Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский
родился в Антиохии Сирской. Родители его были христианами и воспитывали своего
сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил
Священное Писание. Любовь к слову Божию так глубоко внедрилась в сердце молодого
Шио, что он постоянно держал его в уме своем и даже всегда носил при себе
Евангелие, Послания апостола Павла и Псалтирь. И уже в ранние годы был одарен
способностью толкования слова Божия. Родители его, опасаясь наконец излишнего
умственного напряжения сына их и желая доставить ему отдых, решились однажды
отобрать у него эти святые книги. «Зачем прервали вы мои Божественные занятия? —
возразил им опечаленный отрок. — Кто не поучается постоянно закону Божию,
тот отдаляется от Царства Небесного. Возвратите мне мои сокровища...» И
родители, вразумленные словами не по летам мудрого сына их, не стали больше
стеснять его свободы... Узнав о святом подвижнике Иоанне Зедазнийском, Шио тайно
покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн
возвратил юношу родителям, предсказав, что и они станут иноками. Предсказание
скоро исполнилось: Шио убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а
сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество,
пришел к преподобному Иоанну, сиявшему в то время в Антиохии и, получив от него
пострижение в иночество, сделался его учеником. Спустя 20 лет преподобный Шио, в числе
12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для
проповеди слова Божия. Послужив этому делу распространения веры
Христовой преподобный Шио пожелал жить отшельником. И по благословению
Католикоса Евлавия и своего учителя преподобный Шио направил свой путь на запад
от Мцхета в непроходимые дебри лесные. Здесь в пустыне, защищенной отвесными и
совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в
тесной пещере, им самим высеченной в скале, едва достаточной, чтобы укрыться в
ней... Трудное подвижничество предстояло одинокому, беспомощному борцу среди
суровой, дикой пустыни, но чудным Промыслителем о нем был Тот, к Кому он
постоянно обращался с молитвой: «Господь просвещение и Спаситель мой; кого
убоюся? Господь Защитник жизни моей, кого устрашуся?» И за суровый аскетический
подвиг Шио удостоился чудных видений. В скале открылся родник, источающий для
отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь. Этот-то голубь, по изволению
Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл
людям жилище Шио. Некто Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению
за рекой Курой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его,
погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками. Он был так поражен встречей с
этим укрывшимся от мира человеком, молитвенно предстоящим в пустыне пред лицем
Единого Бога, что, пленившись этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего
мирского и стал просить дивного отшельника взять его под свое руководство и
подвизаться в пещере, всецело предавшись
Богу. С этих пор о Шио стало известно и другим
людям в окружности, которые стали селиться близ него, и таким образом собралось
до 25 добровольных пустынножителей. На избранном по откровению блаженному Шио
месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей — Иоанна
Крестителя. Молва о святом подвижнике распространялась, и место его уединенной
жизни и подвига стало превращаться в обитель. Когда царь Парсман VI навестил
бывшего любимого своего Евагрия в пустыне, то с благоговением отнесся к
подвижнику Шио и подарил ему землю под монастырь, доставив значительные средства
для построения храмов. Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери,
второй — в честь Рождества Иоанна Крестителя, где впоследствии и почивали
останки прп. Шио. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Таким образом,
преподобный Шио устроил обитель, которая некогда включала в себя множество
иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимскою (в 30 верстах от
Тифлиса). Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив
три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства
новых иноков. Но стремление к полному уединению
преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с
братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поучений и,
прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в
темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. Кто может
постичь и исчислять несказанные подвиги этого Ангела в человеческом теле!
Предузнав по откровению час кончины и приобщившись Святых Таин, преподобный
Шио 9 мая кончил свое земное житие. Тело великого затворника, при
напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им
обители. Святые мощи его и до ныне служат ограждением обители, которая одна
из немногих уцелела посреди частых опустошений
Грузии. |