ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА
СИМОНА
ВОЛОМСКОГО
(память 12/25 июля)
Преподобномученик Симон Воломский (в миру
Симеон Михайлович) родился в 1586 году в семье крестьянина монастырской
Волоколамской вотчины. В 1607 году, в Смутное время, его отец, разорившись,
отправился на север, а Симеон пошел в Москву. Там он нашел приют у одного
портного и научился портняжному ремеслу. Вскоре святой Симеон покинул Москву,
наполненную тогда изменниками отечества, и пошел в Устюг, где,
водворившись, питался трудами рук своих. Спустя некоторое время, движимый
благочестием, направился он на остров Соловецкий для поклонения преподобным
Зосиме и Савватию. В Соловецком монастыре Симеон научился грамоте и церковному
пению, сладостно было для него чтение Божественных книг и беседа с духовными
старцами о спасении души. Однако из-за многолюдства в прославленной обители св.
Симеон, жаждавший уединенных и безмолвных подвигов, перешел в пустынный
монастырь в честь Грузинской иконы Божией Матери, расположенный на Черной горе,
на реке Пинеге. Там он молил игумена Макария постричь его в иночество. После
многих назидательных речей настоятель исполнил его благочестивое желание и
изменил мирское имя его Симеона на сходное с оным Симона; юноше было тогда уже
двадцать четыре года. Со всей ревностью предал он себя службе монастырской,
безропотно исполняя все тяжелые послушания, имея всегда в сердце своем
память смертную и непрестанно повторяя богодухновенные слова Давида: Виждь,
Господи, смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18).
Строгая подвижническая жизнь снискала ему любовь и уважение братии. Слава о его
равноангельском житии стала распространяться в округе. Но преподобный Симон
пожелал совершенного безмолвия, и игумен, зная высокую его добродетель, отпустил
его в уединение. Некоторое время он путешествовал по
монастырям Новгородской, Московской и Вологодской епархий, а затем в 1613
году поселился в 80-ти верстах от Устюга, в глухом и непроходимом месте Волмы,
или Воломском лесу, на реке Кичменге. Полюбилось это дикое место блаженному
Симону, и он молился Господу и Пречистой Его Матери, чтобы позволили ему тут
водвориться для спасения его души. Он поставил себе тесную келлию и начал
возделывать землю в совершенном уединении, питался он овощами, которые сам
садил, а иногда хлебом, который собирал как милостыню в окрестных
селениях, ибо в течение пяти лет никто не ведал его уединенной келлии,
огражденной дремучим бором. Когда же окрестные жители узнали, то старались
его вытеснить, но он благодушно претерпел гонение и удержался на избранном
месте. Когда понемногу начали собираться к прп.
Симону ученики, он пожелал устроить обитель. Испросив у царя Михаила
Феодоровича жалованной грамоты на избранное им место, преподобный поставил
церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Однако вскоре после
освящения храм был сожжен окрестными поселянами, опасавшимися, что к храму
отойдут их земли. Преподобный Симон не пал духом и стал строить новую церковь. В
1620 году, когда храм также в честь Воздвижения Креста Господня был
построен, преподобный Симон пошел в Ростов, чтобы просить у архиепископа
Варлаама антиминс и нужную утварь. Но он получил не только все необходимое для
богослужения, но и принял от руки его и сан священства. Возвратившись в свою
обитель, преподобный Симон уже сам освятил новую
церковь. Преподобный игумен Симон был для братии
примером трудолюбия, смирения, простоты сердечной. Пост и молитва были главным
деланием иноков. Однако враг рода человеческого продолжал настраивать против
святого старца некоторых крестьян. Дарованные царем Михаилом
Феодоровичем жалованные грамоты на владение землей в округе на 10 верст
вызывали у них зависть и злобу. Однажды три злодея напали на святого
старца, когда он один рубил лес, навалили на него колоду и грозили убить,
если он не отдаст им грамоту на землю. Едва умолил их прп. Симон отпустить его,
чтобы поискать грамоту. Возвратясь к своим, он рассказал бывшее с ним
приключение и угрожавшую опасность. Монастырские люди собрались, чтобы
поймать сих трех насильников, но нигде не могли найти
их. 12 июля 1641 года, когда большинство
иноков обители ушли на праздник в честь Прокопия Устюжского (память 8/21
июля), умышленники пробрались в монастырь и, найдя преподобного одного, вновь
стали требовать грамоту. Преподобный умолил их отпустить его в церковь для
отыскивания грамоты. Там он пал ниц пред иконой Матери Божией и со слезами
молился, благодаря Владычицу за то, что позволила ему водворится в сей пустыне,
и поручал Ей с сыновней доверенностью собранные им стадо и самого себя в час
смертный; молился и Господу Иисусу, чтобы послал Ангела мира принять душу его и
причислил бы его к избранному Своему стаду. Восстав от молитвы, он
причастился в алтаре запасными Дарами, хранившимися в ковчеге, и,
укрепленный бессмертною вещею, вышел к своим злодеями: «Теперь делайте со мною,
что хотите». И жестокосердные, не умилившись смирением старца, «много
мучиша, поругающеся ему и ножи разбодоша святое тело его, и наконец
отсекоша честную главу его, и повергоша тело близ его
келлии». Несколько дней лежало поверженное тело,
никем не вредимое, ни зверями, ни птицами. Возвратились братия из Великого
Устюга и с ужасом обрели блаженного своего наставника мертвым пред дверьми
его келлии, с жестокими знаками мучения. Вызванный из Архангельской обители
города Устюга иеромонах Ефрем совершил отпевание, и тело
преподобномученика Симона было с честью погребено с левой стороны созданного
им храма. В скором времени у могилы святого стали совершаться чудеса, в
основном исцеления больных. В 1646 году началось почитание
преподобномученика, ему была составлена служба с описанием жития и
чудес. |