ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СТЕФАНА
МАХРИЩСКОГО
(память 14/27 июля)
Преподобный Стефан был современником и
ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Родился и
воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь
в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев.
Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более
совершенствуясь в иноческих подвигах. Но мирное течение монашеской
жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям
литовским, а затем — польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали
притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы,
не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже
избивали священников и монахов.
Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки в Киеве и его
окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях
для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской
лавры и отправился на север, в православную Москву. Святой Стефан прибыл в столицу Русского
государства в княжение великого князя Иоанна II (1353—1359), сына Калиты и отца
св. блгв. кн. Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня), который предложил
подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве. Но святой Стефан
решил поселиться в пустыне и отправился на северо-восток, где избрал себе
место в лесном урочище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного
Сергия. Водрузив деревянный крест, подвижник срубил себе келлию, выкорчевал
вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и
трудах. Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали
приходить ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь к
безмолвию, не разрешал им поселиться около него, но затем уступил их просьбам.
Не позднее 1358 года по благословению святителя Алексия, митрополита
Московского (+1378; память 12/25 февраля), преподобный Стефан основал
монастырь. Братия построили храм во имя Живоначальной Троицы, трапезную и
келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного
Стефана во иеромонаха и поставил игуменом новой
обители. Устроенная преподобным Стефаном обитель
чрезвычайно распространилась, руководимая им по уставу общежития.
Неленостно кроткими и тихими наставлениями поучал братию преподобный о путях
спасения, о благочинии церковном и обязанностях инока, напоминая им слова
Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих
словес» (Ис. 66, 2). Еще более, чем словом, поучал игумен примером, ничем не
отличаясь от братии в одежде и пище, облеченный в рубище, как бы один из
последних, первенствуя только на молитве, ибо всех предупреждал в храме Божием и
никому не уступал в трудах. Не только иноки, но и миряне стекались к нему из
окрестностей для духовного совета, посещал для назидательной беседы и
преподобный Сергий Радонежский, лавра которого уже возникала по соседству, в
сорока верстах от Махрищи. Но однажды пришел к преподобному Стефану великий
сподвижник Сергий, утаив от него вину своего прихода — огорчение от братии,
вынудившее его удалиться на время от своей обители. Узнав о пришествии преподобного Сергия,
преподобный Стефан велел ударить в било церковное и встретил его со своей
братией, ибо единодушны были оба труженика; единую волю творили они Господа
своего и дружно возделывали духовную бразду, посевая в ней семя словесное.
Встретившись, поклонились они взаимно до земли, прося друг у друга молитв и
благословения, вместе вошли они в церковь для краткой молитвы. Несколько
дней пробыл преподобный Сергий в Махрищской обители, обходя с ним пустыню и
веселясь духовно о ее процветании. Наконец, открыл преподобный Сергий ему желание
своего сердца: «Желал бы я, отче, с помощью Божией обрести себе место
уединенное, где бы безмолвствовать. Прошу твою любовь даровать мне одного из
учеников твоих, знающих пустынные места». Преподобный Стефан с любовью
исполнил просьбу аввы Сергия и, отпустив с ним добродетельного ученика
своего Симона, проводил его до источника, за три версты от обители. Позднее
на месте расставания святых старцев, над источником, была поставлена
часовня. Симон, обошедши с преподобным Сергием многие места пустынные, указал
ему высокое прекрасное место на реке Киржачи. Оно полюбилось отшельнику
Радонежскому, и там основал преподобный новую обитель во имя
Благовещения Богоматери, где временно водворился, доколе братия первоначальной
лавры его не почувствовали горького лишения и разлуки с таким пастырем и не
умолили его возвратиться, уже чрез посредство святителя Московского
Алексия. Вскоре и самого Стефана постигло такое же искушение от братии и он
последовал смиренному примеру собеседника своего преподобного Сергия. Некто
Григорий, живший недалеко от Троицкой обители, передал монастырю свою землю и
другое имущество, принял монашество и стал усердным учеником игумена.
Преподобный вскоре послал его к святителю Алексию, который рукоположил
Григория во пресвитера и возвратил в обитель. Между тем присоединение к
обители преподобного Стефана некоторых земель вызвало раздражение живших
неподалеку четырех братьев Юрковских, опасавшихся, что их имение может отойти к
монастырю. С целью заставить преподобного уйти из этих мест они грозили убить
его. Никакие вразумления святого не помогали. Тогда преподобный Стефан,
оставив вместо себя священноинока Илию, тайно оставил монастырь вместе с
любимым учеником своим Григорием. В 60-ти верстах от Вологды, в древнем
Авнежском княжестве, он основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первым
постриженником обители стал местный землевладелец Константин Дмитриевич, который, желая подражать подвигам
преподобного Стефана, одну часть своего имения раздал бедным, а другую
пожертвовал новому монастырю и принял монашеский постриг с именем Кассиан
(впоследствии пострадал вместе с преподобным Григорием в 1392 году; память их
15/28 июня). Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный
великий князь Димитрий Иоаннович Донской, узнав о месте пребывания преподобного
Стефана, вызвал его к себе, а в монастырь сделал богатый вклад
богослужебными книгами и другими пожертвованиями. Преподобный Стефан, поручив
паству свою преподобному Григорию, а келарную службу — преподобному Кассиану,
пошел в царствующий град. По дороге в Москву преподобный Стефан посетил Махрищскую обитель, где с
радостью был встречен братией, умолявшей его не оставлять их более и
возвратиться к ним из столицы. Милостиво принял его там святитель Алексий, глубоко уважавший его
добродетель, и любитель благолепия церковного великий князь, который
снабдил Махрищскую обитель многими землями и льготами и велел
преподобному Стефану опять в ней водвориться. Будучи в Москве, преподобный обрел там будущего светильника Российской
Церкви. Юноша-сирота Косма, сродник великокняжеского боярина и окольничего
Тимофея Васильевича Вельяминова, славившегося богатством, мечтал быть
иноком. Но его влиятельный родственник не соглашался отпустить его в
монастырь. Узнав о святом Стефане, Косма пошел к нему и со слезами стал
просить о помощи. Преподобный Стефан, провидя в юноше великого подвижника,
постриг его в рясофор и преднарек ему имя Кирилл. Затем преподобный отвел Косму
в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (впоследствии архиепископ
Ростовский, +1394; память 28 ноября/11 декабря) постриг его в мантию. Это был
преподобный Кирилл Белоезерский (+1427; память 9/22
июня). Вернувшись в Махрищскую обитель, преподобный Стефан ввел в ней
общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял
братией. По временам он приходил для беседы к великому чудотворцу
Сергию. Достигнув глубокой старости, преподобный Стефан передал игуменство
старцу Илии и принял великую схиму. В скором времени, чувствуя приближение
своей кончины, он созвал духовное стадо и в последний раз поучил братию подвигам
духовным, страху Божию и непрестанной памяти смертной, любви нелицемерной,
воздержанию и конечному отречению от мира. И причастившись Святых Христовых
Таин, предал преподобный Стефан чистую свою душу Богу июля в 14-й день 1406
года. Благоухание святой его жизни повеяло от святых его мощей, свидетельствуя о благоприятном
предстательстве его пред лицем Божиим. Со слезами братия погребли его в
созданной им обители Живоначальной Троицы. Много лет после преставления блаженного Стефана жил в его обители некто
благоговейный старец инок Герман, уже столетний, днем и ночью
предстоявший в молитвах Богу. Однажды ночью вышел он из своей келлии и
увидел над гробом преподобного огонь. Ужаснулся старец и поспешил возвестить о
том игумену Ионе, который увидел из окна своего тот же огонь, как бы луч света,
сиявший от гробницы. Пришел в то время из лавры преподобного Сергия игумен
Арсений и, услышав о чудном явлении, духовно уразумел знамение благодати Божией.
Он велел поставить над могилой гробницу, осенить ее покровом и пред нею возжечь
неугасимую лампаду. С того времени возобновилось почитание святого, уже
почти забытого, и было установлено ежегодное ему
празднование. В 1550 году при постройке нового
каменного храма во имя Живоначальной Троицы мощи преподобного Стефана были
обретены нетленными, но оставлены в новом храме под спудом. От кожаного
параманда, найденного на персях мощей и вложенного в серебряный крест,
последовали исцеления для прикасавшихся к нему с
верою. По молитвам преподобного происходили и
другие чудеса. Однажды в праздник Пятидесятницы в обитель собралось до двух
тысяч богомольцев. В тот год (по некоторым источникам, 1557 г.) был голод и в
обители было мало хлеба. Игумен Варлаам (1557—1570), желая исполнить завет
преподобного, учившего питать всех приходящих в монастырь, не знал, как быть. С
верою он обратился в молитве к святому Стефану, прося у него помощи. Затем
игумен повелел монаху Симеону, служившему за трапезой, весь имевшийся хлеб
разделить и разложить на столы. Симеон мысленно осудил игумена, полагая, что
такой поступок не только не накормит множество народа, но и лишит братию
завтрашнего пропитания, однако он исполнил повеление, и по молитве святого
Стефана произошло чудо: не только все паломники насытились, но еще осталось
столько хлеба, что братия питались им три месяца. Игумен Варлаам стал первым собирателем
сведений о жизни преподобного Стефана. Он разыскал записки о святом у
своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, и записал
известные ему чудеса, происходившие у святых мощей. На основе этих записей
игумен Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по
благословению митрополита Московского Макария (+1563; память 30 декабря/12 января)
составил житие и службу преподобному Стефану. Служба святому была
составлена также Симеоном Полоцким. |