Преподобный Макарий
подвизался в начале XVII века в пределах нынешней Тульской губернии. Он известен
как возобновитель разоренной Жабынской пустыни, почему и называется ее
«возградителем». Сведения о нем, как письменные, так и устные, очень
скудны. Неизвестно, откуда преподобный был родом и в какой обители положил
начало своей подвижнической жизни. Письменные сказания называют
преподобного уже священноиноком, подвижником Жабынской пустыни. Пустынь эта
получила свое начало, как общежительная обитель, в 1585 году, когда старцу
Онуфрию была пожалована грамота царя Феодора Иоанновича, которой давалось
«старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни... лужок
церковный села Спыхова... ему ж дан бор на свечи и на ладан, а черный ему
лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не
на продажу». Вместе с угодьями старцу
было дано несколько деревень. По той же дарственной грамоте Онуфрий
должен был «на том Жабынском городищи храм воздвигнуть Введения
Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Это обязательство было
исполнено Онуфрием, и храм Введения Пресвятой Богородицы был
воздвигнут. Пустынь стала называться и доселе именуется Введенской — по
имени главного храма, Белевской — по близлежащему городу и Жабынской — по
имени колодца Жабынца. Но обитель не могла долго процветать, чему
препятствовало само положение ее на границе Московского государства.
Благодаря последнему обстоятельству монастырю приходилось много терпеть в
XVI веке от лихих набегов крымских татар, а в начале XVII века — и так
называемое литовское разорение — от частых набегов и грабежей польских и
литовских отрядов, опустошавших под предводительством Лисовского этот край
и Белевский уезд. Быть может, в один из таких набегов была разграблена и
Жабынская пустынь, прекратившая поэтому на время свое существование.
Разграбленная, разоренная и окончательно запустевшая Жабынская обитель
своим восстановлением обязана трудам преподобного Макария, ее
«возградителя», избравшего ее местом для своих иноческих подвигов и
проведшего здесь большую часть своей трудолюбной жизни. Дни и ночи укрепляясь
молитвою, проводил преподобный Макарий в непрерывной борьбе с искушениями
от диавола и плоти и в непрестанных заботах и трудах по восстановлению
обители. Господь Бог благословил великие труды и молитвенные подвиги Своего
угодника, и обитель снова процвела. «Стражда в терпении иночески плотию»,
претерпевая «мраз, зной, в алчбе и жажде», преподобный снова устроил
монастырь и собрал братию. Своей святой жизнью подвижник подавал братии
пример для подражания. В конце жизни, закончив устроение обители, он уже
схимником подвизался на кладезе Жабынце: «крайняго смирения не оставль в житии
своем, великий ангельский образ приял», как поет канон ему. Здесь в
уединении старец всецело посвятил свою жизнь служению Богу, проводя дни в умной
молитве и в духовных подвигах. В
пламенной, исполненной горячей веры, молитве и в подвигах
измождения плоти преподобный почерпал силы для борьбы с искушениями, какие
неизбежно приходится терпеть от врага спасения рода человеческого всем
подвижникам, ищущим высших степеней нравственного совершенствования. И
«плотию стражда», преподобный «врага человекоубийцу диавола под нозе свои
покорил». Скончался преподобный Макарий 84 лет от роду в 1623 году, 22 января,
«в нощи, в куроглашение». Погребен он учениками своими в воссозданной им
обители, близ монастырского храма в честь Введения Пресвятой
Богородицы. Мощи преподобного
Макария, по преданию, первоначально почивали открыто. Вследствие запустения
обители в начале XVIII века они были положены под спудом, но где именно, в каком
из храмов обители в точности неизвестно. Предание говорит, что в 1816 году,
когда на место деревянной ветхой строили новую церковь и рыли яму для бута, был
найден вполне сохранившимся гроб преподобного Макария и с подобающею честью
опущен под алтарь новосозданного храма. В настоящее время в храме во имя
преподобного Макария Жабынского, построенном на месте бывшей Никольской
церкви, между правым приделом во имя святителя Николая Чудотворца и правым
столпом можно видеть на возвышении, под деревянным с позолотою балдахином
гробницу с изображением преподобного Макария, перед которой постоянно
служатся молебны. На этом месте, по преданию, и почивают мощи
преподобного. Господь Бог,
«препрославленный старцем в житии его, препрославил» и Своего угодника —
преподобного Макария, «в чудесах и доныне
сияющего». Существует следующее
предание о чуде, совершившемся по молитвам преподобного Макария еще при его жизни. Один польский воин,
отставший от своих полчищ, встретил в лесу около монастыря преподобного
Макария. Умирая от жажды, поляк попросил преподобного дать ему воды. Старец
отвечал, что вода есть, но за ней нужно идти к реке. Поляк сказал, что так
далеко идти он не в состоянии. Тогда преподобный со словами, что Господу
совершить все возможно, ударил посохом по земле, и сейчас же забил ключ
чистой, прозрачной воды. Этот ключ получил название
«Жабынца». Много чудес было явлено
и много исцелений совершалось и по смерти подвижника при его «цельбоносном
гробе», как о том свидетельствует синодик Жабынской пустыни. И в наше время
преподобный не оставляет своей помощью с верою притекающих ко гробу
его. Передают о двух случаях
чудесных исцелений преподобного Макария. У одной женщины опасно заболел
мальчик. У него образовалась водянка головы: голова мальчика сделалась огромной
по размеру; стала какой-то прозрачной, страшной. Горько плакала мать, когда
врачи отказались помочь больному; по совету некоторых благочестивых жителей
города Белева она отправилась пешком в Жабынскую пустынь. Горячо молилась
несчастная женщина преподобному Макарию в церкви и на кладезе, где он
подвизался. С надеждой после того она возвратилась домой. Пришла — и вдруг ее
встречает сын вполне здоровым: водянка исчезла и голова приняла обычный
здоровый вид; ему стало лучше в то самое время, когда его мать молила о
помощи преподобного. Мать сначала была поражена до испуга, затем поспешила
вместе с мальчиком в Жабынскую пустынь, чтобы на этот раз уже со слезами радости
и словами благодарности поклониться
преподобному. Другая женщина сама
исцелилась по вере своей через погружение в кладезе Жабынце. Она была опасно
больна, так что не могла даже двигаться без посторонней помощи, и
врачи отказались лечить ее. Вдруг у ней
явилось горячее желание ехать в Жабынскую пустынь. Муж долго
уговаривал ее не делать этого и не подвергать себя опасности, но она настояла на
своем. И по приезде в пустынь, когда она хотела искупаться в кладезе, муж
советовал ей не погружаться в воду, а только обливаться. Но она с верою в
Бога и заступление преподобного Макария попросила погрузить ее в воду. На
простыни больную погрузили несколько раз; тот час же она почувствовала себя
лучше и, встав, горячо молилась преподобному
Макарию. Упадок и запустение
Жабынской пустыни в конце XVIII века послужило причиной того печального
обстоятельства, что о самом преподобном Макарии не сохранилось не только
подробных, но более или менее достоверных сведений. Однако имя Жабынского
чудотворца не было забыто; и если дальние богомольцы в годы запустения
пустыни Жабынской не забывали о ней совершенно, то многие из ближайших к ней
жителей всегда свято чтили память ее преподобного покровителя.
Благочестивых ревнителей памяти преподобного Макария, от отцов и дедов
слышавших сказания о жизни и чудесах Жабынского чудотворца, глубоко
огорчало то обстоятельство, что прославление его памяти оставлено, что
самые сказания и воспоминания о нем, изглаживая из памяти, забываются. И вот,
волей Божией, благодаря ревности некоторых благочестивых людей из града
Белева, после их заботливых ходатайств перед церковной властью
прославление памяти преподобного Макария ныне восстановлено. В 1902 году, 22
января, происходило торжественное чествование памяти преподобного
Макария Жабынского и по всей Туле. С этого времени установлено в Туле и на
будущее время праздновать 22 января/4 февраля как день памяти преподобного
Макария. |