. И унжане приняли Макария
как Ангела Божия. Но смиренномудрого Макария, от юности возлюбившего безмолвие
пустынное, не радовало это, он спешил отыскать себе безмолвное
место. И ему указали в 15-ти верстах от города, на берегу озера, место,
окруженное лесом, ровное и красивое. Здесь поставил он крест, построил келлию и
поселился. Это было в 1439 году. Продолжая подвижническую жизнь свою,
преподобный прославился даром исцелений: девушку слепую и бесноватую с
молитвой осенил он крестным знамением, и та стала видеть и исцелилась от
беснования. Недалеко от своей келлии молитвой извел он воду, и эта вода исцеляла
больных. На пятом году поселения своего на Унже, на 95-м году своей жизни и на
80-м году монашества преподобный Макарий приблизился к
кончине. Блаженный Макарий посещал от времени до времени город Унжу, чтобы не
лишать жителей его спасительного слова. Там, а не в пустыне, судил ему Господь
окончить дни свои. В самый час блаженной его кончины внезапно исполнился
благоухания весь город Унжа и окрестные селения, так что все уразумели, что
чистая душа отходит к Господу. Был общий плач и великое стечение, когда понесли
многотрудное тело подвижника из города в пустыню, где заповедал он себя
погребсти. И во время сего торжественного шествия было много исцелений от мощей
его. Блаженная кончина его последовала 25 июля 1444
года. Вскоре после кончины преподобного
поселились в его пустыни любители пустынной жизни, воздвигли над гробом его
храм и завели монашеское общежитие. В 1522 году громадные толпы татар окружили
Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашенные
видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь в город и город
загорелся. Народ в ужасе повторял: «Святой Макарий, помоги нам!» И неожиданно
полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать из города.
Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар.
Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде,
вторгнувшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный
отряд татар из трехсот человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели
обворовать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли. Это навело ужас на всех,
все бросились бежать и многие потонули в озере
Унже. В 1532 году молитвами преподобного
Макария был спасен от татарского набега город Солигалич, и благодарные жители
устроили в соборном храме придел во имя преподобного Макария. Сохранился до
наших дней текст письма знаменитого предводителя русского ополчения в борьбе
против польско-литовских захватчиков князя Димитрия Михайловича Пожарского, в
котором он сообщает Святейшему Патриарху Московскому Филарету о многочисленных
исцелениях, происшедших от чудотворной иконы преподобного Макария,
находившейся в его поместье. Местное почитание памяти преподобного
Макария началось вскоре после преставления великого чудотворца. При патриархе
Филарете, в 1619 году, отправленные на место следователи нашли, что, по
свидетельству сторонних людей, разных больных исцелено преподобным более 50-ти
человек, из них иные были больны по 20 лет, другие по 12 или 10 лет. Тогда же
имя сего угодника Божия внесено в святцы и назначено повсеместное
празднование памяти его 25 июля. Первая обитель его, на реке Лух, давно
уже не существует. Вторая обитель, Желтоводская, возобновлена в 1620 году
муромским уроженцем монахом Авраамием (впоследствии игумен; +5 апреля
1640 г.), который по благословению патриарха Филарета основал монастырь,
известный под именем Желтоводского Макариева. За правым клиросом в обители
преподобного находилась икона, на которой преподобный Макарий изображен со свитком в
руках. Вверху, над его головой — Пресвятая и Животворящая Троица; на
свитке надпись: «Чту, пою и покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Эта икона
была написана в XVII веке по благословению возобновителя монастыря игумена
Авраамия. Третий монастырь — Макариев Унженский
Троицкий Костромской губернии, близ города
Макарьева. В соборе во имя Святой Троицы, построенном в 1669 году святым
игуменом Митрофаном (впоследствии епископ Воронежский; память 23 ноября/6
декабря), покоились мощи преподобного Макария. В 1670 году, при игумене Никите
(1666—1675), во время ремонта каменного храма были обретены под каменной плитой
нетленные мощи святого подвижника.
При этом обнаружилось, что «и кости в составах тверди и нерушимы, власы главнии
и брада седы, видом же всем таков, яко же и на иконах пишется; одежда же
иноческая на мощех, яже есть схима и мантия и прочее, весьма целы и крепки,
молитвой положили нетленные мощи преподобного в новый гроб и сотвориша
праздник светел и торжество радостное обретению честных мощей
преподобного». 226 лет пробыли в земле святые мощи и силой
Божественной благодати сохранились нетленными. При патриархе Иоакиме (1674—1690)
святые мощи были вновь погребены под спудом. Святая Церковь совершает память
преподобного Макария 25 июля/7 августа. |