ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПОЛИКАРПА,
АРХИМАНДРИТА
ПЕЧЕРСКОГО, В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ
ПОЧИВАЮЩЕГО
(память 24 июля/6 августа)
Преподобный Поликарп, архимандрит
Печерский, жил в XII веке. Отрекшись от житейских благ и мирской жизни, он
принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре и в своей жизни усердно
подражал подвигам основателей обители — преподобному Антонию (+1073; память
10/23 июля и 28 сентября/ 11 октября) и Феодосию (+1074; память 8/21 мая и
14/27 августа). В 1164 году, после смерти игумена Акиндина I, святой Поликарп за
свою рассудительность и добродетельную жизнь был единодушно избран братией
настоятелем монастыря, архимандритом Печерским. Приняв начальство над великой лаврой,
святой Поликарп строго сохранял устав, положенный преподобным
Феодосием. Он был искусным руководителем иноков в монашеском делании.
Святая жизнь преподобного Поликарпа внушала к нему уважение не только
монастырской братии, но и многих мирян, приходивших к нему для
назидания. Особенную любовь к преподобному Поликарпу питал великий князь
киевский Ростислав Мстиславич (1158—1167). Каждую субботу и воскресенье
Великого поста он приглашал святого Поликарпа и двенадцать старцев
обители к своей трапезе, чтобы послушать их богодухновенные беседы. Под
влиянием преподобного Поликарпа великий князь укреплялся в благочестии и
неоднократно просил принять его иноком в монастырь. Но святой Поликарп
говорил ему: «Князь благочестивый! Бог повелел тебе жить так: творить правду,
судить праведным судом и неизменно стоять в крестном целовании». Князь возражал:
«Отче святый! Княжение в этом мире не может обойтись без греха и уже измучило и
изнурило меня вседневными заботами и трудами; хотел бы я хоть немного в старости
моей послужить Богу и поревновать таким князьям и царям, которые, пройдя узкий и
прискорбный путь, получили Царство Небесное. Слышал я о желании великого в царях
Константина, уже с небес явившегося одному из старцев и сказавшего, что если
бы он знал, какую великую честь получает чин иноческий, как огненными крылами
они невозбранно возлегают к Престолу Владыки, то снял бы с себя венец и
багряницу царские и облекся бы в иноческие одежды». Выслушав это, преподобный
Поликарп сказал: «Если желаешь этого от сердца, воля Божия да будет».
Князь, однако, не успел выполнить своего желания, но что оно было у него
искренне и от сердца, это доказал таким образом. Будучи проездом в г. Смоленске, он вдруг
серьезно заболел и во время болезни приказал везти себя в Киев. Сестра его
Рогнеда, видя сильное изнеможение брата, умоляла его: «Останься здесь в
Смоленске, и мы положим тебя в созданной нами церкви». Он же отвечал ей:
«Не делайте этого. Хотя я немощен, но пусть везут меня в Киев, и если Бог
возьмет меня на пути, пусть положат тело
мое в церкви, построенной отцом моим — в монастыре св. Феодора. Если же
Бог избавит меня от этой болезни и подаст мне здравие, то я даю обет быть иноком
Печерского монастыря при блаженном Поликарпе». Когда болезнь его усилилась
и уже он был при смерти, то сказал своему духовнику иерею Симеону: «Ты воздашь
ответ перед Богом за то, что воспрепятствовал мне постричься от святого того
мужа в Печерском монастыре, ибо истинно желал того, — и да не вменит мне Господь
во грех, что не исполнил я обета». И так принял он блаженную кончину.
Началом и причиной высоко добродетельной жизни этого князя был св. Поликарп,
Божественные наставления коего и особенно живой личный пример его
неотразимо действовали на душу князя. Он не только братию иноческую привлек
своим примером к добродетели, но и мирских людей наставлял на путь
спасения. После кончины великого князя Ростислава в
1167 году преподобный Поликарп подвергся гонению со стороны митрополита
Константина II (1167—1175) за то, что он, согласно Студийскому уставу X века,
упразднял посты в среду и пятницу, если эти дни совпадали с Господскими
праздниками. Спор о постах был в то время общим для Русской Церкви. Для решения
этого вопроса был созван Собор, на котором мнения разделились, и преподобный
Поликарп был заключен в темницу. В 1169 году князь Мстислав Андреевич взял Киев
и отдал его на разгромление своим войскам. Киевляне, убежденные в невинности
святого Поликарпа, видели в разорении Киева наказание Божие за несправедливость
митрополита в отношении к святому. Преподобный Поликарп был освобожден из
заточения. Преподобный Поликарп мирно отошел к Богу
24 июля 1182 года в глубокой старости. Тело святого было положено в Ближних
(Антониевых) пещерах. После его кончины братия не могли избрать себе игумена,
так как все достойные старцы по смирению отказывались, предпочитая жить в полном
повиновении и проводить время в уединенном богомыслии и молитве, чем управлять
другими и развлекаться многоразличными заботами и внешними трудами. И настала
великая скорбь и печаль среди братии: все понимали, что такому великому стаду не
подобает оставаться без пастыря. И вот по звону колокола все братия собрались в
церковь и стали молиться о нужде своей Господу Богу, Его Пречистой Матери,
преподобным Антонию и Феодосию и новопреставленному своему игумену
Поликарпу, чтобы сей последний указал им, кого избрать игуменом и этим
известить, угодил ли он своей жизнью Господу. После молитвы произошло чудо:
собравшиеся иноки неожиданно для себя вдруг стали говорить в один голос,
что игуменом нужно избрать благочестивого иерея Василия, служившего на
Щекавице (название урочища) в Киеве. Некоторые источники ошибочно сообщают, что преподобный Поликарп был
одним из составителей Печерского Патерика. Составителем житий был инок
Киево-Печерского монастыря с именем также Поликарп, но он жил в XIII веке и
был учеником святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского
(+1226; память 10/23 мая).
|