В 15 верстах к юго-западу от Великого
Новгорода, в трех верстах к западу от озера Ильменя, на реке Веряже, стоит небольшой
древний монастырь во имя Пресвятой Троицы, называемый Клопским. Здесь в XV
веке подвизался и почил преподобный Михаил, прославивший обитель своей
святой жизнью и чудесами. Преподобный Михаил начал свои подвиги
юродства в Великом Новгороде. В 1408 году он предсказал скромному
мальчику Иоанну славную будущность — то, что он будет архиепископом
Новгородским. Спустя лет около пяти подвижник явился в Клопский
монастырь. В ночь на 24 июня в монастыре служили утреню. Череду правил иеромонах
Макарий. Покадив церковь на девятой песни канона, Макарий вышел покадить и
свою келлию. Уходя к службе, Макарий оставил ее запертой, а теперь видит,
что келлия отомкнута. Входит, а там на стуле перед столом сидит
старец-инок. На столе горит свеча, и старец переписывает Деяния апостольские,
именно о плавании святого апостола Павла. Ужас напал на иеромонаха, он
торопится в храм и рассказывает обо всем игумену Феодосию. По
окончании службы игумен взял святой крест и кадило и в сопровождении братии
направился к келлии иеромонаха Макария. Теперь оказывается, что не только
келлия, но и сени заперты изнутри. Подошли к окну и увидели, что за столом сидит
и пишет старец- инок. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» — говорит
игумен. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» — отвечает
старец. Трижды повторял игумен молитву. Трижды ответил ему старец повторением
слов его. Все пришли в ужас, думая, что это привидение от
диавола. «Кто ты, — спрашивает игумен, — человек или бес, и как тебе имя?» — «Кто
ты, человек или бес, и как тебе имя?» — ответил
старец. Трижды повторяет игумен вопрос, и трижды слышится тот же ответ. Это
удивило и рассердило всех. Игумен приказал разобрать крышу на сенях и
открыть наружную дверь, а дверь в келлию выломать. Вошли. Игумен окадил
келлию ладаном, окадил и старца. Тот, как пойманный, закрывается от ладана, при
осенении крестом возлагает на себя
крестное знамение. Игумен опять спрашивает его: «Как пришел к нам? Откуда ты? Что за человек и как
звать тебя?» Старец отвечает повторением тех же вопросов. Так ничего и не узнали.
Однако игумен Феодосий успокоил братию: «Не бойтесь. Бог послал нам сего
старца преподобного, Своего угодника». Братия спокойно разошлись по келлиям. Позвонили к обедне. Служил тот же
иеромонах Макарий. Ко времени пения «Единородный Сыне» странный пришелец
чинно вошел в церковь и, получив благословение, принял участие в пении;
прочел Апостол, а потом пел и всю обедню. Окончив службу, Макарий поднес
просфору игумену, а игумен передал ее пришельцу и пригласил его в братскую
трапезу. По исхождении из трапезы взял его игумен за руку, повел в келлию,
благословил жить в ней и просил остаться в обители. Так водворился блаженный в Клопском монастыре. Никто не знал ни имени
блаженного, ни того, откуда пришел он. Однако все знали и видели, что он вел
жизнь поистине подвижническую. Он жил один в своей келлии. Не имел ни постели,
ни изголовья, никаких одежд, кроме ряски и мантии, в которых ходил в храм. Ночи
проводил без сна в непрестанном славословии Богу или в чтении житий святых.
Когда же подвижника одолевал тяжкий сон, он ложился на песок на полу келлии и
немного отдыхал. Келлию свою топил навозом. Вкушал хлеб и воду и притом не
каждый день. Еженедельно приобщался Святых Животворящих Таин. Покорен был
блаженный игумену, своему отцу духовному и братии. В храм Божий являлся первым
и, внимательно выслушав Божественную службу, последним выходил из него. Все
только видели, что от великих трудов и воздержания тело его было подобно
тени. Игумен и братия исполнились почтения к житию святого, а он таился от них,
принимая вид Христа ради юродивого. Раз в церкви за обедней блаженный сказал
игумену: «У нас, отче, гости незнакомые!» «Кто такие?» — спрашивает игумен.
Блаженный не ответил ему, а велел только усердно молиться. Вышли они из церкви и
видят, стоят три человека. Игумен подал им просфоры. Двое взяли, третий
отказался. «Зови их в трапезу, потому что они пришли издалека», — сказал
блаженный игумену. И тот пригласил их. Один из пришельцев отозвался: «Есть у
нас и еще товарищи». — «Пусть кто-нибудь из вас позовет и товарищей на
трапезу». Позвали, и пришло 30 разбойников,
вооруженных дубинами, в доспехах. Сели за стол. Все ели и насытились. Только
двое старших не едят, сидят в смущении. «Отчего не едите, детки? Ведь
не исполнится ваше злое намерение, с каким пришли сюда», — говорит им
блаженный Михаил. А они пришли разорить и разграбить
обитель. И по слову святого обоим разбойникам сделалось дурно: сперва один
со стоном схватился за сердце, потом другой. Тогда испугались остальные
разбойники и поднялись, чтобы уйти. Они не только не причинили обители зла, но
оставили дары и просили братию поберечь их заболевших товарищей. Из этих же двоих один стал
вскоре просить о пострижении в иночество. Игумен затруднялся было исполнить
просьбу молодого разбойника, опасаясь, что он обратится снова к беззаконной
жизни. Но блаженный убедил его постричь просящего: «Он будет нам братом, поживет
немного и умрет». И постригли его с именем Иерофея. Он
скоро оправился от болезни, но скоро же и умер. А другой, по предсказанию
блаженного, выздоровел и был отпущен из монастыря со строгим наказом от
блаженного оставить кражи и разбой и удерживать от них
товарищей. Об имени блаженного узнали не скоро.
Младший сын Димитрия Донского князь Константин Димитриевич в 1419 году лишен был
своего удела и поехал в Новгород, где его помнили с 1408 года как
великокняжеского наместника и теперь приняли с любовью. На праздник
Преображения Господня князь с супругой прибыл в обитель Пресвятой
Троицы и здесь говел у своего духовного отца игумена Феодосия. После
литургии, за которой князь и княгиня приобщились Святых Таин, все
отправились на трапезу, учрежденную князем для братии. Игумен велел
блаженному Михаилу читать на трапезе книгу Иова, и он читал. Услыхав
голос чтеца, князь подошел к нему ближе, всмотрелся в него, узнал и
поклонился ему. «Это Михаил, сын Максимов,
княжеского рода, — проговорил князь, — поберегите его, он человек нам
близкий». «Один Создавший меня знает, кто я», —
отвечал блаженный. Тогда игумен заметил: «Сын мой, отчего ты не скажешь нам
своего имени?» «Мое имя Михаил», — подтвердил
инок. Игумен и братия были обрадованы
этим признанием блаженного и за близость его к княжескому семейству
начали заботливо беречь его. А Господь Бог, ведая сердце человеческое, не восхотел, чтобы великий
оставался потаенным, и скоро явил славу его перед людьми, сообщив ему дар
пророческого предвидения и силу творить чудеса. В то время в Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Дождя
не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. До крайней степени
обмелела и Веряжа. Как-то утром перед обедней пономарь пошел к реке
зачерпнуть воды для Божественной службы и видит: недалеко от берега старец
Михаил пишет на песке какие-то слова. За службой пономарь передал об этом
игумену, и после обедни игумен с Михаилом отправились на то же место. Слова
на песке сохранились и показывали: «Чашу спасения приму, имя Господне
призову. На сем месте будет источник воды
неисчерпаемой». Игумен спрашивает: «Что это, сынок, написано здесь?» Михаил прочитал
написанное и прибавил: «Нужно молиться». Тогда оба старца стали молиться. Слова
молитвы произносил Михаил: «Отче, Владыко, Царю, Сила великая, и страшное
имя, недоуменная Божия Премудрость и Разум, Святый и Сильный, Око, призирающее
на убогих людей наших и на сию обитель, да не умрем жаждою водною. Твое имя себе
призываем в помощь, яко благословен еси во веки.
Аминь». Начали копать на этом месте, и тотчас пошла вода ключом. Открылся
неисчерпаемый колодезь. Его обложили, утвердили, и он сохраняется до
наших дней. А тогда, в засуху, приходили за водою из всей округи. Игумен же
Феодосий прославлял дивного во святых Своих
Бога. Вместе с засухой наступил голод. Монастырь Клопский наполнился нищими и
голодными: многие оставили свои дома и переселялись в обитель на
пропитание. Хлебные запасы в обители не могли быть велики, но по настоянию
блаженного кормили всех. «Напитавший тысячи людей в пустыне, нас ли, Своих
рабов, презрит?» — так успокаивал блаженный Михаил заботливого игумена и повелел
варить в котле рожь и раздавать невозбранно всем нуждающимся. Тогда
заволновались братия монастыря, ожидая голода от такой расточительности.
Блаженный повел игумена и братию к житницам, и все воочию убедились, что
хлеб в них не убывает, сколько не берут его. Удивились игумен и братия и прославили Бога, что творит волю боящихся
Его. Блаженный же повелел неоскудно подавать жито всем
приходящим. Князь Константин Димитриевич провел в Новгороде более двух лет и бывал в
обители Пресвятой Троицы, тоскуя об утраченном уделе. В Лазареву субботу 1423
года прибыл он в обитель и просил у игумена Феодосия и старца Михаила ехать в
Москву к братьям. «Братья примут тебя с честью, — говорил ему старец, — но
обожди, построй сперва у нас каменный храм во славу Живоначальной Троицы на
память о себе и о своих родителях, и Святая Троица уготовит тебе, чадо, невидимо
храм на небесах». «А мастера есть у вас?» — спрашивает князь. Сейчас же послали в город и привели четырех мастеров. Князь условился
с ними построить каменный храм по образу Николаевского на Лятке и дал им 30
рублей задатка, а потом уплатил еще 100 рублей да однорядки (верхняя широкая
одежда, длиною до пят, без воротника, с длинными суживающимися к запястью
рукавами, под которыми сделаны прорехи), а пищу работавшие имели в монастырской
трапезе. Основание храму положено было 22 апреля 1423 года. Камень для постройки
возили рекою, и работа подвигалась сначала быстро. Но вот настала дурная погода:
сильная буря не только мешала возить камень, но и стоять на работах. Князь был в
горе, опечалились и игумен с братией, а рабочие собирались бежать.
Обратились к блаженному Михаилу. Он предложил всем молиться, а потом
успокоил обещанием, что наутро буря пройдет. И действительно настала
благоприятная погода. Все ободрились. Послали за камнем, и ветер помогал
судам, когда они возвращались с грузом. Постройка шла быстро; 24 сентября того
же 1423 года храм был освящен. На торжество прибыли князь с княгиней и
бояре. Привезено было князем все необходимое для праздничной трапезы. Князь,
счастливый успешным окончанием постройки, с радостью объявил игумену
Феодосию и старцу Михаилу, что по молитвам их братья прислали за ним, с
честью зовут в Москву и дают ему вотчину. Игумен и старец благословили князя Константина и просили не
забывать их обители. Растроганный князь дал обещание до гроба помнить
их за участие и сдержал свое слово. Блаженный Михаил предсказал игумену
Феодосию: «Будешь ты возведен на архиерейский престол и там два лета поживешь,
святительского же сана не сподобишься». Это было еще при жизни архиепископа
Иоанна (1388—1415). И через несколько лет это предсказание точно исполнилось. По
смерти архиепископа Симеона (1415—1421) жребий архиерейства действительно пал на
клопского игумена Феодосия. Взяли его новгородцы из монастыря и ввели на сени в
дом Премудрости Божией, и там оставался он нареченным, но не поставленным
архиепископом два года, управляя делами церковными. А потом новгородские
бояре свели его с владычних сеней, сказав, что не хотят иметь владыкой
пришельца, послали его в тот же Клопский монастырь, в котором Феодосий и
скончался через два года. Был вторник Пасхальной недели. За утреней
в обители не видали преподобного Михаила. После заутрени в притворе
Новгородского Софийского собора встретил его посадник Григорий Кириллович со
свитою и звал на обед. Блаженный ответил на это: «Знает Бог злой умысел ваш
против обители». Бояре впали в раздумье и на время обедни
приставили человека, чтобы он постерег блаженного. Но старец незаметно удалился
отсюда и в то время, как чередной иеромонах в Клопской обители шел к обедне,
стоял уже в церковном притворе и со слезами молился словами псалма: «Суди,
Господи, обидящия ны и побори борющия ны, да разумеют Твое человеколюбие о
сей обители и о нас, странных». После обедни игумен с братией, а с ними и
блаженный, пошли в трапезу. В то время прибегает посланный из Новгорода
отыскать блаженного, видит его в трапезе и приглашает на обед к посаднику.
«Скажи своим господам, чтобы не кормили нас; нас питает Живоначальная Троица», —
так сказал ему блаженный Михаил. — А что замыслили они против обители, то не
сбудется». Окончилась монастырская трапеза и все
разошлись. Посадник Григорий Кириллович Посахно владел землей возле Клопского
монастыря. В дни святой Пасхи этот богатый и по Новгороду знатный муж,
присутствуя в монастыре, объявляет игумену и братии: «Не смейте пасти свои стада
на моей земле, не ловите и рыбы ни в реке, ни в поемном болоте. Это мои
владения. А если не послушаетесь и я поймаю кого на пастьбе или на
рыбной ловле, тому я переломаю руки и ноги». Слыша такие речи, блаженный Михаил ответил: «Я говорил тебе прежде, что
не сбудется твое злое замышление против честной обители. Сам будешь без рук и
без ног и в реке едва не утонешь. А ловцы станут по-прежнему ловить, и скот
пастись». Но Григорий не вразумился. Прошло немного времени. Святой старец и
игумен снарядили рыбную ловлю на реке. В то время, как монастырские
ловцы тащили невод с рыбой, прибежал Григорий, ударил одного ловца,
погнался за другим и свалился в воду. Едва-едва вытащили его и привели в
чувство, но руки и ноги у него отнялись. Господь сохранил ему только язык для
покаяния. Наутро больной опомнился и приказал нести себя в монастырь, хотел
получить благословение у игумена и прощение у блаженного. Но монастырские ворота
перед ним, по распоряжению старца, закрыли и его не пустили в обитель, даров его
— кануна, свечей и просфор — не приняли. Игумен и братия были смущены тем, что
отказали посаднику. И действительно, разгневанный Григорий поехал в Новгород с
жалобой. Здесь за него вступились знатные люди; они жаловались на вече, пошли к
архиепископу и требовали от него распоряжения, чтобы не смели монастырские
старцы отказывать Григорию в молитвах. Владыка послал в монастырь протопопа и
протодиакона сказать, чтобы пели там молебен и обедню за посадника. Блаженный
Михаил объявил посланным: «Передайте владыке, молимся мы на всяк час о
благоверных князьях, пекущихся о Русской земле, о твоей, владыка, святыне и
о всем мире православных христиан; не о Григории только, но и обо всех
ненавидящих и обидящих нас и творящих нам пакость. А Григорий за свою злую
наглость пусть поездит по монастырям и попросит у Бога милости и о своих
согрешениях крепко помолится. Всещедрый Господь воздаст ему противу дел
его». Посланные передали речь старца владыке, и владыка благословил Григория
ехать по монастырям. Григорий объехал все монастыри кругом Новгорода, давал
милостыню на службы и на молебны, вспоминая пророчество блаженного, ездил
по всем городским церквам. Так прошел год и полтора месяца. Григорий опять
обратился к владыке, поведал, что нигде не обрел себе помощи и милости от Бога и
просил благословения и прощения. «Поезжай опять в Клопский монастырь и проси милости у Пресвятой
Троицы и прощения у блаженного Михаила», — так решил архиепископ и послал с
ним священников от Святой Софии и посадских людей. Приехали в монастырь. Приняв
благословение у игумена и блаженного старца, посадник просил отслужить
молебен и литургию. Внесли больного на ковре в церковь и запели молебен.
Григорий не мог даже руки поднять для крестного знамения. В конце молебна, при
пении кондака, больной мог уже двигать рукой, которая висела расслабленной
четырнадцатый месяц. Затем начали Божественную литургию. Во время малого
входа больной перекрестился и сел, а при пении Херувимской он поднялся на ноги и
стоял до конца службы. Все были свидетелями преславного чуда и в веселии
сердца направились в трапезу. На этот день трапеза учреждена была
исцеленным посадником. Приглашая братию вкусить хлеба и соли, Григорий
просил у них прощения за обиды, благодарил за чудесное исцеление. Блаженный
Михаил ему ответил: «Господь уготовал благая любящим Его и исполняющим Его
заповеди. А начинающих вражду Бог погубит. Будь, чадо, добр до сей обители
— ее игумена и братии». Затем он простил и благословил
раскаявшегося посадника, который с этой поры стал добр до Клопской
обители. Был спор о земле у двух владельцев:
Елевферия Иоанновича и Иоанна Семеновича Лошинского. Тяжущиеся прибыли
в Клопскую обитель, и каждый из них поведал свою обиду блаженному Михаилу.
Блаженный ясно уразумел, на чьей стороне правда, и прямо говорит Елевферию:
«Откажись от неправой тяжбы и проси прощение у Бога; а не сделаешь этого,
постигнет тебя беда тяжкая, будешь без рук, без ног, нем и
расслаблен». Спорившие уехали, а потом скоро
встретились у одной церкви. «А ведь та земля моя!» — заявил Елевферий Лошинскому
и предлагал покончить дело, ударив по рукам. В азарте он бросает на землю рукавицу с
правой руки и хочет ее поднять. Наклоняется, а встать не может: отнялись у
него и руки, и ноги, и язык. Так он вскоре и умер расслабленным, по пророчеству
блаженного старца Михаила. В монастыре пребывал священник Никифор.
По наваждению диавола он прельстился панагией — иконой, облаженной золотом,
серебром и драгоценными камнями. Никто не видел, как он взял ее из церкви и
скрыл. Игумен и братия много печалились и сетовали. «Не скорбите, — говорит им
преподобный Михаил, — дарованное нам Богом не погибнет». Затем, обратившись
к Никифору, он строго произнес: «А ты отселе будешь сумасшедшим и
глупым». И с того часа Никифор потерял и ум, и
память, и весь смысл. По указанию же блаженного игумен и братия пошли в келлию
Никифора, раскопали в ней горн и нашли панагию неповрежденной. У преступника был
умысел растопить драгоценный металл, но по молитвам преподобного он не успел в
своем намерении. Святитель Новгородский Евфимий I не
всегда был милостив к Клопской обители. Уплата дани в архиерейскую казну была
для бедной обители обременительна. Поэтому случилось, что из обители
как-то взяли на архиерейский двор вороного коня. Блаженный Михаил вознегодовал,
отправился в Новгород, просил владыку возвратить обители коня, но безуспешно.
Тогда он сказал корыстолюбивому владыке: «Пастырь наш и учитель! Мало
поживешь ты; останется вся слава мира сего и богатство. Они — персть и пар,
скоро являются и скоро погибают». Преподобный с молитвою на устах возвратился в обитель, а святитель
сделался болен и в той болезни умер в ноябре 1429
года. Иное обращение было с обителью и совсем иное отношение установилось у
преподобного к следующему Новгородскому владыке, святому Евфимию Вяжицкому.
Святитель этот не только ничего не брал из обители, но сам, нередко бывая в ней,
устраивал для братии обеды. Избранный на место Евфимия I новгородцами по общему
согласию за свои высокие добродетели он потом оказался между двух течений в
городе, из коих одно тянуло к Москве, а другое к Литве. Потом умер Московский
митрополит святой Фотий I. По таким обстоятельствам святой Евфимий
оставался непосвященным, между тем как пастве новгородской нужен был епископ. В
тяжкой заботе своей Евфимий прибег к блаженному Михаилу. Как-то за столом,
им же, Евфимием, учрежденным для братии, он говорит: «Моли Бога о мне,
Михайлушко, чтобы получить мне решение от великого князя Василия
Васильевича». Блаженный берет из рук Евфимия полотенце и кладет ему на
голову со словами: «В Смоленск поедешь, в Литовскую землю, там и поставят
тебя». Так и случилось. Евфимий в Смоленске был рукоположен митрополитом
Герасимом. Приехав в другой раз в Клопскую обитель, владыка сказал: «Бог
меня поставил и митрополит Смоленский твоими, отче, молитвами». Старец ему
предсказал, что скоро святителя позовут в Москву и в сане утвердят. И
действительно, по малом времени святой Евфимий приглашен был в Москву и
новое пророчество блаженного оправдалось. И с того времени еще более возлюбил
святитель Клопскую обитель и блаженного Михаила. Была на Русской земле усобица из-за великокняжеского московского
престола. Князь Димитрий Георгиевич Шемяка восстал на великого князя
Василия Васильевича, занял московский стол, а потом сам был побежден
Василием и бежал. Будучи в Новгороде, он услыхал о блаженном Михаиле и
отправился в Клопский монастырь, желая узнать судьбу свою от прозорливого
старца. «Михайлушко! Бегаю от своей вотчины; сбили меня с великого княжения
Московского», — так жаловался Шемяка. «Всякая власть от Бога, — отвечал
старец, — и дается Им ни хотящему, ни текущему, а кого Сам Бог помилует». — «Так
помолись, Михайлушко, чтобы Господь дал мне достигнуть своей вотчины —
великого княжения». — «Достигнешь ты окрест Новгорода во обители
Всемилостивого Спаса и страстотерпца Георгия трилокотного гроба», — отвечал
блаженный. Не понравился князю такой ответ, невесел ушел из обители; но, не послушав
предсказания, он двинулся к Москве. «Всуе труждаешься: чего Бог не даст,
того и не будет», — повторял блаженный. Проходит некоторое время. Окружающие спрашивают блаженного: не имеет ли
князь теперь успеха. «Заблудились наши, от супротивных бегая», —
ответствовал Михаил. Эту речь его тогда же записали. Так действительно и
было. Князь Димитрий опять прибежал в Новгород. Побывав у Святой Софии, он
поехал на богомолье в Клопский монастырь. Был пяток Троицкой недели. Князь
старался оказать всем расположение, братии он предложил богатый стол, а старцу
Михаилу подарил шубу с плеч. «Сбылось, честный отче, твое прорицание, не получил
я своего удела», — промолвил князь и стал
прощаться. Вся обитель вышла проводить гостя до
судна, на котором он прибыл. Стали опять прощаться; блаженный Михаил
погладил князя по голове и трижды повторял: «Князь, земля зовет тебя!» «Хочу
ехать во Ржову Константинову, на свою вотчину», — отвечает князь. «Не
исполнится и это желание, — продолжает блаженный, — молись Богу о
грехах своих и будь ко всем слугам своим милостив». Князь Димитрий Георгиевич был отравлен в
Новгороде. Пророчество сбылось. Он был погребен в
монастыре новгородском, в церкви во имя святого
Георгия. Блаженный Михаил, столько лет проживший в
Новгородском крае, столько раз предрекавший будущее по просьбам отдельных лиц,
не оставил без предсказания и будущей судьбы вольного Новгорода. Так, в
присутствии архиепископа Евфимия II, посетившего Клопскую обитель,
блаженный Михаил объявляет: «А сегодня у великого князя в Москве радость!»
«Какая радость?» — спрашивает архиепископ. — «У великого князя Василия
родился сын Тимофей, а дали ему имя Иоанн. Он будет наследником своему отцу,
разорит обычаи нашей Новгородской земли; погубит город наш и страшен будет
многим землям». Пророчество это сбылось лет сорок спустя.
Блаженный имел случай пророчествовать о том же предмете еще подробнее.
Пришел в монастырь посадник Иоанн Васильевич Немир с боярами. Блаженный встретил
его на монастырском дворе и спрашивает: «Откуда, сын мой, и что привело тебя к
нам?» —«Был у своей пратещи, у Евфросинии, а теперь заехал к тебе благословиться». «О чем
твоя дума? — молвил старец. — Ездишь ты да думаешь с женками». Посадник ответил:
«Трудное дело. Великий князь собирается на Новгород, а у нас есть свой князь из
Литвы». «Сын мой, — говорит блаженный, — то у вас не князь, а грязь. Нет,
посылайте послов к великому князю да к его богомольцу митрополиту и бейте
ему челом за свою вину. А не сделаете этого, так не уймете гнева князя. Он
приедет к Великому Новгороду со всеми силами своими, станет в Буречах, а
силу свою распустит по Шелоню и по всей вашей вотчине. Вы пойдете на бой, но
помощи Божией не будет вам: многих он убьет, других пленит и сведет в Москву,
иных даст на окуп. От вашего же князя помощи не ждите, он сам уйдет в Литву
от крамолы вашей. Итак, посылайте к великому князю своего владыку и посадников с
челобитьем и денежной данью. Примет князь и челобитье, и деньги. Но не
надолго успокоите вы князя московского. Грехи ваши пред Господом, неповиновение
власти великокняжеской, ваше братоненавидение и наглость друг ко другу
опять возбудят сердце княжеское. И придет он снова, возьмет Великий
Новгород и всю свою волю в нем учинит, и богомольца отселе уведет, и людей по
разным городам разошлет». Так пророчествовал блаженный. Немир и
бояре слушали его, опустив головы, не нашлись ничего сказать ему в ответ,
приняли благословение и с печалью оставили обитель. Многие слышали
грозную пророческую речь, а потом она и оправдалась вполне на судьбе
Великого Новгорода. Клопский игумен Феодосий достиг
преклонного возраста. За три недели перед его смертью из обители пропал ручной
олень. Одновременно с тем никем не замеченный скрылся и блаженный Михаил.
Феодосий скончался в отсутствие его. На похороны ждали владыку, но он не
приехал, а послал вместо себя в обитель игуменов и священников с диаконами.
После торжественного отпевания, когда гроб несли уже в могилу, вдруг все увидели, что
блаженный возвращается, а за ним идет олень, как привязанный; в руках
у блаженного мох; олень за этим мхом и
тянется. Дивились тому видевшие и разошлись, не уразумевши, что это
значит. Блаженный же Михаил, предчувствуя и свое
близкое отшествие, перестал ходить на свое обычное место в церкви и во время
богослужения стоял близ Феодосиевой могилы, с правой стороны церкви снаружи. Его
спрашивали, зачем он тут стоит, и он отвечал: «Тут полежать хочу, тут мое и
место». 5 декабря блаженный совсем разболелся и
не вставал. Прошло уже 44 года пребывания его в обители. По своему обычаю он
говел каждый месяц, причащался и во время своей болезни. Братия навещали
его и видели, что больной угасает, но не замечали в нем никакого сожаления
о жизни. Скорее он подобен был путнику, который из долгого странствования с
радостью возвращался на родину. 10 января игумен предложил напутствовать
больного Святыми Тайнами. Блаженный твердо ответил: «Я причащался недавно,
но завтра приду в церковь и попрошу святого
причастия». И действительно, к общему удивлению, он
наутро поднялся, был в церкви и там
сподобился принятия Святых Таин. После обедни блаженный взял с
собой кадильницу и ладан и отправился в свою келлию, а игумен с
братией пошли в трапезу. Из трапезы игумен посылает больному пищу. Но
посланные нашли святого уже
умершим; руки сложены крестообразно, за главою курится
кадильница. Блаженный Михаил преставился 11 января,
но в каком году, точно неизвестно, всего вероятнее, в 1456 году. Сообщили
Новгородскому владыке, и он сам приехал на похороны. А когда весть о смерти разнеслась по Новгороду
и окрестностям, то народ потек рекою по всем дорогам в Клопскую обитель.
Когда подумали, где хоронить святое тело почившего, то нигде не могли выкопать
ему могилы, до того земля была тверда от мороза. Вспомнили тогда о месте близ
могилы Феодосиевой, где стоял блаженный; здесь земля оказалась мягкой, как
летом. На этом месте после отпевания архиепископом и великим собором пресвитеров
и диаконов и опустили в землю трудолюбное тело преподобного и блаженного старца
Михаила. Господь прославил чудесами Своего
угодника вскоре после его кончины. Новгородский купец Михаил Марков был
почитателем блаженного Михаила при жизни его. Случилась этому купцу по торговым
делам быть в Колывани. Целый год провел он за морем, счастливо вел свои дела и
возвращался с нагруженным кораблем домой. На море его застигла жестокая
буря. Шесть дней корабль носился по бурным волнам, много раз ему угрожала
гибель; люди отчаивались в спасении. Купец вспомнил о своем благожелателе и
начал молиться: «Раб Божий, блаженный Михаил Клопский, ты был моим покровителем
при жизни. Помоги мне, погружаемому в пучине моря, помолись обо мне ко
Господу, да спасет Он нас от потопления!» И видит за кормою святого старца, каким
знал его при жизни, благообразного, светлого лицом, с седой бородой. Старец
держал корму и махал рукою. Купец был поражен видением и пал ниц, а когда
поднялся, то буря унялась; корабль благополучно достиг Новгорода. С
чувством искренней благодарности за оказанную помощь купец поспешил в
обитель Живоначальной Троицы, молился у гроба блаженного, рассказывал всем о
происшествии. Он первый украсил могилу блаженного каменными плитами и постоянно
возвращался к ней, не переставая прославлять Бога и угодника Его
Михаила. Такое же чудесное избавление от бури
подано было блаженным Михаилом князю белозерскому Василию, когда ехал он из
Пскова озером Ильменем и молился святому о
помощи. Новгородцы возвращались в лодке из
обители преподобного Ефрема Перекомского. С ними был священник Феодор.
Когда проезжали они рекой Веряжей близ Клопского монастыря, то захотели
поклониться гробу блаженного Михаила. Воспротивился этому священник, не
имевший веры к блаженному, и убедил спутников ехать мимо. Но едва удалились они
от берега, как поднялась буря и путешественники начали тонуть. Они подняли
крик и призывали на помощь блаженного Михаила, горько оплакивая свое малодушие.
Молитва их была услышана. Монастырские люди вышли к ним на помощь и
доставили в монастырь. Священник был в совершенно исступленном состоянии.
Пошли ко гробу блаженного и молились об исцелении болящего спутника, а его
держали у раки святого. Когда в церкви молебен о болящем окончился,
священник пришел в сознание и со слезами припал сам ко гробу, исповедуя
грехи свои и свое неверие. «Если бы ты, святой, не помог мне, — взывал
раскаявшийся, — душа моя во ад вселилась бы». Все прославили Бога и с радостью
возвратились в дома свои. Один человек, живший близ Клопской
обители, тяжело заболел. Все его домашние плакали, видя, что он не может
шевельнуть ни одним членом. Исцеление казалось невозможным. Но больной
в мысли своей непрестанно призывал себе на помощь блаженного Михаила. И
чудотворец явился ему во время легкого забытья, обещая исцеление. Заснул
больной и потом поднялся здоровым. В благодарность за выздоровление он приказал
изготовить ко гробу блаженного такую большую свечу, что понес ее в обитель на
плечах. Все знавшие его больным, видя его теперь идущим, изумлялись.
Живущие же во обители славили Бога, подающего угодникам Своим благодать
исцеления.
|