По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен
соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января/5 февраля 1982
года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского
чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле
Костромской просиявших. По свидетельству русских
летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя
владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском
княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и
Костромской. В XIV—XV вв. ученики
преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько
монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной
реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой —
по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья
трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память 20 июля/2 августа) —
основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков
Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.;
память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23
января). По благословению
преподобных Кирилла Белозерского (+ 1427; память 9/22 июня), также
ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского — на
Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской
и Любимоградский (+ 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (+
1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский (+ 1610; память 5/18 мая) —
основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский (+
1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков
Брылинский, иначе Брылеевский (XV в., память 11/24 апреля) — ученик и
сподвижник преподобного Иакова
Железноборовского. В монастыре преподобного
Паисия Галичского (+ 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ
Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце
XV—начале XVI вв., память 7/20 апреля). В XVI веке преподобный
Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на
реке Воче. Святитель Дионисий
Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник
преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек
из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для
духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и
преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель
трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление
Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после
Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан,
епископ Воронежский (+ 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший
в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства
связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (+ 1445; память
11/24 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя
некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский (+
1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме.
Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских
удельных князей. Святитель Иона,
митрополит Московский и всея Руси (+ 1461; память 15/28 июня), был родом из
Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских
монастырей. По благословению
святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский
(+ 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой
Троицы. Ученики преподобного
Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси»,
просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли
их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного
генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви —
Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного
Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова
Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли
обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской
земле. |