ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
НЕСТОРА,
ЛЕТОПИСЦА
ПЕЧЕРСКОГО,
В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ
ПОЧИВАЮЩЕГО
(память 27 октября/9
ноября)
Всякое событие, если бы не было
закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей,
наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известия о самом начале и
первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие
продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение.
Но Бог, сохраняющий в людях память о Своих чудесах, в какое захочет время,
воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитавши начертанное ими,
могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей Русской
земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя,
преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив
полезное для нас. Преподобный Нестор был первым летописцем в нашем
отечестве. Он описал первоначальную историю, где в простой и
занимательной форме рассказано не только о начале Русского государства, о первых
русских князьях, о том, как возникали первые города, как были войны и
проч., но и о устроении мира внутреннего, духовного — то есть об
основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного,
как в раю, в святом Печерском
монастыре.
Родиной преподобного Нестора был Киев:
здесь видим его по летописи в 1064 году, когда он еще жил в миру. По собственным
словам его, он поступил в Печерскую обитель в 17 лет, еще при жизни прп.
Феодосия; но при нем жил не долго, проходил только путь послушнической жизни. В
монашество пострижен уже преемником Феодосия, преподобным Стефаном. По
греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года
остаются на испытании, «не удостаиваясь монашеского
образа», а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И прп. Феодосий
установил: поступающего в монастырь не спешить постригать, а велеть ему ходить в
своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином, после одевать его в черную
одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию.
Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при прп.
Стефане, при котором удостоен он сана диаконского, не раньше 1078 года. В
Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться
духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный
Нестор так пишет об этом сам: «Когда Стефан управлял монастырем и блаженным
стадом, которое собрал Феодосий, чернецы, как светила, сияли на Руси. Одни были
крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной
молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с
водой, иные — вареное зелие, другие — только сырое. Все пребывали в любви:
младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляя полную
покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и
утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо
прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на
трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из
монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в
монастырь, потом шли к игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и
принимали с великой радостью. Блаженный Нестор под влиянием таких примеров, под
управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству спешно
возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, это видно каждый раз,
как только касается он своей
личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым,
недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и
неразумным сердцем, Нестором грешным. Если напоминает он другим о нужде
покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу, то спешит обратиться к
себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей
накануне памяти св. Бориса и Глеба, говорит он: «Бысть плач в граде, а не
радость, грех наших ради... В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и
много и часто согрешаю во вся дни». Опытом высокого успеха его в жизни
духовной служит и то, что он участвовал (около 1088 г.) в молитвах, исцеливших
обольщенного Никиту. В 1091 году ему поручил игумен Иоанн отыскать мощи прп.
Феодосия, и это поручение выполнено им с полным усердием, которое и
увенчалось успехом. «Истинно и верно расскажу вам, — так говорит он в описании
мощей, — не от других слышал о том, а сам был совершителем дела. Пришел ко мне
игумен Иоанн и сказал: “Пойдем в пещеру к Феодосию”, и я пришел с игуменом,
тогда как никто не знал; осмотрев, куда бросать землю, и, назначив место, где
копать, кроме отверстия, игумен сказал мне: “Никому не сказывай из братии, чтобы
никто не знал; возьми кого хочешь в помощь себе”. Я уже приготовил в седьмой
день заступы (рогалии), которыми надлежало копать. Во вторник вечером взял с
собой двух братьев, а прочие не знали; пришел в пещеру и, пропев псалмы,
начал копать. Утомясь, дал другому брату, и копали мы до полуночи; утомились, но
не могли докопаться. Я начал скорбеть, не в сторону ли копаем мы. Взяв заступ
(рогалию), начал я выше; друг мой отдыхал перед пещерой и сказал мне: “Ударили в
било”, а я в ту же минуту прокопал до мощей Феодосия. Он говорил мне:
“Ударили в било”, а я говорю ему: “Уже прокопал”. Когда докопался я, то страх
напал на меня, и я начал взывать: “Господи, помилуй!”». Рассказав о знамениях,
которые в то же время видели другие, продолжает: «Когда докопался я, то
послал сказать игумену: иди, и вынесем мощи. Игумен пришел с двумя братьями. Я
же раскопал широко, и, войдя, увидели мы: лежит мощами, составы не
рассыпались, волосы на голове
присохли; мы положили их на мантию и вынесли перед пещерой». В
летописи прп. Нестор упоминает о себе еще при описании событии 1096 и 1106
гг. Блаженная кончина его последовала по всей
вероятности в 1114 г. Таким образом, если положим, что блж. Нестор поступил
в обитель только за год до кончины прп. Феодосия (+ 1074 г.), тогда окажется,
что он провел в Печерской обители 41 год, а умер 58 лет. Поликарп уже около 1226
г. писал архимандриту Акиндину: «Если повелит твое преподобие, напишем для
пользы тех, которые будут жить после нас, — по тому примеру, как блж. Нестор
писал в летописе о преподобных отцах Дамиане, Иеремии, Матфее и Исааке». Ясно,
что Нестора уже чтили тогда как мужа святой жизни. В рукописных святцах читаем:
«Преподобный Нестор Летописец преставился октября в 27-й день». Мощи прп.
Нестора Летописца почивают нетленными в пещере
Антония. Прп. Нестор глубоко ценил истинное
знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от
учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо
от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах непечатная
глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь
мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает
книги, беседует с Богом или святыми мужами». Первое из его сочинении по времени было
житие святых князей Бориса и Глеба, «чтение на пользу повиновения младших
старшим». Оно писано с живым, благочестивым чувством, человеком, в котором
проницательность ума и без пособия свидетелей угадывает историческую истину.
Самая лучшая страница в этом сочинении — это начало повести, где после
молитвы о просвещении сердца его говорит он о сотворении человека, о
падении его, о распространении на земле идолопоклонства, о явлении Сына Божия на земле, о
распространении Евангелия в мире и в России. «Между тем, как
повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы,
страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни
от кого слов о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к ним апостолы и никто
не проповедовал им слова Божия». В 80-х годах преподобный Нестор составил
житие преподобного Феодосия Печерского. Это сочинение есть образец превосходного жизнеописания и
по духу, и по слогу, и по изложению, есть драгоценнейший памятник
нашей древней письменности. Преподобный в начале и в конце его говорит, что
благоговейная любовь к преподобному Феодосию управляла им в этом занятии. И
точно, все говорит в этом сочинении, что оно написано любовью святою. Сочинение
писано с целью, «чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие его и
увидев доблести мужа, прославили Бога, прославили и угодника Его и укрепились на
подвиг, особенно тем, что в сей стране явился такой муж и угодник Божий».
Несторово житие прп. Феодосия во все века служило самым назидательным чтением и
для иноков, и для всех православных христиан. Оно драгоценно и для науки, как
один из древнейших и самых достоверных источников
истории.
Главным подвигом жизни преподобного
Нестора было составление к 1112—1113 годам «Повести временных лет». «Се повести
временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда
Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда
преподобный Нестор. Летопись прп. Нестора писана столько же красноречиво, с
одушевлением истинного благочестия, сколько с осмотрительностью, которая весьма
дорожит правдой. О древних временах говорит она кратко, слухи и известия
подвергает проверке. Необычайно широкий круг источников — предшествующие русские
летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна
Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы 90-летнего
старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников, осмысленных с
единой, строго церковной точки зрения, — позволил преподобному Нестору
написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения
человеческого рода. Инок-патриот излагает историю Русской
Церкви в гласных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом
упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 г., при святом
патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты
святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой
равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора
сохранила нам рассказ о первом прославленном храме в Киеве (под 945 г.), об
исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), о «испытании вер»
святым равноапостольным Владимиром (под 986 г.) и Крещении Руси (988 г.).
Без его летописи мы не знали бы и обстоятельств просвещения земли Русской
святой верой. Святой князь Владимир может быть назван главным лицом летописи.
Подвиги его изображены со всей подробностью и с живым одушевлением; обращение
его к вере, крещение народа русского описаны так, как никем другим в древнее
время. «Дух повествования в Несторовой летописи, — пишет архиепископ Филарет, —
близок к библейским повествованиям; Нестор — благоговейный созерцатель
невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям,
не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него
сами; характеры лиц не оставлены без внимания». Не оскорбим мы правды лишь
тогда, когда скажем, что летопись Нестора столько же важна для гражданской,
сколько для церковной истории, и что она по характеру своему не есть ни
летопись церковная, ни летопись гражданская, а летопись народа русского,
летопись его жизни в ее положениях самых важных. Поэтому с такой-то любовью
читали ее во времена, и имя Нестора заменялось именем
Летописца. Первому русскому церковному историку
обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении
Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время прп. Нестора было
нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские
междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села,
угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был
очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано
богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина,
историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд
высочайших творений мировой письменности. Прп. Нестор завещал печерским
инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в
летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных
лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен
Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков,
сохранивших «Повесть» прп. Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником
агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон,
епископ Владимирский (+ 1226; память 10/23 мая), списатель Киево-Печерского
патерика. Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников
Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на летописи
преподобного Нестора. Память прп. Нестора Церковь чтит особо 27 октября/9
ноября, также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, — 28
сентября/11 октября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех
Киево-Печерских отцов.
|