Преподобный Мартирий, по мирскому имени Мина, происходил из города
Великие Луки. Родители его, благочестивые и зажиточные, Косма и Стефанида,
скончались, когда отроку было менее десяти лет, и он учился Псалтири.
Произошло это в первой половине XVI века. С
самого детства Мина был назнаменован особенной благодатью Божией. Под
руководством своего духовного отца, священника городского Благовещенского
храма Бориса, он, чем более возрастал телом, тем более прилеплялся душою к Богу,
питаясь наставлениями достойного пастыря. По принятии же Борисом иноческого
образа в обители святых Космы и Дамиана с именем Боголепа, он был вскоре
назначен строителем Великолуцкого монастыря во имя преподобного Сергия
Радонежского, чудотворца. Мина не захотел более оставаться в мире: раздав
нищим имение свое, поспешил к чтимому учителю и был пострижен им в иночество с
именем Мартирия. Не
сокрыта была Богом от прозорливого Боголепа будущая духовная высота
Мартирия, не сокрыл и он этого дара от избранника, пророчески предсказал
своему ученику о будущем основании им обители в обширной пустыне, о
населении ее иноками и о том, что сам он удостоится блаженства древних
преподобных. Семь лет руководитель и руководимый неослабно трудились
Господу в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Один раз
в день, в девятом часу, вкушали они хлеб и воду и мало приготовленных овощей. По
совершении общих церковных служб и пения вечернего читали повечерие и
четыре утренних канона, прилагая к ним еще два, по избранию, тысячу Иисусовых
молитв, двести Пресвятой Богородице и шестьсот земных поклонов. После того
они творили молитвы на сон грядущим, но ко сну не скоро отходили и большую
часть ночи проводили без сна, в ручных трудах, перетирая жерновами зерно в
муку. Перенося труды послушничества, Мартирий поставляется келарем
монастыря, ему вручается службы казначейства и пономарства. Здесь было
первое явление преподобному Мартирию иконы Богоматери. В полдень взошел он на
колокольню и заснул; во сне видит огненный столп, а около него образ
Богородицы, именуемый Одигитрией, приложился к образу, а он был горяч от столпа
огненного; проснулся в ужасе, осязал чело свое, и оно оказалось также
горячим. В
то время пришел боярский сын Афанасий. Тронутый до глубины души примером
добродетельной жизни иноков, Афанасий вскоре поселился в их обители и сам принял
монашеский образ с именем Аврамия. Боголеп поручил его руководству Мартирия.
Случилось, что Аврамий впал в тяжкий недуг, грозивший ему смертью, но после
данного им обета, по совету Мартирия, сходить в Тихвин помолиться Пречистой Деве
перед чудотворной Ее иконой, болящий инок получил исцеление. В чувстве глубокой
благодарности к Пресвятой Деве Аврамий решил посвятить себя служению в честной
Ее обители. Оставив монастырь
преподобного Сергия, Аврамий пошел в монастырь Тихвинский, где архиепископом
Новгородским Пименом, в то время полагавшим начало той обители и
распределявшим братию по службам, был поставлен ключехранителем церковным,
чтобы всегда быть первым и последним при чудотворной иконе Царицы Небесной за
проявленную на нем неизреченную милость Ее. Это произошло в 1560 году, в
царствование царя Иоанна Васильевича Грозного. Преподобный
Мартирий, ожидая возвращения Аврамия и раздумывая о нем и о святом месте его
пребывания, увидел однажды во сне, будто бы над Тихвином высится огненный
столп, а на самой вершине его блистает явленная икона, к которой он устремлялся,
чтобы приложиться. Видение это возбудило в душе Мартирия пламенное желание
посетить самому обитель Тихвинскую и перед
иконой Царицы Небесной молить, чтобы Владычица указала, не шумен ли, не
мятежен ли путь его настоящей жизни в избранном монастыре, и куда укрыться
ему для совершенного безмолвия. Он
начал готовиться к исполнению этого намерения и тайно склонил одного
боголюбца разделить с ним подвиг будущего жития в пустыне. Его
останавливала лишь мысль, не
противно ли будет воле Божией исполнение такого желания. С горячими молитвенными
слезами просил он указания свыше, и вот явился ему в келлии блаженный Михаил,
объявляя, что он должен идти в пустыню один. Веруя, что повеление это давалось
ему от Бога, преподобный тайно вышел из монастыря и за 60 верст от него,
углубясь в едва проникаемую дебрь, ископал себе малую пещерку близ
скудного источника воды и в новом месте посвятил себя молитве. Сам преподобный
так пишет о своем отшествии в пустыню в своих записках: «Пришел мне помысл
отойти в пустынножительство, и я совещался с ихним поваром бельцом
идти в пустыню, куда наставит Бог. Неожиданно пришел в мою келлию
юродивый именем Михаил и сказал мне: “Мартирий, иди один“. Потом пошел к повару
и ему сказал то же: “Иди один“. Я же снова совещался с тем поваром идти в
пустыню в праздник Архистратига Михаила. В монастыре шло освящение храма во
имя Архистратига Божия. Только начался чин освящения, мы тайно вышли из
монастыря и отошли на 60 верст от Великих Лук. В ту ночь выпало снега по колено.
Мы нашли глубокую пустыню, решили поставить в ней хижину, но не могли этого
сделать, потому что мох был засыпан снегом и мшить хижину было нечем. Подле
одного потока, в глиняной почве берега выкопали мы хижину, покрыли ее еловыми
прутьями и в ней поселились. За необходимым орудием я послал своего сподвижника
в соседнее село, но он ушел и не вернулся. Однако, уходя, сказал одному
крестьянину, что в таком-то месте живет один старец. Этот крестьянин
приходил время от времени и навещал меня. Я жил в пустыне и питался рукоделием:
плел лапти из лыка и с тем крестьянином отсылал по селам к крестьянам. Они
присылали за лапти все потребное. Я, грешный, принимал все приносимое с
благодарением, моля за них Бога». Дикая
безлюдная пустыня полна была всяких страхований, и преподобный Мартирий картинно
описывает это в своих записках. «В этой пустыне принял я великие страхования от
бесов. Приходили они ко мне и страшили около наружных дверей хижины моей,
говоря между собою: “Спит он”. Один бес вошел в хижину и, подойдя, намеревался
коснуться меня и даже удавить. Бесы, стоящие за дверями, побуждали его напасть
на меня, но я молился, и бесы были посрамлены». В один праздничный день
пустынник чувствовал себя нездоровым, с трудом отпел он дневные службы, через
силу приготовил обед и поставил на стол, но ни к чему не прикоснулся, вкусил
только сухариков и воды. После того он отписал своему отцу духовному, прося его
благословения на пустынный подвиг. Но благословения на это не было дано.
Духовный отец писал: «Иди жить в общежительном монастыре». Преподобный Мартирий,
не дерзая преслушаться опытного учителя, но вместе размышляя о
необходимости исполнить ранее данный обет, направился к Смоленску для
поклонения чудотворной иконе Божией Матери, преподобным Аврамию и Ефрему,
которых со слезами молил наставить его: что делать, как уготовать себе мир по
Бозе. Преподобные Аврамий и Ефрем, представ Мартирию в сонном видении,
успокоили его возвещением, что ему назначено жить в пустыне: «Где Бог
благословит и Пресвятая Богородица наставит». Тогда, вспомнив бывшее ему прежде
явление светозарного столпа и иконы над Тихвином, преподобный Мартирий уразумел
значение этого указания и направился к этой обители, уверенный несомненно, что
там Господь разрешит окончательно всякое его недоумение. Найдя
в Тихвинском монастыре ученика своего Аврамия, Мартирий поместился в одной с ним келлии и со смирением и
покорностью истинного подвижника начал проходить тяжкие в общежительстве
послушания, неотступно памятуя Господа, пришедшего в мир, «да не послужат
Ему, но да послужит другим». О своем приходе в Тихвинский монастырь и
пребывании там преподобный Мартирий повествует так: «Когда я пришел из Лук
Великих на Тихвину к Пречистой Богородице, был там ученик мой
Аврамий пономарем, пришедший ранее меня. Я начал жить с ним в одной келлии.
Рассказал я Аврамию о пустынном жительстве и прибавил: “Брат Аврамий, я
хотел только приучить себя к пустынножительству, чтобы идти в Поморье и быть
вдали от людей, незнаемый ими”. Аврамий не одобрил этого: “Не ходи, отче, ни в
Поморье, ни куда еще, но иди в ту пустыню и в то место, о которых я скажу тебе.
Шел я раз из церкви с книгой по монастырю темной ночью, направляясь к трапезе,
посмотрел на небо в ту сторону, где та пустыня, и увидел на небе крест
сияющий, как луч, усажен весь звездами, над тем самым пустынным местом.
Место это я знаю, оно непроходимо, стоит во мху. Иди на него и не ищи другого.
Живи там, пока Бог повелит тебе. Будет с тобою Бог в том месте и Божие
милосердие”. Вот что рассказал мне про святое место Аврамий, ученик мой. Потом я
поселился в эту пустыню, называемую Зеленой». Какие
же побуждения были у преподобного Мартирия идти в уединение из людного
Тихвинского монастыря? Подвижническая жизнь двух братий о Христе не могла не привлечь к ним
всеобщего уважения; известность о них распространялась более и более, в то время
как многолюдство богомольцев в знаменитой чудотворною иконою обители постоянно
усиливалось. Мог ли терпеть это искавший полнейшей безвестности Мартирий?
Неотложно он вознамерился уклониться в какую-либо глухую пустыню. Рассказ
Аврамия решил для преподобного, куда ему идти. С этой минуты сердце Мартирия
только и жаждало посетить пустыню, указанную Богом Аврамию. С неустрашимым
рвением стал он молиться Царице Небесной, да управит его путь, и решился просить
благословения на свой подвиг от настоятеля. Оно было дано, и Мартирий, изготовив
две малые одинаковой меры иконы, одну — Живоначальной Троицы, другую —
Пресвятой Богородицы Тихвинской, списанную с иконы чудотворной, отправился
по данному указанию. На пути к пустыне около пяти верст не доходя до нее,
находилось селение Бабурино. Здесь Мартирий сведал от одного из поселян по имени
Иосиф о месте, к которому направлялся, и просил его провести туда. Едва
заметной тропой миновав обширные, опасные и топкие мхи, Мартирий с
проводником достиг пустыни, возвышавшейся красивым зеленым островом среди
лесистой топи и за этой труднопроницаемой оградой как бы нарочно укрытой для
иноческого безмолвия. Мартирий убедился, что воистину Сам Бог привел его сюда и
не напрасно со слезами благодарности повторял слова пророка: Се удалихся бегая и водворихся в пустыне, чаях
Бога, спасающаго мя
(Пс. 54, 8—9).
Преподобный здесь и остался. Крестьянин Иосиф, указав место, где должны были
начаться иноческие подвиги Мартирия, думал уже удалиться, но
преподобный, отпуская его, объявил по внушению Духа, открывающего
безвестная и тайная, что его ожидают испытания, что в его отсутствие из дома
дочь его утонула в колодце при черпании воды, и кроме того погиб вол,
приподнятый, как вилами, сучьями высокого дерева. Таким образом при самом
вступлении в пустыню, когда Мартирий призывался освятить своею жизнью и
нетлением в ней, ему дарована была благодать прозорливости, о которой, конечно,
не мог уже не разглашать при всяком случае крестьянин Иосиф. Сам Иосиф время
от времени приносил Мартирию пищу. Раз Иосиф, будучи болен, решил дать на помин
о себе ржи преподобному Мартирию. Но выздоровел и забыл о своем решении. Тогда во сне он увидел огненный
столп над Зеленецкой пустыней, из него простертую руку, рассыпающую на
землю огненные искры. Видение устрашило Иосифа, он пришел к преподобному с
раскаянием и привез рожь. Но пустынник не имел жернова, не был в состоянии
превратить ее в муку, а затем в хлеб, и попросил Иосифа продолжить свою милость
— смолоть рожь и печь из муки хлебы, что тот и исполнил. Жестоко,
многоболезненно было житие Мартирия в этой дикой и угрюмой пустыне. Однако ни
дикость места и суровость холодных здесь испарений, ни лишения в
самонужнейшем, ни дикие звери этой местности, ни козни врага не могли
поколебать доблестного воина Христова, в котором не было ни робости, ни уныния.
Ископав себе сперва малую ямину, а вскоре поставив и часовенку в прославление и
благодарение Господа и Пресвятой Богородицы, Мартирий беспрерывным
славословием стал оглашать и освящать пустыню, которая безжизненностью своей
доселе пугала народ. Здесь он удостоился снова видеть во сне образ Богоматери.
Ему представилось море, а на нем плавает икона Богоматери, подобная
явившейся ему. Посмотрел он на правую сторону и увидел близ иконы Архангела со
скипетром, как пишется Гавриил на иконе «Благовещения Пресвятой
Богородицы». Архангел приглашает подвижника приложиться к образу, и он
после колебаний вступил в воду. Образ стал тотчас погружаться в море и
на поверхности осталась только ножка Спасителя. Преподобный взял ножку
обеими руками и начал плакать со слезами: «Милостивый Светодавче, если и
придется потонуть, пусть это будет с Тобою». И тот же час как бы некоторая буря
перенесла образ через море, поставила подвижника на берегу, и
образ скрылся. Пустыня
просветлела святою жизнью отшельника, и уже безбоязненно все более и более
начали приходить в нее люди, не только чтобы назидаться словом и делом
преподобного, но многие и для водворения вместе с Мартирием и для восприятия
отшельнического жительства. Умножившееся братство учеников преподобного
побудило его приступить к построению первой для служения малой церкви во имя
Живоначальной Троицы. В убогую церковь, украшенную иконами из часовни, были
перенесены на время и две иконы Пресвятой Богородицы: Тихвинская,
принесенная самим Мартирием, и другая — Живоначальной Троицы,
принесенная учеником его Гурием. Инок этот по выходе из храма увидел на небе
крест, сиявший над крестом церковным, во свидетельство благодати Божией к
месту сему и храму. Скоро
стало весьма многим известно население пустыни иноками, так что именитые
люди новгородские и бояре начали присылать приношения сюда на храм и на братию.
В числе их известный своей ревностью к церкви Христовой, богатый новгородец
Феодор Сырков, построивший несколько храмов своей казной, даровал обильные
средства для сооружения в Зеленой пустыне каменной теплой церкви Благовещения
Пресвятой Богородицы. Этот благодетель Зеленецкой пустыни, называемый то
царевым мужем, то новгородским посадником, подпал вместе с другими новгородскими
жителями под опалу царя Грозного в последнее пришествие его в Новгород в
1570 г. и был замучен. Господь
благословлял пустынно-подвижнические труды преподобного, и благодать Божия
видимо почивала на нем самом. По его словам, однажды в тонком сне ему
явилась Божия Матерь. «И
видел я во сне, — повествует преподобный Мартирий, — Богородицу в девичьем образе, благолепную видом. Такой
девицы благообразной я не встречал среди людей: умилена лицем, красива
видом, длинные зеницы и черные брови, нос средний, опущенный. На голове ее был
венец золотой, разными цветами. Невозможно понять умом, не высказать языком, как
сиял он подобно солнцу. И вот Она в келлии
моей, на лавке, в большом углу, где стоят иконы. Я же будто бы вышел из
чулана (где спал), стал перед Нею и смотрел на Нее, не сводя очей своих с Ее
красоты. И Она, Царица и Богородица, смотрела на меня. Я глядел, не отрываясь,
на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое
лицо Ее. И тотчас была невидима. Встал я ото сна и был в ужасе. Выходя из
чулана, зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая
Дева на месте, где я видел Ее во сне. Вошел на средину келлии и не увидал на
том месте. Подошел я к образу Одигитрии, стоящему в келлии моей, и
убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как
изображена Она на иконе моей». Вскоре
после этого преподобный Мартирий, не имея возможности противиться
настояниям многих учеников своих и опасаясь оставить их без пастыря духовного,
должен был идти в Новгород, дабы принять от архиепископа сан священства и
игуменства. Достоверно неизвестно, который из архиепископов Новгородских,
Александр или Леонид, управлявшие епархией в 70-х годах XVI века, удостоили
священства и игуменства преподобного Мартирия. Но по писцевым книгам Обонежской
пятины видно, что преподобный Мартирий в 1582 году был уже игуменом и имел
12 человек братий в Зеленецкой обители. После
Сыркова Господь не замедлил даровать Зеленой пустыни нового, еще более
богатого благотворителя. Преподобному надлежало быть в Москве; на пути старец
остановился в Твери, где по царскому повелению проживал тогда бывший Касимовский
царь Симеон Бекбулатович, любимый сын которого в то время находился при смерти
от болезни, так как все врачебные средства оставались бесполезными. Когда
печальному отцу возвестили о прибытии преподобного, которому уже
сопутствовала слава о чудном житии его и о благодатных дарах Святаго Духа, на
нем напечатленных, последовал призыв старца к новообращенному
христианину царю. Но в ту самую минуту, когда царь Симеон с честью встретил
подвижника, ему возвестили, что сын его умирает. Видя печаль отца, преподобный
сказал ему: «Не скорби, царь, но все упование возложи на всесильного Бога,
во Святой Троице присно славимого, и на Его Пресвятую Матерь, Пречистую
Богородицу. Она, всемогущая Его Матерь, нас недостойных благоволит
услышать, если мы молимся с верою». Сотворив
молитву перед бывшими с ним иконами Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы,
преподобный начал молебное пение с освящением воды, положив иконы на перси
отрока, и тот, будто пробуждаясь от сна, встал с одра здоровый. С этой минуты
Зеленецкая обитель обрела в царе Симеоне самого ревностного и щедрого
почитателя. Не мог преподобный отречься от дара благотворительности и принял
некоторую часть из тех значительных сумм, какие царь Симеон понуждал его принять
на полное обстроение монастыря. Преподобный представлял при этом
преклонность своих лет и невозможность ему начинать обширные сооружения;
тем не менее пожертвования царя были приняты и вскоре построены и украшены
церковь Богородицы честной иконы Тихвинской и церковь святителя Иоанна
Златоуста, во имя Ангела царевича Иоанна. Вместе с тем же казной Симеона
устраивались и улучшались и другие части обители. Из
Твери преподобный Мартирий продолжал свой путь в Москву, чтобы испросить
царское утверждение основанному им монастырю. Благочестивый царь Феодор
Иоаннович, сын Иоанна Грозного, вступивший на русский царский престол в 1584
году, сочувственно отнесся к просьбе преподобного Мартирия. Последовала
жалованная грамота в 7103 (1595) году, из которой видно, что братии Зеленецкого
монастыря «повелено дати, по государевой грамоте, к монастырю три выти
земли, и им дано две выти, а за третью выть дано им для их бедности и для
монастырского строенья, на ладан и на вино церковное, на службы, на Ладожском
озере ко Птинову носу Дубенский проход и Рябковский станок весь с пожнями и с
рыбными ловлями и со всеми угодии». Такое царское пожалование, по которому
монастырь получил в двух вытях 28 четей земли и богатые рыбные ловли, было
весьма значительным приобретением для монастыря. Преподобный
Мартирий достиг между тем глубокой старости и, приготовляясь к смерти,
ископал себе глубокий ров, поставил там своими руками устроенный гроб и проводил
возле того гроба много часов в молитвах, слезах и размышлениях. Это делал он и
для себя, и было тут назидание спасающимся. Наконец, уразумев час радостного
отшествия своего от временной жизни в вечную, созвал он братию на
последнее прощание и умолял возлюбленных о Господе чад своих иметь непоколебимую надежду
на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь
Божию, как и он, недостойный, верно уповал на Нее, завещал им пребывать
неотступно в обители, быть в трудах благодушными и неленостными и в
молитвах усердными. Особенно увещевал быть благими, щедрыми, милостивыми,
приветливыми ко всем приходящим в обитель, напоминал слова Спасителя: будите
милосерды, якоже и отец ваш
милосерд есть (Лк. 6, 36). Увещевал преподобный братию не оставлять
свой монастырь, помня, что можно везде спастись, живя с верой. Не советовал
подвижник братии хлопотать об обогащении обители земельными вкладами,
разрешая принимать от государя лишь милостыню на поминовение. Итак, поучив
их пути спасения, преподобный объявил, что, отходя телом, духом пребудет всегда
с ними, просил, чтобы избрали иного из среды себя пастыря, а не наемника, и
заверил, что «если милость Господня на нем обрящется, то об отходящих от
жизни в обители сей он имеет желанно и любезно молить Владыку, да спасет и
успокоит души их; для живущих же
все потребное, благое и спасительное в болотной и уединенной обители сей да
умножится дивно, как в самой честной и славной». Велика
была печаль стада Христова, глубоки были рыдания сердечные, теплы молитвы и
искренни излияния преданности и благодарности доброму пастырю, который обитель
свою, возросшую из малой хижины до благоустроенного монастыря с большими и
благолепными храмами, оставлял в наследие инокам достаточно уже обеспеченной в
ее ежедневных нуждах. «Благословен
Господь Бог Израилев, — произнес Мартирий, — яко посети и сотвори избавление
людем своим». Потом,
приобщась Животворящих Христовых Таин, в духовном веселии произнес еще несколько
слов во спасение, дал братии последнее благословение и изрек: «Мир всем православным»,
—
и почил о Господе светлой кончиной праведника
1603 года, 1 марта. Трудолюбное тело преподобного погребено близ церкви
Богоматери, построенной на пожертвование царя Симеона, в могиле, ископанной
собственными его руками. В настоящее время мощи преподобного Мартирия покоятся
под спудом в подвальном этаже церкви святого Иоанна
Богослова. |