ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ
РОМАНА
РЯЗАНСКОГО
(память 19 июля/1 августа)
Святой благоверный князь Роман Олегович
Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую
землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей,
заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук святого
равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети
князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук
Константина Владимир Святославич был примером бескорыстия и самоотвержения,
святой Муромский чудотворец Петр (+1228; память 25 июня/8 июля) также был
внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский
монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли
в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман
умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом
исповедничества. Детство и юность святого князя Романа
пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это оставило
отпечаток на судьбе святого князя Романа, как и тысяч его современников. Он
лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно,
что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как
уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен
епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в
Муром. Лишенный родных и крова, святой князь
Роман с юности шел к исповедническому подвигу путем скорбей и
страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому
обычаю, церковное. Начало премудрости — страх Божий — полагалось в основание
жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламенел
любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение,
любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего
страстотерпца и исповедника. Когда отец вернулся из татарского плена,
благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня
Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней
верой и благотворительностью. Трое сыновей — княжичи Феодор, Ярослав и
Константин — воспитывались в благочестии и страхе
Божием. 20 марта 1258 года, после кончины отца
князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь
Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время
медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление
княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати
тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых
разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался
облегчить участь разоренного народа. Словом и примером совей жизни он внушал
окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани
(баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от
насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану
Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую
веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на
суд. Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться в
Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его
любивших. Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между
сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В
Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти
многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению
хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В
порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним:
“Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати
веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Христианин
есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера погана
есть”». Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя
непреклонность устремились на него и начали бить немилостиво. «Христианин
есть, — восклицал князь, осыпаемый ударами, — и свята воистину вера
христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями,
бросили в темницу. В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, св.
князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию,
бывшая одной из основных добродетелей его жизни, поддерживала
страдальца и вливала в него новые силы для перенесения наступивших мучений.
Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился. Жребий его уже был
решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа.
С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни.
Князь спокойно шел на мучение; на лице его отражалось чувство христианского
смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим,
очистившимся в горниле искушений. Исповедник Христов не страшился
умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей — смерть
медленная. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу
своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им
гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи
глаза, обрезали губы. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена
страдальца, св. страстотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и
ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от
главы его и копие возоткнуша». Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь рязанский Роман
Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи
мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с
благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным.
Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось
сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым
мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (+421; память 27
ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие
Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем
черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную
христианскую веру». В 1812 году, в день памяти благоверного
князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память
об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ
святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался
так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи
тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая
рука простерта на молитву, а левая держит город с
церковью». С 1854 года совершается в Рязани крестный
ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в
честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского
кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во
имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной
литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь
страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику,
исповеднику, защитнику православной веры. |