Когда и где родился
святой Никита, кто были его родители, о том не дошло до нас никаких
известий. Мы ничего не знаем также о годах его детства и отрочества.
Известно только, что в княжение великого князя киевского Изяслава Ярославича он
был уже юным иноком Киево-Печерского монастыря и здесь испытал великое
искушение, о чем повествует святой Поликарп в послании к архимандриту печерскому
Акиндину. Юный инок Никита, с
благоговением взирая на высокие подвиги печерских братий и отчасти
увлекаясь славой и честью мирской, пожелал подвизаться в затворе. Он
испрашивает благословения у своего игумена преподобного Никона. Но,
запрещая Никите поступать по своему желанию, игумен говорил ему: «Чадо, не будет
тебе никакой пользы от того, что в годы юности ты станешь сидеть наедине в
праздности; гораздо лучше тебе остаться жить вместе с братиями и работать
на них — тогда ты не лишишься награды своей. Ты сам видел брата нашего Исаакия,
как он в затворе прельщен бесами; но его спасла великая благодать Божия по
молитвам преподобных Антония и Феодосия, которые и доныне творят много
чудес». Никита отвечал, что он
уже не прельстится подобно Исаакию, но крепко будет стоять против козней диавола
и молиться Богу, чтобы Господь и его сподобил дара чудотворений, как
Исаакия затворника. Но игумен снова возразил ему: «Желание твое свыше сил
твоих; берегись, чадо, чтобы, превознесшись, не пасть тебе. Смирение наше
велит тебе служить на святую братию, и за это ты будешь увенчан от
Бога». Не послушался Никита
игумена и сделал то, что задумал: затворившись накрепко в своей келлии, он
молился в ней неисходно. Но прошло несколько дней, и его искусил диавол.
Однажды, воспевая молитвы, Никита услышал голос, молящийся вместе с ним, и
почувствовал неизъяснимое благоухание. Прельщенный инок подумал: «Если бы
это был не Ангел, то не молился бы со мною и не было бы здесь такого благоухания
Святаго Духа». Никита начал с большим жаром молиться, взывая: «Господи, явись мне Сам,
чтобы я мог видеть Тебя». И тогда был к нему голос: «Не явлюсь тебе,
потому что ты юн, — чтобы ты не возгордился и не упал». Затворник же со слезами
говорил: «Не прельщусь я, Господи, игумен наказал мне не внимать бесовской
прелести. Я готов исполнить Твои повеления». С этой минуты взял над
ним власть обольститель и сказал: «Невозможно человеку во плоти видеть меня, но
я посылаю ангела моего, который пребудет с тобою, ты же исполняй его
волю». И тотчас стал перед
Никитой бес в образе Ангела. Инок поклонился ему как Ангелу. И тогда сказал ему бес: «Ты больше не
молись, а читай книги, и через это будешь постоянно беседовать с
Богом и подавать полезные советы приходящим к тебе. Я же непрестанно буду молиться Творцу
всех о твоем спасении». Прельщенный затворник
совсем перестал молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался,
что Ангел молится за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги
и поучал приходящих к нему, а по временам
пророчествовал. Однажды он послал
сказать князю Изяславу, чтобы тот скорее отправил сына своего Святополка на
новгородский престол, так как князь Глеб Святославич убит в Заволочье. И
действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит заволоцкой
чудью. Случилось же это 30 мая 1078 года. С этого времени пошла большая слава о
затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник — пророк, во всем и
во многом слушались его. Хотя бес и не знает будущего, но он возвещает то, что
сам делает или чему научает злых людей: убить ли кого, украсть ли. Так было и с
Никитой: когда приходили к нему за словом наставления и утешения, тогда бес,
мнимый Ангел, сообщал затворнику о случившемся, а тот пророчествовал, и
предсказания сбывались. Но вот что обратило на
себя особое внимание печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги
Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, а не только что читать
Евангелие и Апостол — тех Священных книг, которые преданы нам благодатью для
нашего исправления и утверждения в вере. Для всех стало ясно, что инок Никита
прельщен врагом человеческого рода. Не могли потерпеть этого преподобные отцы
Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному
затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из
затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые
прежде знал наизусть; он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия
едва научили Никиту грамоте. Придя в себя по молитвам святой братии Печерской,
Никита исповедал и горькими слезами оплакивал перед ними свой грех, а затем
обрек себя на строгое воздержание и иноческое послушание. Чистой и
смиренной жизнью он стяжал высокие добродетели, слава о которых разнеслась
далеко за пределы Киевской земли. Человеколюбец Бог принял истинное
покаяние Никиты и поставил его пастырем словесного стада Христова. В 1096
году святой Никита Божиим Промышлением был избран и посвящен во
епископа Великого Новгорода, где Господь прославил Своего угодника даром
чудотворений. На втором году своего святительства Никита молитвами своими
прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи,
грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с
полями и травами. По сказанию жития преподобного Антония
Римлянина, подвижник чудесным образом прибыл в Новгород при жизни святителя
Никиты и с его благословения основал свой
монастырь. Святитель Никита был озабочен устройством
и украшением храмов Божиих в Новгороде, но из церквей, построенных в его время,
уцелела до наших дней одна — Благовещенская на Городище. И доныне существует
памятник его забот о благоустройстве Новгородского архиерейского дома — это
каменный корпус, который и в памятниках письменности, и в народном предании
известен под именем Никитинского. Святитель Никита имел намерение украсить
живописью стены храма Святой Софии; но это не удалось ему: «на
иждивение святителя» роспись собора была произведена лишь после его
кончины, спустя несколько месяцев. Преставился святитель Никита 30 января 1108
года, после 13-летнего управления Новгородской епархией. Честные мощи его
были погребены в соборном Софийском храме, в приделе богоотец Иоакима
и Анны. Вероятно, местное празднование памяти
святому Никите началось вскоре после его кончины. От половины XII столетия
сохранилось известие: «И ныне со святыми чтут его, святаго и блаженнаго Никиту».
Но неизвестно в какое время, во всяком случае до половины XVI века, в
Новгороде прекратилось чествование его памяти. Повсеместное
празднование святому Никите установлено было если не на Московских
Соборах 1547 и 1549 гг., то вслед за открытием его мощей, которое совершилось 30
апреля 1558 года. Обретение честных мощей святителя Никиты
произошло при следующих обстоятельствах. В 1551 году вечером в Великую
Субботу, когда христиане собрались в Софийский собор, чтобы слушать чтение
Деяний апостольских перед светлой заутреней, пришел туда и боярин, который ведал
царские дела в городе, и, обходя паперти соборные, занятые гробницами епископов,
зашел в придел богоотец Иоакима и Анны, в котором гробница святителя Никиты
находилась в полном небрежении. Церковный чтец в это время спал, опершись
на нее. Выйдя из предела, боярин пошел в главный храм, где на левой стороне близ
дверей, ведущих в жертвенник, сел и вскоре сам задремал. Во сне он услышал
голос, который говорил ему: «Покрыт должен быть гроб епископа
Никиты». Повинуясь этому голосу, боярин пошел
домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святого
Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи
святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит
покрытое покровом на церковном помосте, совершенно целое, без признаков
разрушения. Мало-помалу об этом узнали и другие жители этого города, время от
времени посматривали в щель гробницы и дивились виденному. Так
продолжалось до 1558 года. В этом же году архиепископ Пимен, убедившись через
других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом
царю и митрополиту, которые с великой радостью повелели ему открыть
гробницу святого, переложить тело его в новую деревянную гробницу так,
чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому.
Чтобы открыть гробницу святого, пришлось разбирать иконостас, так как придел
богоотец Иоакима и Анны был очень мал и половина гробницы святителя была в
алтаре. Когда гробницу открыли, то увидели, что тело святого покоилось в земле,
на два локтя ниже помоста церковного; оно было покрыто плащаницей, а лицо
святителя озарено небесным светом; правая рука его благословляющая лежала на
персях, левая же была простерта к коленям; правая нога обращена была подошвою
вверх, левая же в сторону. Облачив святителя в новые архиерейские
одежды, его снова положили в гробницу на прежнем
месте. В назначенное время архиепископ Пимен с
многочисленным собором духовенства совершил при гробнице святителя Никиты
молебное пение, во время которого честные мощи его были переложены на
«уготованный одр» и перенесены в главный соборный храм, где затем было
отслужено всенощное бдение. Во время богослужения, когда происходило
уставное чтение и священнослужащие сидели, одному из игуменов было видение,
что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала
кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидим. По окончании
всенощного бдения народ приложился к мощам святителя, а архиепископ переложил их
в гробницу, которая временно, по повелению митрополита, была поставлена на
правой стороне храма у малого столпа против амвона до окончания работ по
расширению придела богоотец Иоакима и
Анны. Вскоре по обретении мощей святителя
Никиты один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности.
Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до
персей. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник
раскаялся в своем грехе. Несмотря на это, вскоре затем пришли к
архиепископу городские священники с просьбой дать им возможность убедиться
воочию в нетленности мощей святого Никиты. Архиепископ наложил на них
семидневный пост для покаяния в своих грехах, по истечении которого духовенство
собралось к мощам святителя Никиты, и тогда архиепископ, сняв покров с них,
показал им тело святого до конечностей ног, затем подложил свои руки под голову
святителя так, что она приподнялась, а с ней и все тело пришло в движение.
Священники были поражены чудом и просили архиепископа дозволить им
ежегодно в память этого происшествия отправлять всем собором при мощах
святителя молебное пение, почему и установлен был архиепископом праздник в пяток
второй седмицы в неделе Всех святых. Требование, предъявленное духовенством
Новгорода к своему архипастырю об осмотре мощей святителя Никиты, можно
объяснить так. В то время сильно была распространена ересь Феодосия Косого,
отвергавшая, между прочим, почитание святых икон и мощей; она имела
свое действие и на духовенство и поколебала отчасти его веру в
чудеса. Между тем чудес при мощах святителя
Никиты, по обретении их, совершилось немало: получали исцеление
расслабленные, хромые, сухорукие, прокаженные, бесноватые, но особенного
внимания достойно то, что преимущественно получали исцеление больные
глазами, слепые или с испорченным зрением. Когда были обретены честные мощи
святителя Никиты и совершилось поразительное исцеление одного
расслабленного, многие жители Новгорода и окрестностей начали притекать к мощам
чудотворца со своими недужными. Среди больных была приведена старая и слепая
Ксения, ничего не видевшая 12 лет. В то время шла литургия. Ксения молилась
Господу об исцелении, обращалась своей мыслью к святителю Никите, а потом
со слезами сказала во всеуслышание архиепископу Пимену, стоявшему в храме:
«Молюсь тебе, преосвященный архиепископ: помолись своему
сослужебнику, великому святителю и чудотворцу Никите, чтобы он даровал
мне прозрение». И не раз повторяла
слепая мольбу свою. Видя настойчивость женщины и ее слезы, архиепископ
сказал: «Отойди от меня, старица, отойди, иди ко святому Никите, и он
спасет тебя по вере твоей, если восхочет». У гроба святого Ксения усердно молилась,
и один глаз ее прозрел. Но она взяла смелость снова обратиться к архиепископу
Пимену, припадая к ногам его, и со слезами радости опять умоляла, чтобы
молитвами архиепископа прозрело и другое око ее. Владыка ей ответил: «Вижу,
старица, что тебе много лет, и довольно бы одного глаза на службу тебе до смерти
твоей». Но Ксения с прежней настойчивостью слезно
умоляет архиепископа. Тот посылает ее снова ко гробу святителя Никиты со
словами: «Тот, кто отверз тебе одно око, откроет и
другое». Ксения опять приходит к раке чудотворца,
прилагает к слезам слезы и сплетает молитвы с сердечными воздыханиями и
верою. И надежда женщины не была напрасной: прозрела она и на второй глаз к
общему удивлению бывших тогда в храме Святой
Софии. Иконописцу Симеону архиепископ Пимен
приказал написать икону Богоматери с Богомладенцем, а пред Ними стоящего и
молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя совсем не было
бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую браду
на лице святого Никиты. Размышляя об этом, Симеон начал дремать, пошел к постели
своей и заснул. И вот в тонком сне он внезапно услышал голос: «Симеон, ты
думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады
у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа
Никиту с брадою». Симеон проснулся, но никого не видел.
Поспешил передать видение свое архиепископу Пимену, и архиепископ
прославил Бога. Образ святителя написан был так, как он сам
повелел. В то же время на всяком месте и при
всяких обстоятельствах святитель Никита являлся на помощь тем, которые с верой и
молитвой прибегали к нему. Во время обретения мощей святителя Никиты, по
молитвам его, Бог увенчал победой русское оружие в войне с ливонцами. При взятии
Ругодива и в русском войске, и в неприятельском видели, что святитель Никита
ездит по берегу реки Наровы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке,
увенчанным крестом, отражает врагов от русских полков. Это
засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же
подтвердил и старейшина града Ругодива — латинянин, по имени Иоанн, когда увидел
образ свт. Никиты. В настоящее время мощи святого Никиты
открыто почивают на том же месте, где были обретены: под аркой между приделами
богоотец Иоакима и Анны и Богородице-Рождественским в богатой серебряной раке, в
которую переложены из древней в 1846 году, 30 апреля. Память святителя
празднуется дважды в году: 31 января/13 февраля и 30 апреля/3 мая — в день
обретения честных его мощей. |