Преподобный Сильвестр Обнорский жил в XIV
веке и был современником святителя Алексия, митрополита Московского, и
одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Пространного
жизнеописания преподобного Сильвестра не сохранилось. Известно, что любовь
к молитвенному уединению жила в нем с юных
лег. Получив благословение своего наставника — игумена Троицкой обители
преподобного Сергия Радонежского, инок Сильвестр отправился искать
пустынное место для пребывания в безмолвии. На покрытом дремучим лесом
берегу реки Обноры, примерно в 20-ти километрах от прежнего города Любима в
Ярославской земле, в глухой, безлюдной пустыньке преподобный водрузил крест.
Построив небольшую келлию, святой отшельник стал дни и ночи проводить в
неустанной молитве и строгом посте. Сохранилось предание, что однажды, идя за водой на реку, преподобный получил
откровение о том, что пустынь, избранная им для подвижнических
трудов, станет известной и соберет немало иноков. Через некоторое время уединение
преподобного Сильвестра было открыто жителями окрестных селений и к
отшельнику стали приходить люди за советом и благословением, ища духовного
руководства. Преподобный Сильвестр всех встречал с любовью и каждого
желавшего подвизаться в совместных трудах благословлял на устройство
отдельной келлии. Когда количество пустынножителей заметно возросло,
преподобный Сильвестр решил основать в этом месте храм и при нем монастырь.
Благословение на это, а также антиминс для храма он получил у святителя
Алексия, митрополита Московского (+1378). Преподобный Сильвестр стал первым
игуменом этого монастыря на реке Обноре, который впоследствии прославили своими
духовными подвигами преподобные Павел Обнорский и Сергий Нуромский. Деревянный
храм в обители был освящен в честь Воскресения Христова, поэтому и сам монастырь
стал именоваться Воскресенским. Как игумен, преподобный Сильвестр являл
братии постоянный пример молитвенного подвига и неустанного труда. Любовь к
безмолвию по-прежнему жила в сердце подвижника. Время от времени он оставлял
монастырь и уходил вглубь леса для уединенной молитвы. Здесь преподобный
Сильвестр собственноручно выкопал четыре колодца (один из которых еще в прошлом
столетии был известен и чтим). Стремление поучаться наставлениями
мудрого старца заставляло народ приходить и к месту его
отшельничества. Преподобный Сильвестр, не отказывая никому, выходил из
убежища, благословлял богомольцев и вел с ними долгие беседы. Место, где
уединялся преподобный, еще при его жизни получило название «заповедной» рощи, к
которой местные жители относились благоговейно, из поколения в поколение
передавая наказ святого старца не рубить в ней деревья. В глубине этой рощи
преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый — на склоне горы у реки
Обноры. В 1645 году строитель Воскресенской
обители иеромонах Иов пренебрег заповедь чудотворца и вздумал рубить рощу. За
это и он был наказан слепотой, от которой исцелился при гробе Сильвестра. С того
времени и доныне никто не смеет срубить дерево в заповедной роще. Несмотря на
то, вековых деревьев там мало; время истребляет их. Когда святой впал в предсмертную болезнь,
братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о
предстоящей кончине святого. «Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, —
говорил им в утешение преподобный, — на все воля Божия. Сохраняйте заповеди
Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на
Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то
это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господа Богу и
Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого». Преподобный
скончался 25 апреля и был погребен справа
от деревянного Воскресенского храма. Известна икона XVII века, на которой прп.
Сильвестр изображен держащим в руке свиток; на свитке помещена часть текста его
завещания, дошедшая таким образом до нас. Вскоре после кончины преподобного на
месте его духовных бесед была сооружена часовня, вокруг которой ежегодно в
день памяти святого подвижника совершались крестные ходы. Особо почиталось место
погребения преподобного, так как от гроба его происходили чудесные исцеления.
Как и другие северные монастыри, Воскресенская обитель неоднократно
подвергалась разорению: в 1538 году во время нашествия казанских татар, в 1612
году польскими захватчиками. К 1647 году разрушенный монастырь был
восстановлен. В 1656 году, по благословению патриарха Никона, вместо деревянной часовни над
гробницей преподобного Сильвестра сооружен храм в честь Покрова Пресвятой
Богородицы. В 1764 году монастырь был упразднен, а его соборный храм превращен
в приходскую церковь. В 1821 году архиепископ Ярославский Филарет
(впоследствии митрополит Московский) дал благословенную грамоту на
строительство вместо деревянной Покровской церкви каменного Воскресенского
храма, которое было закончено в 1825 году. В одном из приделов
Воскресенского храма в бронзовой посеребренной гробнице установили обретенные
нетленные мощи преподобного Сильвестра. В 1860 году преподобный Сильвестр вновь
напомнил о себе несколькими чудесными знамениями, описание которых помещено в
Ярославских и Вологодских епархиальных ведомостях за 1860—1870
гг. |