СОБОР СВЯТИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ
ПЕТРА,
АЛЕКСИЯ, ИОНЫ, ФИЛИПА И
ЕРМОГЕНА
(память 5/18 октября)
Подобно празднованию трем Вселенским учителям и святителям Василию
Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, совершаемому и порознь
каждому, и всем вместе в один день, и
Русская Церковь, каждого порознь и всех вместе чтит и воспевает
святителей Московских: митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Ермогена —
заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества. Прежде установления
праздника в честь Всероссийских святителей они все совокупно и равночестно
называемы были у православных великими чудотворцами и
молитвенниками. После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда
архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого
Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы —
первопрестольного града, сердца Православной России. Уроженец далекой Волыни,
носитель традиционного титула
митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр (+ 1326 г.) завещал
похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе
Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем,
благословением великого дела — собирания Русской
земли. Подвиг его продолжил святитель Алексий (+ 1378 г.) — «правило
монашествующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого
князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского
Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению
единству раздираемой междоусобными бранями Руси. «Постникам сподвижник», друг и
собеседник богоносного аввы Сергия, богопросвещенный создатель нового
славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенства
духовные с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии
он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал
за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не
дожил до великой победы на поле Куликовом, но победа эта стала
возможной лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому
молитвенному предстоянию перед Господом Сил. Прославлением чудотворных мощей святителя
Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви
святой митрополит Иона (+ 1461 г.) — достойный преемник «осиянных светом
Божественным» первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов,
с 12 лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя
по лестнице добродетелей, в Московском Симоновом монастыре, где послушанием его
было «Божественных книг списание». Посвященный в архиерейское достоинство
святым митрополитом Фотием (+†1431 г.), он по смерти последнего должен был
стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной
Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в
1439 году) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного
почитания Святой Троицы, потерпел много трудов и скорбей в обличении
лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой — он
сподобился чести стать в 1448 году первым предстоятелем Автокефальной Русской
Церкви. Служением правды и милости был недолгий
первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа (+ 1570 г.). В прошлом
московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника, покинул
богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве. Много лет подвизался он в
Соловецкой обители, удостоился быть в ней игуменом; иноческий остров среди
Студеного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Иоанна
Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп, «Христова смирения
ревнитель», взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии
невинной крови, напоминал, что «начало мудрости есть любовь». Ярость
властителя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным
заповедям любви до своей мученической смерти. Святитель Ермоген (+ 1612 г.), родом из
донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в
одном из храмов новопросвещенной Казани. В 1579 году по воле Божией он
участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже — в
сане митрополита Казанского — составил Сказание о ее обретении и службу. В
Смутное время, «среди ночи нечестия и вражеского состояния», когда с помощью
самозванцев и польского нашествия иезуиты надеялись подчинить себе Русскую
Церковь, Господь привел святого Ермогена на патриарший престол. Духоносный
старец-патриарх стал поистине Ангелом Хранителем истерзанной врагами Москвы,
вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской
земли от «нахождения иноплеменных». Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь
патриархов. Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и
величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей —
святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена,
засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу
Православия. Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и
Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп
причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия,
митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель
Ермоген — в 1913 году. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает
каждому из них равную честь как небесным покровителям города Москвы и
молитвенникам за наше Отчество. Память святителей также совершается: свт. Петра — 21 декабря/3 января,
свт. Алексия — 12/25 февраля, свт. Ионы — 31 марта/13 апреля, свт. Филиппа —
9/22 января, свт. Ермогена — 17 февраля/1 марта. |