Аудио версия


Софроний, епископ Иркутский



Святитель Софроний, епископ Иркутский, извест­ный под фамилией Кристалев­­ский (в миру Сте­фан), родился в Малороссии, в Черниговском по­лку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был «посполитый человек» (то есть простолюдин, кре­с­тьянин; в данном случае — служивый крестьянско­го происхождения).

Детские годы святого Стефана проходили в мес­течке Березань Переяслав­ского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У святого Стефана было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата — Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногор­ского Золотоношского монастыря.
С воз­растом святой Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя — Иоасаф, епископ Белгородский (+1754; 10/23 декабря), и Павел, митрополит То­больский (+1770; 4/17 ноября).

Получив духовное образование, святой Стефан поступил в Красногорский Преоб­раженский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат.
23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Соф­рония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта).

В ночь после пострижения в монашество святой инок Софроний услышал в Покров­ском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», — предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом — иеро­монаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «После посвящения в оном Золотонош­с­ком монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за ко­торыми в ходатайстве пребыл два года».

Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о жизненном пути свя­тителя. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславле, он часто уеди­нялся в расположенном недалеко Преображенском монастыре для безмолв­ного созерцания и других иноческих трудов.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петер­бурге, на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходи­мость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе святой иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С того времени друж­ба двух подвижников — иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия — все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святой Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподава­ния в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского, и нижняя, во имя свя­тителя Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окорм­ления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741—1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Алек­сандро-Невского монастыря святого Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды госуда­рыни и Синода — подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетво­рить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произ­вола людского».

18 апреля 1753 года, в неделю о Фоме, в большом Успенском соборе Москов­ского Кремля святой Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нер­чинского. В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Москов­ский и Севский Платон (Малиновский), который участвовал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал
о своево­лии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать обра­зо­ван­ных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою пер­вую Красногорскую обитель, был и у святынь Киева, где испрашивал бла­гословение на свое служение у Киево-Печерских угодников.

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Воз­не­сенский монастырь — место жительства своих предшественников, мо­лился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого, +1731; память 26 ноября/9 декабря). Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития.

Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель Софроний приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослуже­ния в Иркутской епархии. Проницательный святитель назначал настоятелями монас­тырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духов­ным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвел своего друга и спод­вижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамят­ный настоятель послужил монастырю 33 года до своей кончины. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором выражалась озабоченность обу­чением и воспитанием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

В проповедях и личных беседах святитель Софроний неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Большое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужения и таинств священно­слу­жителями, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о по­ложении женщин в семье, охранял их от несправедливостей. Святитель Соф­роний старался повсеме­стно водворить уставное богослужение, для чего выз­ывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые сослу­жи­ли во время архиерейского богослужения, участвовали в хоре или иподиакон­ст­во­вали. Особыми указами он вос­становил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в Сибири, святитель Софроний положил много трудов на просвещение язычников.

С этой целью он заботился об устройстве быта малых народов, способствовал раз­витию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для посе­ле­ния монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язы­чест­ва. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за бла­гословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о вечности, о своей внутренней духов­ной жизни. Сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, кото­рый сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом коли­честве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу».

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие подвижнических трудов святителей Феодосия, архи­епис­копа Черниговского (+1696; память 5/18 февраля), Димитрия, митрополита Ростовского (+1709; память 28 октября/10 ноября), Иннокентия, епископа Иркут­ского (+1711; память 9/22 февраля).

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно спо­собствовал поддержанию в ней благолепия, посылал для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что трудно было подобрать достойного преемника.

Последние дни жизни святитель Софроний провел в молитвенном подвиге. Скон­чался он в преклонных летах 30 марта 1771 года, на второй день Пасхи.

Празднование святителю Софронию установлено на Поместном Соборе Рус­ской Православной Церкви 10—23 апреля 1928 года. На второй сессии этого Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона, Московского и всея Руси, была утверждена служба святителю Софронию.

Тропарь в этой службе составлен управлявшим в то время Иркутской епар­хией архиепископом Иоанном. Другой тропарь употребляется ныне в Красногор­ском Золотоношском женском монастыре в честь Покрова Божией Матери.

Память святителя Софрония совершается также 30 июня/13 июля, в связи с прославлением его 30 июня 1918 года.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"