Аудио версия


Никандр Псковский чудотворец, преподобный


В этот же день празднуется память святых:


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИКАНДРА ПУСТЫННОЖИТЕЛЯ,

 ПСКОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

(память 24 сентября/7 октября)

Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Фи­липпа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детского возраста он об­наружил стремление к великим подвигам. Отец Ни­кона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился на­учиться грамоте, чтобы чи­тать Божественное Писание. Часто посе­щал он свою сельскую церковь во имя угодника Божия Николая, архиепископа Мир­ликийского, не любил детских игр; не прельщался красивыми одеждами, до­вольствуясь худым рубищем, и только размышлял о том, как ему спастись. Сильно нравилась Никону тихая иноческая жизнь, посвященная труду и молит­ве. К подвижнической жизни привлекали благочестивого отрока примеры препо­добных Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковских пустынножи­телей (память 15/28 мая), и Саввы Крыпецкого (память 28 августа/10 сентября), незадолго перед тем просиявших своими подвигами и чу­десами в Псковской земле.

Когда Никону исполнилось семнадцать лет, он начал молить свою мать, что­бы она удалилась от суетного мира. Анастасия послушала совета сына; часть своего имения раздала нищим, часть пожертвовала в церкви Божии и приняла пострижение в одном женском монастыре, где и жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, по­клонившись мощам преподобных Евфросина и его ученика Саввы, он окончательно утвердился в стремлении к отшель­ни­ческой жизни.

Когда Никон возвратился в Псков, его принял к себе в дом торговый че­ло­век Филипп, возлюбивший юношу за его необычайное смирение и терпение. Видя великое желание Никона разуметь грамоту, Филипп отдал его в учение  к некоему диакону. Господь просветил разум юно­го подвижника. Скоро Никон изучил грамоту и читал Божественные книги, так что все дивились его быстрым успехам. Но помыслы его за­няты были одним — стремлением угодить Господу, спасти свою душу.

Помня слова святого пророка Давида: Се удалихся бегая и водворихся  в пус­тыни: чаях Бога, Спасающаго мя от малодушия и от бури (Пс. 54, 8—9), смиренный подвижник усердно молил Господа, чтобы удостоил его видеть пус­тыню, послал человека, который бы мог ука­зать ему то уединенное место. Молитва святого была услышана. Ког­да преподобный пришел в Псков, чтобы, по обычаю своему, выслушать Божественную литургию в церкви святого и слав­ного Бо­гоявления, в сем храме был глас Никону из алтаря, повелевавший ему идти в пустыню, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли препо­добному достичь своей заветной цели, по его молитвам также вступили на путь иночества и стали пострижен­никами Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.)

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества препо­доб­ный Никандр. О «страстех пустынных» ему предсказал еще в Пскове блажен­ный Николай (память 28 февраля/12 марта). Молитвами всех Псковских угод­ников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), который дважды являлся преподобному, на­ставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный побе­дил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования.

Между тем распространился слух о подвигах пустынника, и окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей; он не хотел и боялся ее. Поэтому убегая от людского прославления, Никон оставил свое уединение и отправился снова в Псков в монастырь, основанный пре­подобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподоб­ного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игу­мен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена  и братии. Постоянно укреплял он себя такими благоче­стивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое жи­тие, оно требует частого дождя слез­ного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы  не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в руко­делии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прослав­ляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшель­нической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там несколько лет.  В дикой пустыни самая жизнь подвижника нередко подвергалась опасности. Так, однажды разбой­ники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение — святые иконы  и книги, а самого его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле жи­вым. По молитвам святого двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь про­сфоры. Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту ра­боту, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует ра­доваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая  и страш­ная тайна: дивным и непостижимым об­разом прелагаются они в Святое Тело Христово».

И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, про­сили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил пре­подобного на келарство. Святой при сем возвы­шении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязан­ность со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26). Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: не­сносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело бы­ло постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель. Выйдя из Крыпецкого монастыря, он по­селился на одном острове, находящемся верстах в четырех  от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подви­гам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг — завистник людей внушил игуме­ну и братии Крыпецкого мо­настыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправил­ся в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет  и 2 месяцев. 15 лет из них он провел, не видя лица человече­ского, так что  и люди не знали о месте его подвигов. Чудесным обра­зом Господь открыл миру Своего угодника. Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в 12 верстах от хижины святого, однажды, погнав­шись за лосем, заехал в темный лес,  в глухую, непроходимую дебрь. Петр потерял из вида лося; тогда он заметил небольшую хижину, ого­роженную частоколом — жилище преподобного Ни­кандра.

К преподобному стало приходить много народа «пользы ради», ибо, по слову прп. Иоанна Лествичника, «монашеское житие — свет для всех человеков». Верующие обращались к прп. Никандру за молитвенной помощью, ибо Гос­подь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую «гостиницу у дуба», которую сам протапливал. Преподоб­ный не дозволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его кел­лии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них пол­ученный дар слез. Между тем, видя, что приближается конец земной его жизни, преподобный Никандр решился возложить на себя великую схиму. Он отправился в Демьян­ский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; это произошло за восемь лет до его кончины.

В то время к преподобному часто приходил один диакон из г. Порхова,  по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посе­щения Ни­кандр поведал Петру: «Брат Петр, скоро Господь призовет к Себе мою душу,  и ты погреби тогда мое грешное тело. Не знаю, как извещу тебя, ибо в то вре­мя будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моей кончине, небояз­нен­но погреби тело мое, а над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь ве­ли­кого и славного Благовещения». Он предвидел свою смерть, предсказав, что ум­рет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое по­ражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польско­го ко­роля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшим­ся: он лежал на ро­­гож­ке с крестообразно сложенными на груди руками. Так с миром почил  о Гос­поде досточудный отец наш преподобный Никандр пустынножитель.

Не осталось забытым уединенное место подвигов святого пустынножителя. Через два с половиной года после кончины прп. Никандра над его гробни­цей воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвя­той Богородицы. В 1585 году пришел на то место один мирянин. Здесь он принял иноческое постриже­ние  с именем Исаии. Долгое вре­мя Исаия страдал болезнью ног и наконец,  по мо­литвам преподобно­го, получил исцеление от своего недуга. Сей Исаия  на месте подвигов преподобного Никандра устроил монастырь и собрал в ней многочис­ленную братию.

В 1686 году по распоряжению патриарха Всероссийского Иоакима, вследствие слуха о его чудесах, мощи преподобного были освидетельствованы и найдены нетленными; в то же время было составлено его житие и сочинена ему служба (есть и акафист). Патриарх Иоаким, рассмотрев житие и службу преподобному, повелел праздновать па­мять его в храмовый праздник обители (т. е. на праздник Благовещения), а также 24 сентября — в день кончины его. При перестройке собора монастыря были обретены мощи прп. Никандра, скрытые в стене,  и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с прп. Никандром, ко­торого глубоко чтят на Псковской земле.

 

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"