СТРАДАНИЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ШАЛВЫ,
КНЯЗЯ
АХАЛЦИХСКОГО, И 10 000 МУЧЕНИКОВ
ГРУЗИНСКИХ
(память 17/30 июня)
Святой мученик Шалва отличался многими
христианскими добродетелями. За его храбрость и мужество святая благоверная
царица Тамара Великая (память 1/14 мая) назначила его правителем Ахалцихской
области (на юге Грузии). Возглавив грузинское войско, он одержал
блестящую победу над турецким султаном Нокардином, благодаря чему в
продолжении царствования святой Тамары Грузии сопутствовали мир и
благоденствие. В царствование царицы Русудан (+1237)
Грузия подверглась нашествию персидского шаха Джелал-эд-Дина. В битве с
превосходившими силами противника князь Шалва был тяжело ранен и
пленен. Шах Джелал-эд-Дин окружил князя Шалву
показной заботой, но спустя год, когда он оправился от ран, потребовал принять
магометанство. Обещания высокой должности и всяческих почестей не смогли
поколебать грузинского исповедника. Он отклонил все посулы и не устрашился
тяжести пыток, а своему мучителю спокойно отвечал: «Скажу тебе словами святого
Игнатия Богоносца: и не желаю никаких приобретений, кроме сохранения
Божественного образа, по которому я создан». Разгневанный шах приказал обнаженного
исповедника влачить по земле, избивая ногами и палками. Во время истязания
святой мученик радостно воскликнул: «Радуйся, Шалво! Вместе с одеждою
ты совлекаешь с себя и ветхого человека и освобождаешься от тли вечной».
Полумертвого, с переломленными костями
святого мученика бросили в темницу, где он скончался в июне 1227
года. После этого Джелал-эд-Дин опустошил
Армению и с многочисленным войском направился к Тбилиси. Грузинские войска
оказали героическое сопротивление, но из-за измены горожан-персов
город не смог устоять. Тбилиси был взят. «Не только общественные и частные
здания, но и все храмы и святилища были преданы огню и осквернению; не оставлены
были в покое даже кости умерших, жертвой бесчеловечья делались
служители алтарей и весь клир церковный, словом, Тифлис представлял
теперь тот вид, какой представлял Иерусалим при разрушении его
Титом». Жестокий шах приказал снять купол с
кафедрального Сионского собора в честь Успения Божией Матери, а вместо него
поставить свой шатер, чтобы смотреть на сожжение города и мучения христиан.
Пленных грузин он приказал обратить в ислам. Десять тысяч человек были пригнаны
к мосту через реку Куру, вблизи Сионского собора. Пленникам предложили свободу и
щедрые дары шаха, если они отрекутся от Христа и плюнут на святые иконы,
поставленные на мосту. Христиане же, подходя поочередно к святым
иконам, вместо поругания воздавали им должную честь и поклонение. Тут же палачи
отрубали им головы и обезглавленные тела бросали в Куру. Так были казнены
все десять тысяч грузинских исповедников. Можно было перейти реку с одного
берега на другой по телам святых мучеников, не замочив в воде ноги. Вода в реке,
смешавшись с мученической кровью, стала красной. Эта страшная казнь продолжалась весь день
до позднего вечера. Ночью над мостом опустился столпообразный свет и осветил
тела страдальцев Христовых. Вслед за этим произошло сильное землетрясение,
во время которого палатка нечестивого шаха рухнула с высоты Сионского
собора. Память святых десяти тысяч Тбилисских
мучеников совершается Грузинской Православной Церковью в один день с
памятью святого мученика Шалвы. |