ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРГИЯ,
ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
ЧУДОТВОРЦА
(память 25 сентября/8
октября)
«Слава Богу, показавшему нам житие мужа
свята и старца духовна, преподобного Сергия в земли нашей Рустей» — так
начинает сказание блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после
его смерти. Велико значение преподобного как верного
служителя Святой Троицы в
истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения
и нравственного воспитания русского
народа. Около 70 монастырей только было открыто преподобным, его учениками и
учениками его учеников. В 1992 году исполнилось 600 лет со дня
преставления преподобного Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего
поколение святых и объединившего духом Православия полуязыческие племена
северной и средней России в целое великорусское племя; преподобный —
носитель крепкого, народного, русского, православного
духа. Преподобный Сергий стал игуменом всея
России и возбранным воеводой Русской земли. Это почувствовали у гроба его многие
миллионы душ человеческих как у очага благодатного огня, забывая суету земную и
духом переносясь в родную
древность, в леса Радонежские, Древнюю Русь, воспевая: «Радуйся, от чрева матерня освященный и прежде
рождения прославивый Святую Троицу». Великий печальник и заступник земли
Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они
строго хранили церковные уставы, помогали бедным. Их сын — краса
Православной Церкви и опора родной земли — был избранник
Божий. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил
во чреве матери — перед чтением Евангелия, во время пения
Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил
всем знамение, что он будет служителем Святой
Троицы. Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от
чрева матери предызбрал и освятил, также пророка Исаию. А Предтеча Иоанн еще во
утробе матери узнал Господа, и матерь его с радостью пророчески возопила:
Прииди Мати Господа Моего ко
мне (Лк. 1, 44). Господь досточудно еще до рождения
преподобного явил ему Свою благодать и Божественное
промышление. Мать его, сознавая, что носит во чреве
будущего подвижника благочестия, соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании,
молитве и уединении. Родители могут еще до рождения детей своих сообщить им
задатки добра и привить с молоком
добрые нравы. Преподобный Сергий родился в селе
Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. Нарекли имя рожденному Варфоломей, яко сын
радости. Младенец не брал сосцов, когда случалось матери вкушать мясную пищу, а
в среду и пятницу вовсе не вкушал пищи, совершая детский
пост. Мать совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы,
всегда после того питался молоком матери, «яко детище благодати Божия
исполненное». В семилетнем возрасте Варфоломея отдали в школу, которая была в
попечении епископа Ростовского Прохора, а учителями были люди благочестивые
и богобоязненные. Обучение грамоте считалось делом священным, ибо
преподавался ключ к чтению и уразумению Божественных Писаний и тайн Божиих.
Грамота отроку не давалась, о чем печалились и родители, и отрок, и тогда
обратились с молитвой к Подателю деяний благих и всякого рода совершенного
(Ин. 1, 8), к Тому, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 8). И Господь даровал Свою
милость. Когда в поле под дубом Варфоломей встретил старца-черноризца, саном
пресвитера, благоговейного и ангелоподобного видом, и стал сокрушаться
перед ним, что, желая уразуметь книжное учение, не может познать грамоту своими
силами, то старец, воздев руки, помолился о нем и, вынув из пазухи небольшой
ковчежец, преподал ему частицу святой просфоры со словами: «Возьми сие, чадо, и
снеждь, сие дается тебе в знамение
благодати Божией и уразумения Святаго Писания». И по благословению
отрок начал стройно и внятно
стихословить Псалтирь и получил от Бога премудрость и разум, превосходя
всех в познании. Благодать Божия просветила ум юного Варфоломея, и жил он в
страхе Божием под сению храма, поучаясь в житии святых, ибо в Древней Руси все
воспитание детей велось в церковно-православном духе. И жизнь устроялась по
Евангелию Христову во благочестии и святыне. Наши предки не любили читать
светских книг, а только святоотеческие писания и летописные сказания о
судьбах родной земли. Отрок уклоняется от детских игр, шуток, смеха и пустословия и налагает
строгий пост: по средам и пятницам не вкушает ничего, а в другие дни питается
только хлебом в водой, рассуждая, что никто не безгрешен, никтоже чист пред
Богом, аще и един день жития его будет на земли (Иов. 14, 5), как и Давид
пророк говорит: В беззаконниих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя
(Пс. 50, 7). И виден был, —
восклицает Епифаний Премудрый, — во отроке уже совершенный инок, ибо всегда он
был тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, поступь его скромна и
целомудренна и сердечная умиленная молитва была непрестанной. Юный подвижник
любил молиться по ночам, взывая: «Дай мне, Господи, измлада возлюбить Тебя всем
сердцем моим и всею душею моею». Возгорался яркий благодатный светильник, чтобы
просиять в пустыне дремучих лесов Радонежских и светом Евангелия и благодатного
учения сиять Москве первопрестольной и всей Руси Православной, многострадальной
и униженной, которая несла тяжелое бремя и иго татарское. Грубые баскаки
жгли и грабили храмы Божии, людей убивали и уводили в плен — был полный простор
страстям негодных басурман. Падала нравственность, процветать стало воровство,
обман, ложь, вражда, междоусобицы, распутство, пьянство — погибала Русь
Православная. Но Бог готовил прославление
Руси. Родители преподобного с семейством переселились в Городище, или Городок,
Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни Кирилл и Мария приняли ангельский образ в
Покровском Хотьковском монастыре и
в 1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое раздал
нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году жизни оставил
мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в
пустыню. В те времена каждый, желавший уединенной
жизни, мог один или с товарищем свободно идти в лес, на любом месте строить
себе хижину или копать пещеру и селиться тут. Братья поселились в дремучем лесу,
на горе Маковице, построили церковь и основали
обитель. Они избрали благодатное место, над которым люди видели одни свет,
другие — огонь, иные ощущали благоухание, ибо Бог эту Маковицу предназначил
для обители. Кругом был густой лес, которого не касалась еще рука человеческая.
Поставили крест, построили церковь и келлию. По благословению митрополита
Всероссийского Феогноста церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы
в 1340 году. Брат преподобного Стефан ушел в Богоявленский монастырь в
Москве, а преподобный один начал подвизаться в
пустыне. Был у Варфоломея великий дар —
добродетель рассуждения, которая, по словам Иоанна Лествичника, в том состоит и познается, чтобы точно
и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте
и во всякой вещи. Оно рождается от послушания и смирения только в чистых
сердцем, телом и устами. Рано навык преподобный равноангельному
житию, и в 23-летнем возрасте игумен Митрофан постриг его с именем Сергий в его
убогой церкви в пустыне и семь раз причастил его, каждый день совершая
Божественную литургию. И ликовала
душа Сергиева и горела Божественным огнем, ибо пребывала в нем первобытная
чистота и невинность, потерянные первым Адамом. Жил юный инок с Единым Богом, Который
тайными внушениями и гласами невещественными и благодатью руководил его во
искушениях во спасение. И были в пустыне многие брани от врага и
страхования, а сколько слез и
сердечного плача, бдений и ночей бессонных, коленопреклонений, алкания,
жажды и скудости! Этот мир многим неведом. Но преподобный с радостью и желанием шел этим узким
путем. Преподобный, проходя деятельную жизнь, переживал душевные муки и
тоску невыносимую, ибо мысли в этой брани не покоряются разуму и бродят
повсюду, молитва не действует в сердце, душа рвется бежать от подвига.
Томит еще голод и жажда, опасение и страх за жизнь от зверей. Мир и плоть
гонят пустынника из уединения. Приходят помыслы гордости, которые могут
помрачить ум. Открывается сильная брань с духами злобы поднебесной,
препятствуя войти в область духовную, к общению с небесными силами, Самим
Богом. Демоны вторгаются в пределы воображения и чувств, показуя странные образы
и нелепые мечтания о ложном смирении и святости. Монашеская жизнь, как наука из
наук, в этой брани преподает всем особые правила: 1) наблюдать за собой, подражая святым
отцам; 2) испытывать мысли и желания, выявляя
их, в духе ли они заповедей Божиих; 3) помнить о смерти, пришествии
Господнем, о суде и мучениях и блаженстве; 4) иметь непрестанную
молитву; 5) любить пост, чтобы избежать худых дел
и помыслов; 6) помнить всегда о всевидящем оке
Божием; 7) все дела и жизнь соображать с
Христовым Евангелием. Такой путь делания приводит в страну
бесстрастия и возвышает дух. Преподобный никогда не роптал, не скорбел, но всегда был доволен, ибо
жил в благодати Божией. Демоны, принимая видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов,
со свистом и свирепостью устремлялись на преподобного, он же, вооружаясь
молитвой, бил супостатов именем Иисусовым, и дал Господь победу над духами тьмы,
и преподобный получил от Бога власть над демоном. Не страшился он уже зверей
диких, и волков, и медведей и кротко с ними общался, как когда-то Адам во Едеме,
в раю. Когда человек повинуется Богу, то и все земные твари повинуются
человеку, видя в нем и ощущая дивное благоухание светлого образа Божия.
Своим пустынным подвигом преподобный разорвал всякое общение с духом тьмы и во всей полноте исполнил
первую заповедь — о любви к Богу, и теперь предстояло открыться любви к ближним
и разнести по лицу родной земли благодатный свет, которым он, как благодатный
светильник, был исполнен. Он светил из своей пустыни всей Православной Руси,
чтобы от его света зажгли свет и другие светильники. Далеко разнеслось
благоухание его святой жизни, и стали приходить к преподобному сначала ради
душеполезной беседы, а потом нашлись и желающие жить близ него, соглашаясь
терпеть скудность места и голод, и жажду, и всякие недостатки, дабы «внити в
Царствие Божие» (Деян. 14, 22). И стали строить келлии в пустыни и с детской
простотой и любовью пришельцы начали учиться пустынным подвигам. Долгое время
число учеников Сергия было 12, из них первые были Василий, Иаков, Онисим диакон
и Елисей — отец с сыном, земляки Сергеевы; Сильвестр, Мефодий, Андроник. Так
возникла лавра Сергиева. Соблюдался порядок повседневного богослужения,
собирались в церкви на полунощницу, утреню, третий, шестой и девятый час, на
вечерню и повечерие, совершая и частые молебные пения за творящих милостыни, за болящих, за
умерших — непрестанная молитва, по
заповеди апостола (1 Фес. 5, 17), была их
непрестанным правилом и в церкви, и в келлии. В их обители, пожив
малое время, скончался игумен Митрофан, постригавший Сергия. С глубоким
смирением и трудолюбием преподобный служил братии — строил келлии, рубил дрова,
молол зерно, пек хлеб, варил пищу, шил одежду и обувь, носил воду. Как земной
Ангел, в посте и непрестанной молитве преподобный прилагал труды к трудам,
и царил глубокий мир между братиями в духе евангельского смирения и
самоотречения и любви. 12-летний
отрок Иоанн, племянник Сергиев, принял ангельский образ с именем Феодор и, пожив
23 года, был первым иконописцем, а потом архиепископом
Ростовским. Была в Русской земле моровая язва, или черная
смерть. Появилась в 1348 году и опустошала города и села до 1350 года и в
следующие годы. В одном Китае вымерло 13 миллионов народа. Вымирали целые
города, становились безлюдными целые области, а у нас в Киеве, Чернигове,
Смоленске в Суздале уцелела одна треть населения. Умерли митрополит Феогност,
два сына великого князя и сам
Симеон Иванович, и многие шли в монастыри, а в лавре преподобного не было
священника, чтобы напутствовать к смерти таинствами. Братия желала видеть
преподобного в священном сане, чтобы у своего игумена открывать совесть с
покаянием, получать прощение и благословение и причащаться Таин Христовых и
иметь упокоение в старости и погребение. Волынский епископ Афанасий, замещающий
путешествующего в Царьград митрополита Алексия, в Переяславле-Залесском в
Нагорном Борисоглебском монастыре в 1354 г. поставил преподобного во иподиакона,
затем во иеродиакона, а на другой день облек благодатью священства и
поставил во игумена и, преподав правила апостольские и святоотеческое учение о
спасении, как друг друга тяготы носить и исполнять закон Христов (Гал. 6, 2),
отпустил с миром в свою
обитель. С радостью братия встретила своего игумена, он же, преподав
благословение, много молился со смирением и поучал братию. Сохранилось одно из
поучений: «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и
чистоту душевную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением,
пост и молитву. Пища и питие в
меру; чести и славы не любите, паче же
всего бойтеся и поминайте час смертный и второе
пришествие». Число братии в обители стало увеличиваться и келлии умножаться. Все
трудились, подражая апостолу Павлу, который день и ночь работал своими
руками, чтоб не жить на чужой счет и не был никому в тягость, хотя как
благовестник спасения имел на то полное право (2 Фес. 3, 8—10). Каждый из братий
доставал пропитание трудами рук своих и общежития не было. Была нужда во всем
и часто зажигали лишь березовые или
сосновые лучины при чтении на утрени. Преподобный поучал: люты скорби, но
сладок рай; болезненны труды, но вечная за них награда. Благодать Божия никому
не дается без скорбей и искушений. Когда братия несколько дней голодали, то Господь, испытавши их
веру и терпение, послал им утешение. В монастырские ворота въехали
несколько повозок и привезли многое в изобилии на потребу. Ударили в било и в
церкви отслужили благодарственный молебен Господу Богу, милующему в питающему
рабов Своих, и потом сели насыщаться. Хлебы были очень теплые и удивительно
вкусны, а благотворители были неведомы никому. И это часто потом повторялось.
Как в древние времена, так и теперь Господь скор подать нам все потребное для
жизни. Был недостаток воды, и преподобный с
иноком пошел в лесной овраг и
помолился: «Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, сотворивший
небо и землю и все видимое в
невидимое, создавший человека и не хотящий смерти грешника! Молим Тебя мы,
грешные и недостойные рабы Твои: услыши нас в час сей и яви славу Твою! Как в пустыне
чудодействовала крепкая десница Твоя, от камня воду источив, так и здесь яви
силу Твою — даруй нам воду на месте
сем, и да разумеют все, что Ты послушаешь боящихся Тебя, и имени Твоему славу
воссылающих — Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне присно и во веки веков,
аминь». И осенил крестным знамением место, и
из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла
быстрым ручьем по долине (считают, что ручей этот на северной стороне). От сей
воды бывали и исцеления, и хватало воды в изобилии
всем. Мир вторгся в пустыню, прошли дороги,
«составиша села в дворы многи», и приходили богомольцы, видели нищету пустынную,
но видели благочестие и мир и
благодать среди братии, и эта закваска
благодатная уносилась в родные семьи, как свет, как соль. И славно
стало на Руси имя угодника Божия, и
шли многие к нему с верою. Один поселянин с верою нес опасно больного малютку к
преподобному, но он умер, и старец, помолившись, воскресил умершего и отдал
его обрадованному отцу. Однажды, помолившись, старец исцелил
тяжело болящего поселянина, в
другой раз — бесноватого вельможу с берегов Волги, который был в
исступлении ума и кусался и бился, беснуясь с нечеловеческой силой, так что
его десять человек не могли удержать. Преподобный же погружался в смирение
глубокое и пребывал в нищете и
одежду имел всегда бедную, хотя обитель не имела уже недостатка ни в чем. В
обители каждый приходящий получал утешение. И видели все, что Бог послал для
Руси благодатного избранника для укрепления веры, и тысячи монахов воспитывались
им и уходили в родные стороны, делаясь сами наставниками во спасение. И свет
благодатный разливался по лицу родной земли, и чистая пшеница отделялась от
плевел. Преподобный Сергий был для северной Московской Руси, как Антоний и
Феодосий — для южной Киевской Руси.
И было благодатное видение
света, множества птиц, и слышался голос: «Так умножится стадо учеников твоих». И
знаем, что уже при жизни преподобного основано до 25 монастырей, а потом число
их возросло до 70. Чтобы устранить собственность среди
братии и всякую зависть, любостяжание, и превозношение, и пороки,
преподобный желал ввести общежитие. И когда в 1372 году в обитель прибыл
греческий митрополит с паломниками и грамотой от Вселенского патриарха Кир
Филофея с благословением ввести общежитие в обители, то старец поспешил в Москву
к святителю Алексию заручиться и его благословением. И, объявивши
желание патриарха и митрополита, игумен ввел общежитие. Построили трапезу,
хлебопекарни, амбары, кладовые. Называть своим что-либо было запрещено — одежда,
пища, труды были общими. Все способные к труду, кроме престарелых и
больных, должны трудиться для общего блага. Появились новые должности — келарь с
обязанностями казначея, эконома, благочинного (был Никон), духовник
(первым был Савва), экклесиарх. Обитель благоукрасилась, и число братии
возросло, и изобилие появилось. Тогда излишество стали употреблять на
странноприимство. Уединенная дотоле обитель выдвинулась из дремучих лесов
на распутие жизни русской. При введении общежития оказались недовольные,
некоторые ушли из обители, а
другие, можно думать, с игуменом Стефаном составили партию не желающих иметь
Сергия главой братства. Тогда преподобный ушел из обители, избегая
препирательства и личной распри со старшим братом Стефаном, который, оставив
игуменство в Богоявленском монастыре, пришел в обитель, которую он
основывал с братом. Преподобный посетил друга своего преподобного Стефана в
Махрищском монастыре и, взяв в провожатые инока его, нашел прекрасное
место на реке Киржаче, где и поселился для
безмолвия. К любимому игумену приходили братия и
построили келлии, колодезь, церковь во имя Благовещения, и устроилась новая
обитель. Митрополит благословил новую обитель, освятил церковь. Романа рукоположил в
священный сан, поставил игуменом, а из Троице-Сергиевой лавры изгнал ропотников
и вернул Сергия в свою обитель, где водворился мир. Воссиял во всем блеске
преподобный как великий служитель Церкви Христовой и гражданин земного отечества
— его имя было на устах всех, от великого князя и бояр до последнего поселянина
Московской Руси, и был он, яко древний
пророк. Любя пустыню, старец не желал наград и святительского сана,
но, как великий благодетель, отводил своими молитвами от Руси беды и скорби. Он
содействовал духовному возрождению и обновлению Русской земли и освобождению
от рабства диким азиатским ордам. Это было такое время тяжкое, что оно грозило
совершенной гибелью русскому народу. И Сергий дарован Богом земле Русской, как
истинный печальник ее. Он вдохнул веру в помощь Божию, поднял дух родного
народа встать на поработителей. Мамай с полчищами шел на Русь. Великий
князь Димитрий посетил Троицу со своими воинами-князьями. Преподобный отслужил
Божественную литургию, пригласил князя и воевод на трапезу и сказал: «Господь
Бог тебе Помощник. Еще не приспело время тебе самому носить венец этой победы с
вечным сном; но многим, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы
мученические с вечною памятью». Окропил освященной водой князя и всех бывших с
ним и сказал, что врага ожидает
конечная гибель, «а тебя, великий княже, помощь, милость и слава от Господа.
Уповаем на Господа и на Пречистую Богородицу, что Они не оставят тебя». И,
осеняя преклонившегося пред ним великого князя святым крестом, богоносный Сергий
воодушевлено произнес: «Иди, господин, небоязненно! Господь поможет тебе на
безбожных врагов!» А затем одному тихо сказал: «Победиши враги твоя». И как
благословение, как залог победы своему воинству князь просил двух иноков, бывших
воинов, Александра Пересвета и Андрея Ослябу. Возложив на них схимы, украшенные
изображением креста Христова, старец отправил их на поле
брани. Благословив крестом и окропив еще раз
освященной водой великого князя, своих иноков, витязей и всю дружину княжескую,
преподобный Сергей сказал князю: «Господь
Бог да будет твой Помощник и
Заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит
тебя!» По лицу всей Русской земли пронеслась
весть о благословении на брань с
Мамаем, и луч надежды укрепился в сердцах сынов русских, заколебался Олег
Рязанский и не пошел против Москвы. 8 сентября 1380 года на Дону войска встали в
боевой порядок. Прибыли инок Нектарий и другие иноки от Сергия с благословением всему
христолюбивому воинству. Они привезли Богородичную просфору и грамоту с увещанием сражаться
мужественно и уповать, что Бог увенчает их счастливым успехом. Поможет
Бог и Троица. Преподобный как бы сам посетил воинство, и даже слабые духом
воины воодушевились мужеством и готовностью положить души свои за святую веру
православную, за дорогое отечество. Было единоборство схимонаха Александра с
татарским богатырем Челубеем. В схимническом одеянии, без лат и шлема, с тяжелым
копьем сошелся зачинатель победы и пал вместе с татарином. Мученически
погибли многие воины: из 150 тыс., вышедших из Москвы, вернулось 40 тыс. Пока
длилась грозная битва Куликовская, в обители Живоначальной Троицы святой
Сергий собрал всю свою братию и возносил молитвы сердечные за успех великого
дела. Телом стоял он на молитве, а духом был на поле Куликовом, прозревав очами
веры все, что совершалось там, и, как очевидец, видел и называл павших воинов по
имени, сам произносил за них заупокойные молитвы со всей братией. Наконец, он
возвестил совершенное поражение врагов и прославил Бога, даровавшего победу
православным. Заботы и молитвы печальника Русской земли
продолжались и далее. На
рукописи, написанной в 1380 году, говорится о том, что месяца сентября
в 21-й день — памяти апостола
Кондрата — Симоновский архимандрит Феодор приезжал из Москвы с тревожной вестью,
что Литва грядет с агарянами на
Москву. Племянник все поведал преподобному. Опять горячо молились Богу о помощи
и направили келаря Никона в Рязань, чтобы предотвратить новое кровопролитие. И
раскаялся в этот раз князь Олег с боярами своими и, имея наготове войско,
оставил его и «отбежа от града своего Рязани к Ягайло Литовскому, которого
уговорил уйти к себе на родину». Вот кому обязана Русь своим спасением и после
Куликовской битвы, и тут преподобный Сергий явился заступником Руси и
предупредил страшное кровопролитие родной братской крови. Великий князь после
победы с многими воинами опять прибыл в обитель Троицы, чтобы воздать
благодарение Богу, поведать старцу о богодарованной победе и поблагодарить за
молитвы. Рассказав о герое-иноке, князь промолвил: «Если бы, отче святый, твой
послушник Пересвет не убил татарина-богатыря, сколь бы многие испили от
него чашу смертную! И без этого великое множество христианского воинства избито
татарами, помолись о них, честный отче». И стали с тех пор петь панихиды и служить
заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле пред 26 числом октября в
Дмитриевскую субботу. Князь наделил монастырь Сергиев щедрыми
дарами, раздал много милостыни народу и при пособии преподобного Сергия устроил
Стромынский Успенский монастырь на
реке Дубенке, где ученик Сергиев Савва стал настоятелем. На месте
захоронения в селе Монастырщина в память победы над Мамаем построен монастырь в
честь Рождества Богородицы, куда Сергий пожертвовал царские врата. Великий князь
увидел в преподобном Сергии мудрого советника и теплого молитвенника и обращался
к нему за помощью в делах государственных, и пожелал иметь его восприемником от
купели крещения своих детей: Юрия, родившегося 26 ноября 1374 г., и Петра,
родившегося 29 июня 1385 г. Много раздоров было между князьями, и
только угодники Божии умиротворяли князей. Преподобный Сергий призывал к миру ростовских князей,
нижегородских в 1359 и в
1365 г., когда пришлось затворить все храмы до
умирения. Много хлопот было с тверским князем Михаилом Александровичем, который
несколько раз призывал Ольгерда литовского, женатого на его сестре, против
Москвы, и совет преподобного: всеми силами русских княжеств смирить Тверь —
привел к миру с Тверью перед самим Мамаевым побоищем. Еще беспокойный хитрый
сосед Олег рязанский нарушал договоры, входил в союзы то с Ольгердом, то с
Тверью, то с Мамаем и Тохтамышем. Осенью 1385 г. преподобный ходил в
Рязань, смягчил сердце сурового Олега, и тот «взял с великим князем Димитрием
вечный мир и любовь в род и род». Этот мир скрепили семейным союзом — Феодора
Олеговича и Софии Дмитриевны. Так пробуждалось сознание единения под
властью Москвы среди всех княжеств русских, чтобы общими силами сбросить
иго Орды и хранить веру православную. Преподобный похоронил победителя татар
Димитрия Донского, умершего 19 мая 1389 года, и нес свой крест, служа родной
Руси. Он нес сначала крест деятельный — время борьбы с ветхим человеком, с самим
собой и с врагами спасения, миром и диаволом. И когда вошел в покой мира
Христова, открылся крест созерцательный, в благодати путеводя уже других ко
Христу. Преподобный имел дар чудотворения,
пророчества, утешения и назидания, совета и разума
духовного. Преподобный Сергий в трапезе духом увидел
святителя Стефана Пермского и услышал духом его приветствие на большом
расстоянии и сделал поклон ему к западу, промолвив: «Радуйся и ты, пастырь
Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!» Еще более высокое благодатное
состояние богоносной его души чувствовалось в святейшие минуты Божественной
литургии. В это время молчальник Исаакий видел чудный пламень, исходящий от
преподобного в минуты благословения. Видели Ангела в виде чудного в блистающих
ризах мужа, сослужащего на литургии и шедшего на малом входе с Евангелием вслед
за Сергием. Ангел Господень всегда при совершении Божественной литургии
сослужил преподобному. Видели при служении преподобного, как небесный огонь
сходил на Святые Тайны в минуты их освящения, как этот огонь ходил по святому
престолу, озаряя весь алтарь, обвиваясь около святой трапезы и окружая всего священнодействующего
Сергия, и как вошел он внутрь святого потира, и угодник Божий причащался этого
огня «неопально, как древле купина неопально горевшая не
сгорала». Однажды преподобный сердечно молился
Царице Небесной, и его чистое сердце горело благодатным огнем, и смиренный
ум был погружен в созерцание, и видел он Пречистую с апостолами Петром и Иоанном
Богословом, посетившую обитель и обещавшую избраннику Своему неотступной быть от
места сего и покрывать обитель Своим чудным покровом. Не
гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Божию Матерь, и
это было венцом его подвигов здесь, на земле. Вся вселенная видела в преподобном Сергии
истинного человека Божия — земного Ангела и небесного человека, в котором,
как и в древних подвижниках и святых, действовала всемогущая сила Божия. Он был
обителью Пресвятой Троицы, и какое глубокое смирение, детская простота,
незлобие, духовное рассуждение пребывали в нем, отображая в нем земную
красоту его души, которая сияла, яко солнце. Как корабль при тихом плавании приближается к своему доброму
пристанищу, так и преподобный Сергий приближался к переходу в вечность, к
Господу славы. За полгода вперед Господь открыл Ему день отшествия, и богоносный
Сергий собрал братию, передал откровение Божие и передал управление
обителью первому ученику своему и помощнику Никону, а сам стал
безмолвствовать. В последние минуты предсмертные он собрал братию и преподал завещание
шествовать Его путем в небесные обители, пребывать всегда в Православии и вере апостольской, хранить единомыслие,
блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, удаляться от злых
похотей, иметь умеренность в пище и
питии, страннолюбия не забывать. В своей прощальной беседе со всей силой отеческой любви сообщал он
спасительные правила иноческого жития. Всех поручил Всемогущему Господу и Его
Пречистой Матери. Причастившись Божественных Таин Христовых, богоносный отец со словами: «В
руце Твои предаю дух мой, Господи» — тихо отошел духом ко Господу 25 сентября 1392
года. Лицо праведника сияло небесным блаженством, и благоухание чудное
разлилось по его келлии. Благодатное сопребывание Сергия духом в своей обители благочестивые иноки
видели многократно, ибо он всегда пребывает игуменом неусыпающим лавры своей и
всей Руси Православной взбранным воеводою. Полюби святого Сергия, полюби его искренне, и Он полюбит
тебя. Спустя 30 лет после кончины в видении одному благочестивому почитателю
своему во время легкого сна преподобный Сергий сказал: «Возвести игумену сей
обители, зачем оставляет меня так долго под покровом земли во гробе, где вода
окружает мое тело?» Тело преподобного сохранилось целым и неврежденным, тление не коснулось
даже одеяния его; несмотря на то, что гроб стоял в воде, она не касалась тела и
одежды. Великое благоухание распространилось вокруг. Множество христиан
прославляли Бога. С ликованием были положены святые мощи преподобного в новую раку. Обретение последовало 5
июля в 1422 году. При жизни много чудес сотворил преподобный Сергий, но по
смирению и кротости он не велел рассказывать о всех, а по кончине Бог
прославил Его так, что чудеса, совершаемые по Его молитвам, подобны
многоводной реке. Так, осенью 1408 года преподобный Сергий и святители Петр и Алексий
явившись, предупредили игумена Никона: «Господу было угодно, чтобы
иноплеменники (татары Эдигея) коснулись и сего места, ты же, чадо, не
скорби, не смущайся — обитель не запустеет, а процветет еще более». Никон и
иноки временно удалились, а после отступления татар построили новый
каменный храм Пресвятой Троицы. Однажды, в праздник Троицы, бедный слепой с семилетнего возраста,
оставленный своим проводником, молился и рыдал. Явился преподобный Сергий,
подвел слепца раке, и он стал зрячим. Поляки осаждали лавру с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года.
30 тыс. против 2 тыс. защитников.
Иноверцы хотели разорить дом Пресвятой Троицы, поляки и литовцы проливали кровь
православных. В это время трижды в видении Косме Минину преподобный повелел
собирать казну. Преподобный являлся казакам и укорял их за измену. Многие
оставляли лагерь и уходили домой. Посылал трех учеников — Михея, Варфоломея и
Наума — в Москву на слепых лошадях
совершать молебствия. И совершилось чудо: слепые лошади сами принесли своих
седоков в столицу. По молитвам преподобного Сергия в житницах не уменьшалась рожь.
Всемогущий Господь спас и сохранил Русь и Православие. Архиепископ Арсений
Эласонский, томившийся в плену в Москве, находящийся в сильном недуге, стал
вестником небесного милосердия к России. Однажды в глухую полночь келлия
больного святителя вдруг осветилась необыкновенным лучезарным светом, и он
увидел пред собой преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. «Арсений, —
сказал явившийся преподобный болящему, — ваши и наши молитвы услышаны:
предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость и
завтра же Москва будет в руках России и Россия будет спасена». 22 октября
считается днем избавления Москвы, и была встреча Владимирской иконы, которую нес
из Кремля архиепископ Арсений. В декабрьской книжке «Душеполезного
чтения» за 1910 год помещено народное предание 1812 года, распространенное
особенно в бывшей Ярославской губернии под заглавием «Видение Наполеона». В нем рассказывается такое
происшествие. Заняв Москву, Наполеон, как-то попробовав русского
сбитня, который сварил мастер своего
дела старик ярославец, приказал ему прийти со сбитнем и на следующий
день. Его должен был сопровождать француз-приказчик из французской лавки с Кузнецкого моста, поступивший
переводчиком во французскую армию. В рассказе он называется кургузым.
«...Сбитенщик и кургузый дошли до Кремля. Ярославец уже приготовился
по-вчерашнему потчевать Наполеона и его свиту, но императору было не до сбитня.
Он взволнованный ходил по царской площади. Его лицо подергивалось судорогами,
кулаки крепко сжимались. Свита казалась растерянной. Что-то произошло...
“Но я видел... я видел войско и
странного полководца”, — ни к кому не обращаясь, говорил император французов
настойчиво и с раздражением. Свита изумлялась, но не тому, что Наполеон видел, а тому, что
она не видела ни войска, ни странного полководца. Просто у императора
воображение болезненно расстроилось. Опустелая, похожая на кладбище,
пылающая Москва, недостаток во всем и страх за будущее довели вождя до того, что
он поддался обману зрения и чувств. Надо, чтобы доктора обратили внимание на это
и употребили все средства: верховный вождь должен быть бодр и здоров...
Между тем, вот что произошло. Наполеон захотел полюбоваться окрестностями Москвы и поднялся на
колокольню Ивана Великого. Солнце грянуло с небес. Бонапарт направил
взор в сторону Воробьевых гор
и вдруг встрепенулся, дрогнул и обратился к приближенным голосом, в котором
чувствовался испуг. “Вы видите, там, на юго-западе движется армия! И с двух сторон подходят великие
армии! Это русские!” — “Ваше величество, мы не видим там никаких армий”.
Наполеон топнул ногой о деревянный помост. “Три армии... да, да! Они еще далеко,
но они приближаются и будут в Москве. Да, да, скоро будут”. Он трепетал, стучал
зубами и порывисто говорил: “Три великих армии! три! три!... как вы не
видите?... Кажется, они не идут по
земле, а несутся по воздуху, как Ангелы или демоны. И впереди — вождь. Вы видите
вождя? Вы видите вождя?” — “Ваше величество, мы не видим вождя”. “Проклятие!” —
потрясая кулаками, простонал Наполеон и стал торопливо спускаться по лестнице.
Бледный, он рассеянно и злобно повторял: “Но я видел, я видел их. И этот
предводитель весь в черном. Монах? Седые волосы, седая борода... с крестом
в руках. Он осенил войско крестом... это необычайно! Что это? Кто этот черный
вождь?” Наполеона трясло. В нем кипела злоба оттого, что никто не видел
воздушных армий с необыкновенным предводителем монахом. Уже на площади Наполеон
взглянул туда, но там уже ничего не было; солнце скрылось, тучи и дым висели над
Воробьевыми горами. Тут как раз появились в Кремле сбитенщик с “языком”, т.
е. с кургузым. “Пусть подойдет ближе”, — приказал Наполеон и, когда они
приблизились, спросил ярославца, не знает ли он такого монаха: тощего, но
величественного и седого, как лунь. Сбитенщик в свою очередь спросил, а где он,
император, встретил такого монаха. В Москве не один монастырь, не один,
следовательно, может быть и такой монах... “Там, в воздухе, впереди войск”, —
нетерпеливо произнес император. Кургузый перевел. Старик приосанился и, словно
отчеканивая каждое слово, отвечал: “Вашему величеству известно должно быть,
что простые монахи не ходят по воздуху, а единственно небесная сила открывалась
вам. Не из нынешних монахов какой-либо вел воинов, а непременно угодник
Божий, охраняющий Москву и Русь”. “Так, так, — сказал Наполеон своим, — у русских людей и городов есть свои
святые покровители”. И обращаясь к
сбитенщику, добавил: “Кто покровитель Москвы?” — “Святой и преподобный Сергий,
Радонежский чудотворец”. Наполеон повернулся, сделал рукой знак старику, чтобы
шел за ним, и все — Наполеон, приближенные, сбитенщик, кургузый — направились в
Благовещенский собор. Старик оставил посудины со сбитнем на паперти и один из
всех обнажил голову. “Показать мне изображение святого!” — сказал Наполеон.
Старик подвел его к образу преподобного Сергия. “Это он!” — воскликнул Наполеон
и отшатнулся, вдруг обвеянный страшным холодом. Но он долго не мог оторвать глаз от святого
образа, и мысли одна за другой проходили в голове императора,
тревожные мысли... Видение смутило, взволновало и устрашило, держало в
своем плену гордого победителя. С ним не было подобного... Наполеон хотел сейчас
освободиться от тягостного плена и не мог. Как будто судьба давала неумолимо
понять, ему, что есть Божий перст, который указывает пути народам и правителям,
и смиренным и гордым: пути к победе
и величию, к падению и безднам. И глубокое раздумье взяло Наполеона. Он стал
перебирать в памяти все события от того часа, когда он и “двенадцать других
земель” 11 июня вторглись в пределы Российской империи, и до сегодняшнего видения в пылающей
неприветливой Москве. Мало отрадного выпало на долю великой армии. Россия
оказалась хорошей ловушкой, и этой ловушки не сломил даже Бородинский
бой. “Что за радость, — думал Наполеон, — признавать себя победителем, если нет
побежденных?” В раздумье он вышел
из собора и вслух помыслил: “Что же это за народ — русские, если их армию водят святые... таких-то надо
побеждать!” И вздрогнул. — “Коня!” Ему подведи великолепного арабского
коня. Наполеон сел в седло и,
сопровождаемый свитой, поскакал из Кремля. Он желал забыть видение; он проскакал
через всю столицу и явился в Петровский дворец, хотел там остаться и не мог. Он
не находил себе места, не мог ничем отвлечься от тяжких дум, навеянных видением.
Ему чудилось ликование тех трех армий, что вел святой Сергий, и, казалось, это
ликование все громче и громче. Армии, значит, приближаются, и не застигнут ли
они врасплох его и “двенадцать других земель”, с ним пришедших? И Наполеону
стало жутко оставаться еще в Москве...» Много и других чудес совершил великий угодник
Божий. Дивен Бог во святых Своих, дивен в преподобном Сергии! И до сего
времени гроб его является неоскудеваемым источником чудотворений: все с верою
приходящие получают различные и богатые милости; припадем и мы к раке
многоцелебных мощей святого Сергия и в сердечном умилении воззовем: «Преподобие
отче Сергие, моли Бога о нас». |