ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА,
МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
(память 21 декабря/3 января)
Великий святитель Христов блаженный Петр
происходил из Галицко-Волынской области. Родители его были люди благочестивые и
богобоязненные; его отца звали Феодор, имя же матери его точно неизвестно. Перед
рождением святого Петра его матери привиделся пророческий сон: будто держит
она на руках барашка, между рогами которого растет дерево, покрытое
красивой листвой, цветами и плодами. В ветвях дерева теплились многочисленные
свечи, благоухание исходило от него. С изумлением рассказывала благочестивая
женщина своим близким о чудесном сновидении, которое впоследствии сбылось,
когда блаженный сын ее в изобилии духовных дарований стал первосвятителем и
молитвенником земли Русской. На седьмом году блаженный Петр был отдан
учителю. Однако грамота не давалась ему, и много скорбели о том родители
святого отрока, немалое огорчение испытывал и учитель. Но Господь чудесно
просветил ум Своего избранника. Однажды во сне святой отрок увидел мужа в
святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Он открыл
уста; святитель прикоснулся к языку его правой рукой, и святой Петр
почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени
блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих
сверстников. Двенадцати лет от роду святой Петр
удалился в одну из пустынных обителей своей родины и был пострижен в монашество.
Юный инок отрешился от своей воли и отдался в полное послушание старцу, своему
духовному руководителю. Святой Петр проходил тяжелое послушание на монастырской
поварне: и зимой, и летом носил он на своих плечах дрова и воду и мыл для братии
власяницы. Однако труд этого послушания не препятствовал святому первым по
церковному звону приходить ко всем дневным и ночным службам и уходить последним,
благоговейно и внимательно стоять в храме. Немало лет провел святой Петр
в таких подвигах, проходя монастырское житие по правилам прп. Иоанна
Лествичника. Всегда послушный своему наставнику, неленостно служа братии,
смиренный, кроткий и молчаливый подвижник являлся обители благим примером
добродетельного жития. Удостоившись диаконского, а потом и пресвитерского
сана, святой Петр оставался прежним смиренным иноком и служил братии, как и
раньше. Во время жития в обители у святого
созрело благочестивое желание научиться писанию святых икон. Старец одобрил это
благое намерение. С его благословения святой Петр прилежно принялся за дело и
быстро сделался искусным иконописцем. Благолепно писал он изображения
Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Его Матери и святых Божиих и за своей
работой возводил свои помыслы от земли к горним. Ум же его проникался
богомыслием, дух приближался к небесным жителям, образы которых писал на
иконах, и еще сильнее подвижник стремился к высшему совершенству, прося у
Господа благодатной помощи. С любовью занимался он писанием святых икон, а его
наставник раздавал их в благословение и своей братии, и приходившим в обитель
христолюбцам-мирянам. Случалось, что чудный иконописец продавал свои иконы,
чтобы вырученные деньги раздавать нищим. Спустя некоторое время, по повелению и с
благословения своего наставника, святой Петр оставляет монастырь и приискивает
себе место для более уединенной иноческой жизни. Обойдя окрестности, он
нашел безмолвное место на реке Рате и поставил здесь келлию и храм во имя Спаса
нашего Иисуса Христа (Преображенский). Не щадя сил своих, угодник Божий работал
своими руками, сооружая храм и келлии для себя и для иноков, которые вскоре
стали во множестве собираться под его духовное руководство. О братии святой Петр
заботился как чадолюбивый отец, наставляя своих учеников ко спасению не
столько словом назидания, сколько поучительным примером собственной жизни: он не
выставлял себя властным начальником братства и превосходил смирением младшего из
братий; был кроток и молчалив; на согрешающих учеников никогда не гневался, а
поучал их словами мира и любви. Святой Петр милостив был к бедным и не отпускал
без подаяния никого, кто просил Христа ради, помня изречение премудрого:
Милуяй нища, взаим дает Богови (Притч. 19, 17) и слово Господа: Будите
убо милосерди, якоже Отец ваш Милосерд есть (Лк. 6, 36). Щедро
благодетельствуя из средств монастыря, святой игумен много подавал нищим и от
себя, тайно от братии. Когда же случалось, что подавать было нечего, святой Петр
раздавал иконы, которые сам писал; не раз снимал он с себя власяницу, чтобы
укрыть бедняка от зимней стужи. Слава о дивных подвигах и добродетелях
блаженного игумена ратского распространилась по всей Волынско-Галицкой области.
Князь, бояре и простой народ стекались в обитель послушать его поучительного
слова. Когда прибыл в эту область Всероссийский Митрополит Максим (память 6/19
декабря), посещавший по обычаю все города своей митрополии ради церковного
устроения, святой Петр со своей братией явился к святителю, чтобы принять
благословение, и поднес ему образ Успения Пресвятой Богородицы, написанный им
самим. С любовью принял святитель икону Пресвятой Девы, украсил ее золотом и
драгоценными камнями и до конца жизни благоговейно хранил у себя в келлии,
молясь перед сей иконой о спасении земли Русской. По преставлении митрополита Максима (в
декабре 1305 года) игумен, по имени Геронтий, дерзнул восприять сан митрополита
и с этой целью отправился в Константинополь в сопровождении митрополичьих
сановников, взяв с собою из Владимира святительские одежды, пастырский жезл и ту
святую икону, которую блаженный Петр написал для почившего святителя. Слух о
таком происшествии распространился по всей Русской земле, и многие были
недовольны поступком Геронтия. В числе недовольных был и великий князь галицкий
Георгий Львович. Зная добродетельную жизнь блаженного Петра и его великие
подвиги, великий князь начал настойчиво убеждать святого игумена ратского
отправиться в Константинополь, чтобы восприять там святительство Галицкой
земли, в которой князю, недовольному поступком Геронтия, хотелось учредить
особую митрополию. Но святой Петр по великому смирению своему долго уклонялся от
настойчивых уговоров великого князя. Князь то убеждал его сам, то посылал для
этого бояр. Наконец святой Петр склонился на увещания Юрия Львовича и стал
готовиться в путь. Великий князь тайно от святого написал ко вселенскому
патриарху и его собору грамоту, в которой усердно просил патриарха о поставлении
святого Петра митрополитом Галицким. Послу с этой грамотой великий князь
приказал сопровождать будущего святителя в
Константинополь. Тем временем игумен Геронтий достиг
берега Черного моря и на корабле отправился к Царьграду. Плавание его было
крайне бедственно: поднялась буря, воздымались великие волны и противные ветры
относили судно в сторону от прямого пути. Святой же Петр вошел в корабль в
другой пристани и, путешествуя по другой полосе Черного моря, с попутным
ветром быстро, спокойно и благополучно прибыл, как будто прилетел, к
стенам Константинополя. Геронтию, опечаленному продолжительным и тяжелым
плаванием, было во сне видение: явилась икона Пресвятой Богородицы, написанная
святым Петром, которую он вез с собою, и был от нее глас: «Напрасно
претерпеваешь ты трудности столь далекого пути: не достанется тебе сан
святительский, которого ты домогаешься. Тот, кто написал Мой образ, игумен
ратский Петр, служитель Сына Моего и Бога и Мой, возведен будет на высокий
престол славной митрополии Русской, украсит сей престол, будет добрым пастырем
людей, за которых Христос, Сын Мой и Господь, пролил кровь Свою, от Меня
восприятую, и, пожив богоугодно, он в маститой старости преставится к
вожделенному Владыке и Первосвятителю». Объятый ужасом, Геронтий проснулся и
сказал своим спутникам: «Напрасно мы трудимся, братия, ибо желаемого не
получим». На расспросы о причине такого уныния Геронтий рассказал о видении и
передал слова, которые слышал от святой иконы. С великим трудом, истомленные
бурным плаванием, достигли они наконец Константинополя уже после того, как
прибыл туда святой Петр. Патриарший вселенский престол занимал тогда святой
Афанасий (память 24 октября/6 ноября). Святой Петр явился к нему в сопровождении
великокняжеского сановника; при входе блаженного палата, где находился
патриарх, наполнилась благоуханием; отсюда святитель Константинопольский
уразумел, что святой Петр послан
Богом, и принял его с любовью. Известившись из послания
великого князя о цели прибытия блаженного игумена, патриарх немедленно созвал
Собор, который избрал святого Петра митрополитом не только Галицкой, но и всей
Русской земли. Так исполнилось видение, бывшее матери святого Петра еще до его
рождения, так осуществились пророческие слова, которые слышал игумен Геронтий от святой иконы Божией Матери. Когда во
время Божественной литургии совершено было поставление
блаженного в святительский сан, лицо его просветилось как солнце. Патриарх и
сослужившие с ним, видя это, в удивлении говорили: «Человек этот пришел к нам по
повелению Божию и Его благодатью будет добрым пастырем порученного ему
словесного стада». Поставление святого Петра в митрополита
произошло в мае или июне 1308 года. Вскоре после этого приехал и Геронтий. Он
пришел к патриарху и, против воли своей, рассказал обо всем случившемся с
ним в пути, не умолчал и о бывшем ему видении. Патриарх отечески увещевал
его не думать о земном, но помышлять о горних и возлагать свое упование на Бога,
Который дарует Свои щедроты, кому хочет. Поучив Геронтия от правил святых отец о
сане святительском, который не может быть ни дарован мирскими властями, ни
самовольно захвачен всяким честолюбцем, патриарх отобрал у него взятый из
Владимира архипастырский жезл и одежды и вручил их святому Петру вместе с
чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И при этом сказал: «Приими Богородичный
образ святой, который ты написал своими руками. За труд свой ты получил
награду: сама икона изрекла о тебе пророчество». После поставления святого Петра патриарх
каждый день беседовал с ним о трудностях пастырского служения в Русской земле, а
затем отпустил святителя в его страну. Благополучно прибыл святой Петр в Русские
пределы и ревностно отдался трудам пастырства. С великим усердием, кротостью и
смирением он укреплял в сердцах верующих правила веры и жизни христианской,
поколебленные в русском народе монгольским владычеством. Подобно великим
вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну
Златоусту, блаженный Петр в поучениях своих предлагал Богом вверенной ему пастве
истолкование Священных Писаний евангельских и апостольских и сей проповедью
вместе с примером собственной подвижнической жизни утверждал истинную Христову
веру в областях своей обширной митрополии. В то время престол Русской митрополии
помещался во Владимире на Клязьме, и местом жительства святителя Петра был этот
город. Но ревностный святитель часто посещал и близкие, и отдаленные области,
путешествуя и по земле Волынской, Киевской и Суздальской. И не в одних
больших городах святитель бывал для благоустроения Церкви и назидания верующих.
Он посещал даже и села и здесь поучал народ истине Христовой. Невзирая ни на
какие трудности, терпеливо перенося болезни и лишения, святитель Божий заботился
о вверенном ему стаде словесных овец. Однако, несмотря на высокие духовные
дарования и неустанные пастырские труды святого Петра, не сразу признали его
своим пастырем все овцы его духовного стада. У святого Петра были противники при самом
вступлении его на кафедру Русской митрополии. Были люди, которые не желали его
святительства и старались лишить его власти. Тверской епископ Андрей, происходивший из
литовский князей, послал на святого митрополита донос Константинопольскому
патриарху Афанасию. Он обвинял святителя в каких-то тяжких преступлениях.
Удивился и не поверил патриарх наветам на святого Петра, но, чтобы проверить их,
отправил к нему со своим клириком следующее послание: «Всесвященнейший
митрополит Киевский и всея России, во Святом Духе возлюбленный брат и
сослужитель нашего смирения Петр! Ты знаешь, что избранием Святаго Духа
поставлен ты пастырем и учителем словесного стада Христова. И вот ныне от вашего
народа и из твоей страны дошли до моего слуха тяжкие на тебя обвинения и смутили
мою мысль. Постарайся, сын мой, очистить и исправить
это». Замысел Андрея и ранее не был тайной для
святого Петра, и не смутился он, но все свое упование он возложил на Господа,
говоря: Терпя потерпех Господа и внят ми, аще Бог по нас, кто на ны? (Пс.
39, 2; Рим. 8, 31). Когда же прибыл патриарший посол, немедленно составился
Собор в Переяславле-Залесском в 1310 году. На Соборе присутствовали епископ
Симеон и игумен Прохор Ростовские, патриарший посол и призванный сюда Тверской
епископ Андрей. Великий князь Михаил Ярославич был тогда в Орде и вместо него на
Соборе присутствовали малолетние сыновья его Димитрий и Александр. Собралось
несколько князей, много бояр; съехались лучшие из игуменов и чернецов и
множество белого духовенства. По прочтении патриаршего послания в
собрании поднялись распри и великий шум. Некоторые из
присутствовавших, имевшие вражду на святителя, стали на сторону доносчика,
другие же, почитая угодника Божия, восстали против ложных обвинений. Враждебное
настроение между спорившими все разгоралось, и тогда святой Петр обратился к ним
со словами кротости: «Братия и дети о Христе возлюбленные! Я не лучше пророка
Ионы, который был причиной морской бури и для укрощения ее брошен с корабля в
море. Из-за меня происходит ныне волнение. Извергните же меня, и
прекратится среди вас смятение; зачем вы так волнуетесь из-за меня? Изберите из
своей среды пастыря, угодного для всех». Но Собор оправдал святителя Петра. На
Соборе не утаилось, кто истинный виновник смуты, открылся ложный донос
епископа Андрея, и доносчик был посрамлен и унижен перед всеми. Но кроткий
первосвятитель земли Русской не желал унижения своего врага. Он обратился к нему
со словом всепрощения и утешения: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный
завистник рода человеческого диавол возбудил эту брань. Берегись впредь,
чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит». Преподав
наставление духовенству и мирским участникам Собора, святой Петр закрыл
его. Вскоре после Переяславского Собора
великий князь Михаил Ярославич Тверской жаловался на святого Петра
патриарху Константинопольскому Нифонту, обвиняя святителя в том, что он
дозволяет браки в незаконных степенях родства и что берет мзду с поставленных на
священные степени. Но эта жалоба не имела успеха может быть от того, что
обвинения были ложны, а может быть и потому, что патриарх Нифонт не успел
произвести расследования, так как скоро лишен был
престола. В трудное время правил Русской Церковью
митрополит Петр — во время монгольского владычества над Русью и княжеских
усобиц. И святителю приходилось ездить в Орду, чтобы умилостивлять грозного
хана и мирить враждующих князей. В 1313 году святой Петр по распоряжению
хана Узбека, который только что вступил на престол, предпринял далекое
путешествие в Орду вместе с великим князем Михаилом Ярославичем —
жаловаться хану на обиды, чинимые Церкви лукавыми людьми, и ходатайствовал
пред ним о даровании покровительства Русской Церкви и духовенству. С
великой честью принял грозный хан смиренного святителя, не стал удерживать его
долго в Орде и с честью отпустил на Русь, приказав выдать ему весьма милостивую
грамоту, в которой ограждались неприкосновенность православной веры, имущество и
права Церкви и духовенства на Русской земле. Во время княжеских междоусобий святитель
Петр не раз являлся любвеобильным советником и миротворцем враждующих
князей. В 1310 году святитель был в Брянске. В то
время к городу подступил с татарской ратью князь Василий, племянник
брянского князя Святослава Глебовича, обиженный им, лишенный Брянского
стола за год до этого происшествия. Святой Петр уговаривал князя поделиться
волостью с племянником или, оставивши ему все, бежать из города, а не биться. Не
внял Святослав кроткому увещанию святителя, понадеялся на свою силу и на помощь
брянцев. Но брянцы изменили Святославу во время самого сражения, и князь был
убит. Татары ворвались в самый город, и святой Петр укрылся в храме, чтобы
спасти свою жизнь. В следующем году святой Петр настоял,
чтобы князь Димитрий Михайлович Тверской, который хотел идти на разорение
Нижегородской области, распустил рать. Заботы святителя о внешнем благе Церкви и
о внутреннем мире на Руси не мешали ему ревностно исполнять свои пастырские
обязанности. По-прежнему он объезжал города и селения своей митрополии и
надзирал за верой и жизнью христиан. Защищая православную веру, святой Петр вел
спор с еретиком Сеитом, показал ему всю ложность его учения и проклял еретика
(когда и где происходил этот спор — неизвестно. Точно неизвестно также и то, кто
такой был этот Сеит и какую ересь он проповедовал. Предполагают, что он был
магометанин, духовное лицо. Вероятно, Сеит был высшим начальником монголов,
только что обращенных в магометанство при хане Узбеке. Целью же его спора с
русским первосвятителем могло быть стремление обратить и русских христиан,
подвластных монголам, в магометанскую веру). Святитель прилагал труды к трудам,
смирение к смирению. Ревностный пастырь не чувствовал тяжести трудов, которые
нес, не замечал болезней, которые его посещали. Для виновных святой Петр
был строгим начальником, для обездоленного люда являлся усердным
благотворителем, истинным отцом сирот, убогих и вдов. Старость не охладила
пастырской ревности святого Петра. Для иереев же он был постоянным
учителем, наставлял их, как следует руководить ко спасению Христово стадо,
строго наказывал ведущих соблазнительный образ жизни, зорко следил за иноками и
инокинями. Для духовного назидания своей паствы
святой Петр многократно писал послания, из которых до нашего времени
сохранились только два. В первом послании своем святитель говорит
священникам: «Знайте, дети, в какое достоинство вы призваны Богом. Апостол Павел
пишет: Кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да
пребывает (1 Кор. 7, 20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви,
пастырями словесных овец, за которых Христос пролил Свою спасительную
кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые
млеко ядят и волною одеваются, а об овцах не пекутся (Иез. 34, 3).
И не входящие дверми во двор овчий также не суть пастыри, но татие и разбойницы (Ин. 10, 1, 8). Но вы, дети, таким не
последуйте. Подражайте же истинному пастырю — Христу, как сам Он сказал в
Евангелии: Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за
овцы (Ин. 10, 11) и пр. Будьте, дети, образцом для своего стада, по слову
Спасителя, как Он говорил Своим апостолам: Вы есте соль земли, вы есте свет
мира. Тако да просветится свет ваш пред человека, яко да видят ваша добрая дела
и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5, 13—14, 16). Прежде всего вам
нужно просветится сими добродетелями: кротостью и смирением, также блюстись от
всех дел непристойных, которыми мир
соблазняется. Горе человеку тому, — сказал Спаситель, —
имже соблазн приходит (Мф. 18, 7). Оградившись страхом Божием, отсеките,
дети, от сердец ваших всякую отрасль, пагубную для души: гнев, ярость, зависть,
ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо
сказано: Всяко слово гнило до не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29). И
Спаситель говорит: От словес своих
оправдишися и от словес своих осудишися (Мф. 12, 37). Будьте, дети, в
дому Божием как маслина плодовитая, приносите плоды духовные, святость.
Упражняйтесь в чтении духовных книг и учении день и ночь, по слову пророка: В
законе Господни поучится день и нощь (Пс. 1, 2). Вы — люди святые,
царское священие, язык свят (1 Пет. 2, 9). Да почивает на вас Дух Святый,
как пишет Василий Великий Кесарийский в Божественной литургии: “Свят бо есть
Господь и во святых почиваяй”. Нужно, чтобы дела ваши соответствовали
имени вашего священства: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20).
Облекитесь, дети, как избранные Божии, во оружие света, то есть в благочестие.
Если таким образом сами вы, дети, будете творить добрые дела пред Богом, тогда в
состоянии будете научить и своих детей духовных. Ибо сказано: Иже сотворит и
научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5, 19). Иерей должен
приносить молитву Богу сперва за себя, потом и за людские прегрешения, а
духовных детей своих сперва поучать страху Божию, потом покаянию во грехах,
любви, кротости, смирению, милостыне. Без епитимии детей своих не держите, но
назначайте против каждого греха соответствующую по силе; вовремя надо связать и
вовремя разрешить. Учите же детей своих всегда удаляться от блуда и пьянства,
чародеяния, волхвования, лихвы, да не будут рабами греха. Если так, дети,
сотворите и научите, как я написал вам по закону Божию, тогда возможете сказать
Богу: се мы и дети, которых Ты нам дал, и вы примете похвалу от Бога и
неизреченную радость. Но если не сотворите и не упасете своего стада, великая
ожидает вас пагуба и вечное мучение. Ибо все блага света сего — ничто пред Богом
сравнительно с душою человеческой. Посему, Бога ради, всеми силами потщитесь, дети, проводить жизнь в
страхе Божием, чтобы упасти себя и стадо свое и избавиться от вечной муки.
Писанием и неписанием понуждаю вас, дети, на дела благие, потому что я должен
всегда напоминать вам и писать о том, что душеполезно и спасительно. Вместе и
сам прошу вас, преподобные: помолитесь о моем недостоинстве и о моей худости, по
слову Писания: Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16).
Да сподобит Бог всех нас без вреда освободиться от сей суетной жизни и
получить вечное блаженство и неизреченную радость Христа Бога нашего, молитвами
Владычицы нашей Богородицы. Наконец, будем славить Безначального Отца и
Единородного Сына Его, Христа Бога нашего, и Пречистого, Преблагого,
Животворящего Духа, ибо так верными славится пресвятое имя Божие и тою
Божественною силою мы избавляемся от врагов видимых и невидимых в сем веке и в
будущем, во веки. Аминь». Второе поучение святого митрополита
обращено не только к духовенству, но и к мирянам: «Молюся Богу, — пишет
святитель сначала к пастырям Церкви, — да будете душою чисты и крепки
телом, здоровы и с женами и детьми своими, так чтобы вы могли исполнить
заповеди Христовы: правую веру во Святую Троицу, любовь друг ко другу, правду и
целомудрие, милостыню, исповедание грехов и все, чем угождаем Богу. Христос
сказал: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, тот есть любяй Мя (Ин. 14,
21). Исполняйте же заповеди Его, да возлюблени будете от Христа. Апостол
говорит: Вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20), так и дела без веры
мертвы, ибо грехи очищаются милостыней и
верой. Много раз писал к вам, священникам и
монахам, о том, как вам жить, как соблюсти в чистоте и непорочности священство,
которое вы приняли от Святого Духа, как пасти людей Божиих, живущих в сем
мятежном мире и согрешающих: лжущих, обидящих, совершающих
клятвопреступления и другие грехи. И этим поучением хочу вас утешить, так
как о многом вы будете истязаемы и воспримите заслуженное на суде Христовом:
прежде всего о святом крещении, которое приняли, затем о священстве и, наконец,
о детях своих духовных. Мы, пастыри, должны за все это дать ответ, потому что в
этом мире сияем как звезды, как ученики Христовы, по Его слову, ибо Он говорит:
Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и
прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5, 16). Учителям следует прежде
всего внимать себе (подумать о своей душе), а учащему и не исполняющему то, чему
он учит, нет никакой пользы. Ибо всякий, кто только говорит и поучает, но не
исполняет этого, сам подобен меди звенящей. А иже
сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5,
19). Епитимии нам передали святые отцы на
спасение, чтобы подавать согрешающим на очищение грехов. А вы их не даете.
Вы смотрите, как бы получить что-нибудь с согрешающих, а они пребывают во грехах
своих: троеженца и четвероженца, живущего с женою без церковного венчания, не
запрещаете, то есть не отлучаете от святого причащения. Если так поступаете вы,
то какой успех вашего пастырства? Много раз писал я к вам и о следующем.
Когда у священника умрет жена, пусть идет он в монастырь, и тогда может
священнодействовать; если же он слаб и любит мир, пусть не служит. Если не
послушает он моего распоряжения, пусть будет неблагословен, и те, кто сообщается
с ним. Вы же, как аспиды, заткнувши уши свои, не слышите, но готовы умереть
во грехах ваших. Да не будет так. Снова
пишу вам, и если хотите быть чадами Христовыми и моими
возлюбленными детьми, желая предстать без осуждения на Страшном суде Христовом,
то послушайте узаконения святых отцов, послушайте меня, сердечно хотящего спасения душам вашим: возьмите иго Христово,
возьмите крест Христов, последуйте Ему, да сторицею получите жизнь вечную
в будущем веке. Если же опять ослушаетесь моего распоряжения — в монастырь не
пойдете, то имею вас неблагословенных
и лишаю священства, по слову апостола: Не льстите себе: ни блудницы,
ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царствия Божия не наследят (1
Кор. 6, 9—10). Который же священник начинает пить вино, а службы Божественной не
оставит, то он не истинный священник Христов». Далее святой Петр обращается к простым
верующим: «Вы же, люди Христовы, язык святой, новое достояние, имейте в себе
страх Божий, помните о суде, смерти и воскресении, о жизни вечной праведным и
вечной муке грешным. Спешите в церковь, приносите Богу дар от своего имения на
очищение. Священников Божиих любите, любите и почитайте монахов, милуйте убогих,
вдов и сирот, плененных и заключенных в темницы; каждый пусть благотворит по
силе, одевает нагих, да услышит блаженный глас: Приидите, благословеннии Отца
Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34).
Милость Божия и мое благословение да будет
с вами во веки веков. Аминь». Во время своих путешествий по митрополии
святой Петр часто останавливался в Москве, которая в то время представляла
собой небольшой и малолюдный городок, расположенный на Боровицком холме,
при слиянии рек Москвы и Неглинной. Московским князем при святом Петре был
сначала внук святого Александра Невского — Георгий Данилович, потом брат его
Иоанн Данилович, по прозванию Калита. Но так как князь Георгий часто и надолго
уезжал из Москвы, то ею правил брат его Иоанн. Этот князь относился к святому
Петру с великой любовью и почтением, и святитель Божий возлюбил князя за его
преданность православной вере, добродетельную жизнь, милосердие к бедным, за
любовь к чтению и слушанию Божественного Писания. Более, чем в других городах,
стал святой Петр проживать в Москве, где для него был построен особый дом.
Незадолго до своей блаженной кончины святой Петр посоветовал князю построить в
Москве каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тогда в Москве еще не
было каменного храма. При этом святитель пророчествовал: «Если послушаешь
меня, сын мой, и воздвигнешь храм Пречистыя Богородицы в сем городе, то и
сам прославишься более других князей, и сыновья и внуки твои прославятся в
роды, и город этот будет славен среди других городов русских. Враги его будут
посрамлены, и Бог прославится в нем; святители будут жить, еще же и мои кости в
нем будут положены». Князь поспешил исполнить совет святителя,
и 4 августа 1326 года святой Петр совершил закладку храма, впоследствии
знаменитого Успенского собора. Как ни поспешно, по воле святители и
усердию князя, производилась постройка, но святой Петр не дождался ее
завершения. Князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине
ее снег. Но вдруг снег растаял и исчез. Князь рассказал свой сон святителю и
услышал от него такое объяснение: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — это я
смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из этой
жизни». Получив откровение о близости своей
кончины, святитель собственными руками устраивал для себя каменную гробницу близ
жертвенника в сооружавшемся храме. Вскоре после того возвещено было святому
через Ангела о самом дне отшествия его к Богу, Которого он возлюбил от юности.
Исполненный духовной радости, святой Петр совершил в тот день Божественную
литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих
пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный
причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и
своих слуг, он раздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр
распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил
значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы. Князя
Иоанна в Москве тогда не было, и святой Петр вручил свои деньги его вельможе
Протасию, который был хорошим христианином. Святитель сказал Протасию: «Сын мой,
вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога
возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой
меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует
он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и
память его да распространится». Еще ранее святой Петр благословлял князя
и весь род его своим шейным крестом, которым московские князья
благословляли старших сыновей своих, наследников московского великокняжеского
престола. Наступил вечер, и святой начал совершать
вечерню; во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору, которого избрал
своим преемником, и сказал ему: «Мир тебе, сын мой, я умираю». Воздев руки горе,
блаженный предал святую душу свою Господу. Кончина святого Петра последовала в
ночь с 20 на 21 декабря 1326 года. Известили князя о преставлении святителя.
Иоанн Данилович поспешил в Москву со всеми вельможами своими и горько скорбел о
кончине доброго отца своего и друга. Погребение тела святителя на другой день
после его смерти совершил Луцкий епископ Феодосий. Когда совершалось
торжественное перенесение мощей в храм в предшествовании многочисленного
духовенства и в сопровождении князя, вельмож и множества народа, один иноверец в
осуждение размышлял: зачем мертвому человеку воздают такие почести — за ним идет
сам князь и множество народа? Только что он это подумал, как увидел, что святой
Петр сидит на одре, на котором его несли, и на обе стороны благословляет народ.
Об этом видении сам иноверец после засвидетельствовал с
клятвой. В то же время получили исцеление от мощей
святителя трое больных. Тело святого Петра было положено в
приготовленную им самим гробницу и погребено в недоконченном храме Успения
Пресвятой Богородицы, в отделении жертвенника у правой стены. Через
несколько дней после погребения святителя при гробе его получил исцеление юноша,
не владевший руками со дня рождения. Вскоре здесь же, по молитве, возвратился
слух к глухому и прозрел слепец. Много и других чудес совершалось по вере в
небесное предстательство святого Петра митрополита, но и по преставлении
блаженный являл смирение, коими преукрашен был в жизни: в тайне остались многие
совершенные при его мощах исцеления сокровенных болезней. Князь Иоанн
Даниилович приказал составить описание чудес святого, которое и было прочитано
Ростовским епископом Прохором в стольном граде Владимире с церковного
амвона всенародно в праздничный день при соборном служении. В это время иноверец
и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении
святителя. Преемник святого Петра митрополит
Феогност, зная о чудесах, совершавшихся при мощах почившего святителя,
донес о сем патриарху Константинопольскому. Патриарх Иоанн с собором
святителей, рассмотрев послание русского митрополита, возблагодарил Бога,
прославляющего святых Своих, и написал в июле 1339 года Фегносту следующую
грамоту, которой устанавливалось празднование святому митрополиту Петру:
«Преосвященнейший Митрополит всея России и пречестный во Святом Духе
возлюбленный брат и сослужитель нашего смирения! Благодать и мир от Бога да
будет твоему святительству! Получили мы послание твоего святительства,
извещающее и удостоверяющее нас о бывшем до тебя святителе той же Святейшей
Церкви, как он по смерти прославлен от Бога и явлен истинным угодником Его, так
что совершаются им великие чудеса и исцеляются болезни всякого рода. И мы
возрадовались о сем и возслали Богу подобающее славословие. А поелику твое
святительство и от нас искало наставления, как поступить с таковыми святыми
мощами, то ты сам знаешь, какой есть чин на то во Святой Божией Церкви. Получив
твердое и несомненное удостоверение относительно сего, святительство твое и в
настоящем случае да поступит вполне по этому уставу Церкви: почти и ублажи
угодника Божия песнопениями и священными славословиями и предай сия на будущие
времена в хвалу и славу Богу, прославляющему славящих Его. Благодать Господня
да будет с тобою». По получении патриаршего послания
митрополит Феогност с великой радостью объявил его великому князю и всему
народу и учинил празднование святому Петру. И с того времени совершается
празднование блаженной памяти святителя и чудотворца Петра, митрополита
Киевского и всея России. Небесным его предстательством источаются исцеления
недугов телесных и душевных всем, с верою притекающим с молитвой ко гробу
его. В 1472 году митрополит Московский Филипп
предпринял перестройку Успенского собора, основанного святым Петром, так
как собор обветшал и грозил падением, к тому же он был маловместителен. Новый
храм предположено было построить на месте старого, но в значительно больших
размерах и притом поставить его так, чтобы он со всех сторон равномерно облагал
старый собор. Гробница с мощами святого Петра, по мысли митрополита, должна была
остаться на прежнем месте, а так как пол в новом храме поднят был выше
против прежнего более чем в рост человека, то надо было поднять гробницу, чтобы
оставить ее сверх пола, как было и прежде. Когда пришло время строить
отделение жертвенника, в котором почивали мощи святого Петра, и надо
было их перенести оттуда, чтобы после положить превозвышенно на
прежнем месте, митрополит Филипп обратился за разрешением этого важного
дела к великому князю Иоанну Васильевичу III, а тот представил его решить
самому митрополиту с собором епископов и духовенства. Тогда митрополит собрал
епископов, наиболее разумных архимандритов и священников и после совещания
с ними дерзнул вынуть мощи святого Петра. Ночью 14 июня он пришел ко гробу
святителя с духовенством и повелел священникам разбирать надгробие. Митрополит
трепетал, обливался слезами и размышлял, угодно ли будет святому, что поднимут
его мощи. Оказалось, что гробница святого сильно пострадала от пожара, бывшего
во время нашествия Тохтамыша в 1382 году, когда ворвавшиеся монголы искали
драгоценности и для того разобрали гробницу чудотворца, но, ничего не
найдя, зажгли храм; обнаружились мощи святителя — его кости. Но и голые кости
праведных источают исцеления, ибо неложно слово Писания: Кости их да
процветут от места их (Сир. 46, 14). И сколько чудес в разное время
совершилось у гроба святого Петра! Их много записано в разных летописях, но еще
больше их осталось неизвестно потомству. Так открыты были честные и
многоцелебные мощи великого чудотворца Петра спустя 146 лет после его
кончины. По обретении святые мощи положены были с
подобающим молитвословием в новую каменную гробницу, которая и поставлена была в
строящемся храме близ северных дверей для народного поклонения. После сооружения
новой раки 1 июля 1472 года состоялось торжественное перенесение в нее честных
мощей святого Петра в присутствии митрополита, епископов, великого князя, других
князей, бояр и множества народа. Но невозможно было оставить без прикрытия
святые мощи среди строящегося храма, и поэтому великий князь повелел на
месте будущего алтаря построить временный деревянный храм во имя
Успения Пресвятой Богородицы, приградивши к нему и гроб святого чудотворца
Петра. Когда кладка собора, строившегося
неискусными русскими мастерами, приближалась к концу, в мае 1474 года часть стен
собора, его своды и столбы обрушились. Засыпало при этом и гроб святого Петра,
однако нисколько не повредило его. Приходилось начинать постройку снова, и мощи
святителя перенесли на время в церковь преподобного Иоанна Лествичника, что
под колокольней. То было 16 апреля 1475 года. Здесь они стояли четыре
года в продолжение этой, третьей по счету, постройки Успенского собора,
производившейся итальянским архитектором Аристотелем Фиоравенти. 24 августа
1479 года мощи святого основателя Успенского собора снова перенесены в собор и
положены на месте его погребения, на том самом месте, где находятся и ныне —
между северным предалтарием главного престола и приделом святых апостолов Петра
и Павла. Святой Петр издавна почитается защитником
Русской земли. Вот какими словами, по сказанию летописи, молился перед его
мощами Иоанн Васильевич IV со своим братом князем Георгием: «Ныне пришла на нас
великая беда от басурман и тебе подобает о нас молиться. Тебя, как светлую
свечу, Бог зажег нам и поставил на свещнице. Тебя Бог даровал крепкого стража
роду нашему и всему православному христианству. Не оставь же нас во время скорби
нашей, помоли о нас Бога и о всем роде христианском, да избавит нас от
поганых». |