ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ
ВИШЕРСКОГО
(память 1/14 октября)
Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине
Тверского княжества. Его отец Иван Васильевич Борозда происходил из
благородного и славного рода, отличавшегося в боях воинскими доблестями.
Еще в самых юных летах Савва отличался добродетельной жизнью; нося мирскую
одежду, он подражал иноческим подвигам, молился, постился, как совершенный
инок, и усердно ходил в храм Божий. Движимый любовью к Богу, Савва решил принять
иноческий образ и стал проводить суровую монашескую жизнь в некоторых
из тверских монастырей, безропотно исполняя различные монастырские
послушания: на поварне, в хлебопекарне и в других службах. При сем он
отличался необыкновенным смирением. Братия Саввинской Тверской
пустыни, где он вскоре поселился, настолько полюбили Савву и стали уважать его
за подвижническую жизнь, что имели его посреди себя как бы Ангела Божия и избрали его себе во игумена. Бояре и все жители той страны
стали почитать его как святого, и молва о
его смирении, воздержании и других великих добродетелях далеко
разнеслась кругом. Но преподобного тяготила слава человеческая, и он,
избегая ее и ревнуя о высших подвигах иноческих, отправился около 1411 года на
далекий Афон, прославленный святой жизнью своих подвижников, и там
совершенствовался в духовной жизни. Неизвестно, долго ли он пробыл на Афоне, но
впечатления Афона надолго остались в душе, как это увидим по жизни; известно
также, что он принес с собой с Афона в Россию список Кормчей книги, которым
пользовался потом Вассиан, архиепископ Ростовский. По возвращении с
Афона прп. Савва странствовал в виде бедного инока по обителям Новгорода,
отыскивая себе место для уединенного
пребывания. В семи верстах от Новгорода, на р. Вишере, понравилось ему тихое место.
Он поставил крест, а вблизи хижину, и стал подвизаться отшельнически. Здесь
видна живая память об афонском отшельничестве. Но узнав, что его подвиги
известны новгородцам, прп. Савва удалился на реку Сосницу. Новгородский
архиепископ Иоанн (на кафедре был с 1387 по 1415 гг.) пожелал видеть
преподобного и отравился в пустыню. Блаженный Савва, одетый в рубище, встретил архиерея еще
на пути и с глубоким смирением пал перед ним на
землю. Архиепископ благословил преподобного, считая его обыкновенным странником.
Только у своего жилища святой поведал, что он — грешный Савва. Святитель
подивился его смирению. Разделив с ним пустынную трапезу и насладясь духовной
беседой его, архиепископ Иоанн прислал потом свои дары для пустыни
Саввы. Вскоре у преподобного Саввы появились ученики, и он
задумал основать в своей пустыни обитель. Не стерпел сего лукавый враг рода
человеческого и, побуждаемый завистью к нему, внушил разбойникам причинить
преподобному зло. Думая, что у него есть какое-нибудь имущество, они пришли
к нему со злым намерением. Савва строил в это время келлию. С ложным смирением
разбойники стали просить у старца благословения. Но он прозрел их коварный
замысел и то, что они разбойники. И вот он обратился к ним с следующей просьбой:
«Детки! Окажите любовь, помогите мне поднять дерево на стену». При этом старец
велел им взяться за тонкий конец бревна, а сам взялся за толстый. Разбойники
никак не могли все вместе поднять своего конца, а
старец, с Божией помощью, легко один поднял дерево на стену. Пораженные сим,
разбойники переглянулись между собой со стыдом и страхом, поспешили уйти от
преподобного, боясь, чтобы из-за него им самим не потерпеть какого-либо
вреда. По случаю спора, поднятого иноками Лисичьего монастыря за
землю, прп. Савва обратился к начальникам Славянского конца с просьбой
отвести ему место на реке Вишере для пустынной обители, и они с любовью отвели.
И по благословению блаженного архиепископа
Симеона уже в 1418 году преподобный построил деревянный храм в честь
Вознесения Господня и келлии для братии. По устроении обители в честь Вознесения Господня святой
Савва поставил себе столп и на нем проводил всю седмицу в посте и молитве, а в
субботу сходил со столпа, причащался Святых Таин, молился с братией и
разделял трапезу. После душеполезного поучения он вновь восходил на столп и
снова подвязался до следующей субботы. Живя на столпе, преподобный своими
молитвами охранял обитель. Однажды разбойники подошли к монастырю, чтобы
ограбить его. Преподобный стал стучать жезлом по стене. Услыхав стук, объятые
страхом, разбойники убежали и с того времени более не подходили к
монастырю. Пребывая в подвигах, преподобный Савва на восьмидесятом
году заболел. Готовясь к кончине, святой призвал братию и обратился к ней с
душеполезными наставлениями, призывая их твердо и неизменно пребывать в
Православии и соблюдении
иноческих обетов и возрастать в смирении. Перед кончиной
преподобный заповедал своим ученикам: «Когда душа моя разлучится с
телом, не совершайте над ним никаких торжественных погребальных
обрядов, но просто, без всяких приготовлений, отнесите тело до могилы и предайте
земле». Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу 1
октября 1460 года. Вскоре после кончины преподобного монастырь и столп его
сгорели; но часовня над гробом Саввы уцелела среди пламени. Это было первое
чудо, в котором Господь указал в почившем
Савве угодного Ему раба. Потом некто Захария увидел во сне старца, который
говорил ему: «Если хочешь увидеть Савву, иди за мною и увидишь». Захарии
казалось, что он пошел за старцем, дошел до гробницы преподобного, увидел
несколько святителей и между ними преподобного Савву, который сказал ему
несколько слов назидания. Настоятель Саввиной обители Геласий заболел от отравы;
в крайности своей обратился он с молитвой к преподобному Савве; задремав
потом, увидел он старца в светлой одежде, молящегося в церкви, и, пробудясь,
нашел себя совсем здоровым. Новгородский святитель Иона, узнав о чудесах
преподобного, приказал написать икону преподобного Саввы, составить в честь его
службу и описать житие, что и было исполнено просвещенным иноком Пахомием. В
летописи читаем, что осенью 1522 года освящен был в Саввиной пустыни каменный
храм Покрова Богоматери над мощами преподобного: «Ту и гроб преподобного Саввы
Вышерского», — замечает она. От гроба его продолжали истекать исцеления, и
преподобный Савва известен был с именем Новгородского
чудотворца. Под руководством Саввы образовались люди
высокой жизни. Ученик его Андрей, принимавший после него начальство
над обителью, до того изнурил тело свое постом и бдением, что у него остались
только кожа и кости; преподобный Ефрем Перекопский также был учеником
его. Местное празднование было установлено при
Новгородском архиепископе Ионе (+ 1470 г.) в связи с исцелением игумена
Савво-Вишерского монастыря. Общецерковное прославление преподобного Саввы
состоялось на Московском Соборе 1549 года. «Не прельщайтесь, — говорит нам жизнью своею святой
Савва, — Бога не обманешь: что посеет человек, то и пожнет. Да
не унываем, делая добро: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6, 7,
9). |