(память их празднуется 27 мая/9
июня)
Обретение и перенесение честных мощей
святителей Московских, митрополитов Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая 1427
года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при
митрополите Филиппе († 1473; память 9/22 января) и великом князе Иоанне
(1462—1505). Успенский собор Московского Кремля, заложенный еще святителем
Петром, сильно обветшал. И когда фундамент нового собора, «в меру» Успенского
собора во Владимире, был заложен и приступили к разборке полов старого храма, то
обнаружились гробы прежде бывших святителей русских, преосвященных митрополитов
Киприана, Фотия и Ионы. Святитель Филипп I повелел звонить в
колокола, собрались все бывшие в Москве архимандриты, протопопы и игумены, а
также все священники московских церквей. Прибыли также великий князь Иоанн
Васильевич с матерью и братьями, собралось множество жителей
Москвы. Воспев подобающие сему случаю псалмы,
взяли сперва гроб митрополита всея России Киприана и поставили его на
приготовленное место в новооснованном храме в особый ковчег на правой стороне, а
потом взяли гроб митрополита Фотия и поставили на том же месте. Священные одежды
и омофоры, бывшее на святителях, оказались нетленными, несмотря на много
лет со дня их кончины, ибо после кончины митрополита Киприана прошло без
восемнадцати дней 65 лет, а после кончины митрополита Фотия без тридцати четырех
дней 41 год. По перенесении мощей святых Киприана и Фотия пришли ко гробу
святителя митрополита Ионы, и когда немедленно после сего снята была с него
крышка, то распространилось такое сильное благоухание, что все, стоявшие вокруг
этого места, слышали его. При этом все увидели, что святые мощи святителя
совершенно целы, только тело присохло к костям, одежды, в которые он был
облечен, также целы и нетронуты тлением, а между тем после его кончины
исполнилось тогда 11 лет и 2 месяца. Взяв гроб святителя, поставили его на верху
земли с левой стороны храма.
Святитель Киприан,
митрополит Киевский и всея Руси, по
происхождению серб (по другим источникам — болгарин) и сначала подвизался
иноком на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя
внимание Константинопольского патриарха Филофея (1354—1355, 1362—1376), который
в 1375 (1376) году посвятил Киприана в митрополита Киева и Литвы. На
Константинопольском Соборе было постановлено: во избежание разделения русской
митрополии «быть ему по смерти святителя Алексия митрополитом всея Руси». В
Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя и потому первое
время жил или в Литве, или в Константинополе. Лишь в 1390 г., при великом князе
Василии Димитриевиче, он был принят как первосвятитель в
Москве. Святитель Киприан явился мудрым и
ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно
много заботился он об упорядочении богослужения. Для этого рассылал он по
епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные
собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, сам перевел
с греческого языка служебник и писал наставления касательно богослужебной
практики. Среди этих забот не оставлял и литературной деятельности, памятником
чего осталось несколько его по преимуществу исторических сочинений. По отзывам
летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и
духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в
почитании Божественных Писаний». Скончался он в 1406 году. Мощи его, обретенные
в 1472 году, почивают в Московском Успенском соборе под
спудом.
Святитель Фотий,
митрополит Киевский и всея Руси, был
родом грек из пелопонесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие
годы он поступил в монастырь и был постриженником старца Акакия, великого
подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий
находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал
вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406;
память 16/29 сентября). Выбор патриарха Матфея (1397—1410) пал на Фотия,
известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 г. святитель Фотий
поставлен в митрополита и через год прибыл на
Русь. Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409
— февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви,
входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли,
Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита — духовное
сосредоточие церковной жизни Руси — не может находиться в Киевской земле, все
более попадавшей в зависимость от католической Польши. По примеру прежних
русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а
затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в
Москву. 22 года подвизался святитель в
многотрудном служении предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн,
междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять
духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской
кафедры. Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено
молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия,
учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских
православных епархий, в 1420 году была упразднена. Вместе с этим он устранял
многие беспорядки церковной жизни, неутомимо боролся с невежеством и
пороками народа, с ересью стригольников и предотвращал междоусобия
князей. Мудрый и высокообразованный пастырь
оставил много поучений и посланий. Важными церковно-историческими источниками
являются составленный святым Фотием «чин избрания и поставления епископов»
(1423), «Поучение о важности священного сана и обязанностях
священнослужителей», а также «Духовное завещание», в котором повествуется о
его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством
Общерусского летописного свода (ок. 1423
г.). 20 апреля 1430 года святой архипастырь
был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный
ему срок, в праздник Положения ризы Богородицы, 2 июля 1431
года.
Святитель Иона,
митрополит Московский и всея России,
родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В двенадцатилетнем
возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в
Московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания.
Однажды святитель Фотий, митрополит Московский, посетил Симонов монастырь и,
после молебна преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить
иноков, исполнявших послушания на монастырских работах. Когда он пришел в
пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука
утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил
не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал
присутствовавшим, что «сей инок будет великим святителем земли Русской, приведет
многих неверных к Истинному Богу и наконец будет поставлен пастырем и учителем
самому царствующему граду Москве», и при жизни Фотия Иона поставлен был
епископом в Рязань. В 1431 году скончался святитель Фотий, и
на Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его
по благословению Константинопольского патриарха Григория III (1445—1450) впервые
совершено русскими архиереями в Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона
вступил на митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие
среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем
высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов, при
святителе Ионе вся Россия и северная, и южная (к сожалению в последний раз) —
соединилась в церковном отношении и признавала одного первосвятителя —
Московского митрополита. Святой Иона много содействовал
укреплению юного государства, оберегал отечество от княжеских смут,
старался об утверждении общего мира и подчинения всех единому великому князю.
Много он потрудился на пользу Церкви. Многие храмы украшались на пожертвования
святителя, честные обители получали от него подаяния; много бедных
кормилось от щедрот святителя. Он заботился об уничтожении заблуждения унии и
убеждал православных (особенно на юго-западе) с твердостью переносить гонения за
веру. За свою святую жизнь он сподобился дара прозорливости и по его молитвам
исцелялись трудно больные. Блаженная кончина святителя Ионы
последовала 31 марта 1461 года. При гробе святителя стали совершаться
многочисленные исцеления. После него осталось 35 посланий; это — простые,
чуждые риторства, отеческие наставления по поводу современных
нужд.
Святитель Филипп
I, митрополит Московский, был избран
на первосвятительскую кафедру в 1464 году. До этого он был епископом
Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую
митрополию, с его именем связаны важные церковные
мероприятия. Святитель Филипп известен ревностью о
Православной Церкви. Так, когда римский кардинал Антоний, сопровождавший царевну
Софию Палеолог, невесту Иоанна III, хотел войти в Москву в мантии и в
преднесении латинского креста, на что было соизволение великого князя, тогда
митрополит Филипп сказал: «Если Антоний с таким торжеством войдет в Москву
одними воротами, то я, твой (то есть великого князя) владыка, выйду из Москвы
другими воротами», вследствие чего Антоний явился в Москву без всякой
торжественности. Опираясь на поддержку великого князя
московского Иоанна Васильевича, святитель Филипп I постоянно удерживал
Великий Новгород от признания митрополита Литовского Григория Болгарина, в
прошлом униата, главой всей Русской митрополии. Святитель Филипп I
направлял в Новгород грамоты, в которых призывал новгородцев оставаться верными
Москве и в церковном, и в государственном
отношении. Перед концом жизни святитель
сосредоточил все свои заботы по сооружении в Москве нового Успенского собора,
вместо прежнего, уже обветшавшего и частью обрушившегося. При святителе началось
и строительство собора — главной святыни Русской Церкви. При разборке
старого храма в 1472 году было совершено обретение мощей святителей Петра,
Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого
события. Значительные труды и заботы прилагал
святитель Филипп I к упорядочению жизни приходского духовенства, он особенно
содействовал улучшению нравственной жизни вдовых священников и
диаконов. В 1473 году, 4 апреля, в Кремле случился
большой пожар, от которого сгорел митрополичий дом. Наутро, когда огонь стал
утихать, митрополит пришел в деревянную церковь Успенского собора (временно
устроенную) и со слезами начал петь молебен у гроба святителя Петра. Прибывший
туда же великий князь, желая утешить святителя, говорил: «Бери у меня, отче,
сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогши телом и почувствовав,
что у него ослабела одна нога и рука, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти
меня в монастырь». Князь не согласился, а велел на время перевести святителя
вблизи находившееся Богоявленское подворье Троице-Сергиевой лавры. Здесь в ночь
на 5 апреля митрополит Филипп скончался. После преставления стал известен его
особый подвиг — на теле его обнаружили тяжелые металлические вериги, о которых
никто не знал до его кончины. В 1479 году, во время торжества перенесения мощей
Московских святителей во вновь построенный Успенский собор, мощи святителя
Филиппа I были обретены нетленными. Память святителя празднуется также 5/18
апреля, в день его кончины. |